Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№26 (698) 06 июля 2009 г. Личный вкус

«Крабат. Ученик колдуна» (Германия, 2009)

06.07.2009
Кино в Минске

Игорь СУКМАНОВ

Режиссёр Марко Кройцпайнтнер. В ролях: Давид Кросс, Даниэль Брюль, Кристиан Редль, Роберт Штадлобер, Паула Калинберг, Ханно Коффлер.

Инфантилизм вкусов крепчает. Кассовое кино все больше ударяется в молодость. Фильмы, которые в былые времена, скорее всего, демонстрировались бы под грифом «детских сеансов», теперь собирают полные залы солидных кинотеатров в вечернее время. Балом правит анимационный «Ледниковый период-3», а в скором времени самым обсуждаемым событием станет очередная серия «Гарри Поттера». Кинематограф все дальше уходит от действительности, уносясь в неведомые миры. И если вчера в королях жанра ходили авантюрные комедии и боевики, то сегодня негласно правит фэнтези.

Среди вороха неотягощенных смыслами летних кинопремьер обращает на себя внимание немецкая история о прыщавом юноше-чародее под названием «Крабат».

О чём. В основе фильма сказочная повесть Отфрида Пройслера, которой зачитывалось последнее поколение советских школьников. Невеселый рассказ о судьбе юного сироты-бродяжки, который, следуя мистическому зову, находит кров под стропилами старой мельницы у одноглазого колдуна-чернокнижника и его одиннадцати подмастерьев. Крабат становится двенадцатым учеником Мастера, охотно подчиняясь его воле. Уроки черной магии, преподанные хозяином, наделяют героя нечеловеческой силой и выносливостью. Однако кров, стол и «волшебное облегчение труда» в этой мальчишеской коммуне - не более чем иллюзия счастья. Сытая жизнь на мельнице на деле оборачивается ловушкой для неокрепших душ. Ведь мельник в сговоре с дьяволом и ради сохранения вечной жизни приносит ему в жертву своих учеников…

Что важно. Поскольку тема «юношеской магии» составляет сердцевину сюжета, стоило бы предположить, что «Крабат» замышлялся как европейский ответ голливудскому «Гарри Поттеру». Только сразу бросается в глаза, что фантастический антураж не выглядит для авторов самоцелью. Их фантазия не настолько безудержна и безгранична. Череда волшебных превращений не затмевает канву рассказа. Создается впечатление, что авторы сдерживают свои порывы, используя вполсилы арсенал отпущенных визуальных средств. Начертанные сажей на лбу пентаграммы, заклинания, магический круг, зарывание крестика в куриный помет - вот, собственно, и вся школа чернокнижия. Сами волшебные трюки - превращение подмастерьев в воронов, отделение души от тела - изобразительно скромны.

Как ни странно, но именно сдержанная постановка заставляет думать о фильме не как о пустышке. Не берусь судить, в силу каких обстоятельств - от авторской ли неопытности, нерешительности или, наоборот, от желания не навредить смыслу, - но режиссерские шероховатости пошли на пользу фильму. Обращаясь преимущественно к молодой публике, «Крабат» утверждает земные ценности в противовес гаррипоттеровской героике. Он предлагает сбросить оковы чар и не заигрывать со злом, что по нынешним временам считается прикольным, но отнюдь не безобидным занятием.

Что привлекает. Сказочная действительность в «Крабате» не утратила реалистической основы. Этим славилась книга Пройслера, действие которой происходило в эпоху позднего средневековья, когда германские земли опустошали войны и чума. В лучших сценах фильма мистицизм также проистекает из самой действительности.

В «Крабате» ничто так не страшит и не пугает, как сцена знакомства главного героя с обитателями черной мельницы, когда, проснувшись, он видит над собой лица обступивших его сверстников-подмастерьев. Пока закадровый голос представляет каждого из них, перед нами проходит галерея колоритных персонажей, гротескных и вселяющих ужас одновременно. Вырожденцы, будто сошедшие с картин Брейгеля и Босха, в последующих сценах обретают более привлекательные черты. Болезненная белизна кожи на деле оказывается приставшей мельничной мукой, а признаки олигофрении - всего лишь настороженным взглядом тинейджеров-переростков. Чем больше Крабат узнает их, чем больше сближается с ними, чем крепче становятся узы приятельства и дружбы, тем заметней их внешнее преображение.

Что огорчает. Главная проблема фильма - отсутствие в нем заявленной психологической глубины. Фильм так и остался стоять на распутье - не стал голым развлечением, но и не нашел в себе силы выйти за рамки схематичной сказки о торжестве любви и дружбы в борьбе со злом.
Добавить комментарий
Проверочный код