Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Обеспечит ли работой 500 тыс. граждан, официально зарегистрированных как безработные, обновленная версия декрета N3 «о тунеядцах»?
нет, скрытая безработица гораздо выше
нет, пока не будут проведены структурные реформы в экономике
нет, все закончится очередными акциями протеста
да, если президент приказал
нет, пятая колонна в Совмине преднамеренно дезинформирует президента
№26 (698) 06 июля 2009 г. Экономика

Не хотите - заставим!

06.07.2009
Окончательный анализ с Александром САМАНКОВЫМ



Если руководителем ставится задача, которая впоследствии не выполняется подчиненными, последних можно освободить от занимаемых должностей. А можно сказать, что планка поднята так высоко, чтобы к ней стремиться. Либо можно забыть о сказанном, но при этом найти виновного. 6% роста ВВП, о которых весной договорились президент и правительство, оказались недостижимым рубежом. Похоже, виновными в этом стали освобожденные от занимаемых должностей министры промышленности, транспорта и коммуникаций.

Основным индикатором экономики объявлено снижение складских запасов. С одной стороны, правительство все же планирует их рост до 98% месячного производства. С другой - заявляет о том, что кредитоваться будет только то, что продается. С целью снижения складских запасов правительство введет новую статотчетность в виде соотношения темпов роста реализации к темпам роста объемов промпроизводства.

Соотношение «1» - это пороговое значение. Выше - хорошо, ниже - плохо. Данный параметр станет «основным критерием в оценке работы министерств и ведомств». Вместе с тем сохраняющееся планирование темпов роста производства и уровня складских запасов с введением нового показателя задает очевидный алгоритм поведения: продать столько, сколько произвели. Ведь по планам Минэкономики ВВП, рассчитываемый исходя из объемов производства, в этом году составит 100-102%. Реальные условия вступают в известное противоречие с заявленным министром экономики Николаем Зайченко принципом определения конкретным предприятиям объемов промпроизводства: «Произвести столько, сколько способны продать». На практике до предприятий доведут те же показатели объема производства и соотношение его роста к росту реализации.

Принцип «сначала мы вас заставим произвести, а потом заставим продать» остался прежним. Обратная связь при этом состоит в основном в заслушивании директоров на многочисленных совещаниях и заседаниях.

Если говорить в целом о системе оценок, то плановая экономика не терпит рыночных интегральных показателей. Система слежения существует во всех крупных экономиках. В США, к примеру, это индекс потребительского доверия. Есть похожие индексы в Германии и Японии - все они отражают настроение предпринимателей. В результате опроса и репрезентативной выборки предприятий определенного размера в разных отраслях можно узнать, больше или меньше инвестирует бизнес, ожидает ли он в следующем месяце продаж или снижения прибыли и т.д.

Данные белорусской статистики выходят с опозданием и говорят о том, что уже произошло. Лишь разрозненные настроения предпринимателей позволяют сделать вывод, что ситуация по текущему состоянию бизнеса, издержкам и конкуренции ухудшается. О состоянии собственной деловой среды мы узнаем из материалов различных зарубежных организаций.

О скрытых налогах на предприятия и граждан порой узнаешь совершенно неожиданно. Так, правительство приняло постановление, в соответствии с которым высокорентабельные предприятия перечислят в государственный целевой бюджетный фонд национального развития часть прибыли. В перечне - более 100 предприятий и организаций. Среди них - Белорусская железная дорога, РУП «Минск Кристалл», РУП «Гомельтранснефть «Дружба», РУП «Беларуськалий», ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа», РУП «Институт «Белжилпроект», РУП «Белгосохота» и ОАО «Агрокомбинат «Дзержинский».

Как известно, 30% своей валютной выручки все предприятия обязаны продать государству на валютно-фондовой бирже. При этом 0,2% от суммы продажи они уплачивают бирже в качестве комиссионного вознаграждения. Соответственно, для обеспечения импортным сырьем и комплектующими при покупке теперь уже недостающей валюты такое вознаграждение составляет 0,5% от суммы. Все эти платежи ложатся на себестоимость выпускаемой продукции. Мало того что предприятия зарабатывают валюту, так они еще должны платить за то, что их обязывают эту валюту продать государству.

А в размерах экономики это гигантские суммы. Годовой суммарный объем торгов всеми видами валют значительно превышает $10 млрд. Почему валютно-фондовая биржа должна быть высокорентабельным предприятием? Или ее сотрудники колесят по странам в поисках сбыта белорусской продукции? Ответ прост. Сверхдоходы поступают в бюджет, а затем перераспределяются.

Возьмем «Белжилпроект». Сверхдоходы этой организации включаются в цену квадратного метра строящегося жилья. С одной стороны, гражданам предоставляются льготные кредиты на его покупку, с другой - этих же людей заставляют переплачивать. Агрокомбинат «Дзержинский». Государство дотирует сельхозпроизводителей. Эти дотации приводят к получению сверхдоходов, которые государство позже снова изымает в бюджет.

В такой системе трудно выделить составляющую эффективности самих предприятий. Директивные же показатели можно выполнить, спрятавшись за частоколом дотаций, субсидий, преференций, гостарифов и прочих административных процедур.
Добавить комментарий
Проверочный код