Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№26 (698) 06 июля 2009 г. Экономика

Не хотите - заставим!

06.07.2009
Окончательный анализ с Александром САМАНКОВЫМ



Если руководителем ставится задача, которая впоследствии не выполняется подчиненными, последних можно освободить от занимаемых должностей. А можно сказать, что планка поднята так высоко, чтобы к ней стремиться. Либо можно забыть о сказанном, но при этом найти виновного. 6% роста ВВП, о которых весной договорились президент и правительство, оказались недостижимым рубежом. Похоже, виновными в этом стали освобожденные от занимаемых должностей министры промышленности, транспорта и коммуникаций.

Основным индикатором экономики объявлено снижение складских запасов. С одной стороны, правительство все же планирует их рост до 98% месячного производства. С другой - заявляет о том, что кредитоваться будет только то, что продается. С целью снижения складских запасов правительство введет новую статотчетность в виде соотношения темпов роста реализации к темпам роста объемов промпроизводства.

Соотношение «1» - это пороговое значение. Выше - хорошо, ниже - плохо. Данный параметр станет «основным критерием в оценке работы министерств и ведомств». Вместе с тем сохраняющееся планирование темпов роста производства и уровня складских запасов с введением нового показателя задает очевидный алгоритм поведения: продать столько, сколько произвели. Ведь по планам Минэкономики ВВП, рассчитываемый исходя из объемов производства, в этом году составит 100-102%. Реальные условия вступают в известное противоречие с заявленным министром экономики Николаем Зайченко принципом определения конкретным предприятиям объемов промпроизводства: «Произвести столько, сколько способны продать». На практике до предприятий доведут те же показатели объема производства и соотношение его роста к росту реализации.

Принцип «сначала мы вас заставим произвести, а потом заставим продать» остался прежним. Обратная связь при этом состоит в основном в заслушивании директоров на многочисленных совещаниях и заседаниях.

Если говорить в целом о системе оценок, то плановая экономика не терпит рыночных интегральных показателей. Система слежения существует во всех крупных экономиках. В США, к примеру, это индекс потребительского доверия. Есть похожие индексы в Германии и Японии - все они отражают настроение предпринимателей. В результате опроса и репрезентативной выборки предприятий определенного размера в разных отраслях можно узнать, больше или меньше инвестирует бизнес, ожидает ли он в следующем месяце продаж или снижения прибыли и т.д.

Данные белорусской статистики выходят с опозданием и говорят о том, что уже произошло. Лишь разрозненные настроения предпринимателей позволяют сделать вывод, что ситуация по текущему состоянию бизнеса, издержкам и конкуренции ухудшается. О состоянии собственной деловой среды мы узнаем из материалов различных зарубежных организаций.

О скрытых налогах на предприятия и граждан порой узнаешь совершенно неожиданно. Так, правительство приняло постановление, в соответствии с которым высокорентабельные предприятия перечислят в государственный целевой бюджетный фонд национального развития часть прибыли. В перечне - более 100 предприятий и организаций. Среди них - Белорусская железная дорога, РУП «Минск Кристалл», РУП «Гомельтранснефть «Дружба», РУП «Беларуськалий», ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа», РУП «Институт «Белжилпроект», РУП «Белгосохота» и ОАО «Агрокомбинат «Дзержинский».

Как известно, 30% своей валютной выручки все предприятия обязаны продать государству на валютно-фондовой бирже. При этом 0,2% от суммы продажи они уплачивают бирже в качестве комиссионного вознаграждения. Соответственно, для обеспечения импортным сырьем и комплектующими при покупке теперь уже недостающей валюты такое вознаграждение составляет 0,5% от суммы. Все эти платежи ложатся на себестоимость выпускаемой продукции. Мало того что предприятия зарабатывают валюту, так они еще должны платить за то, что их обязывают эту валюту продать государству.

А в размерах экономики это гигантские суммы. Годовой суммарный объем торгов всеми видами валют значительно превышает $10 млрд. Почему валютно-фондовая биржа должна быть высокорентабельным предприятием? Или ее сотрудники колесят по странам в поисках сбыта белорусской продукции? Ответ прост. Сверхдоходы поступают в бюджет, а затем перераспределяются.

Возьмем «Белжилпроект». Сверхдоходы этой организации включаются в цену квадратного метра строящегося жилья. С одной стороны, гражданам предоставляются льготные кредиты на его покупку, с другой - этих же людей заставляют переплачивать. Агрокомбинат «Дзержинский». Государство дотирует сельхозпроизводителей. Эти дотации приводят к получению сверхдоходов, которые государство позже снова изымает в бюджет.

В такой системе трудно выделить составляющую эффективности самих предприятий. Директивные же показатели можно выполнить, спрятавшись за частоколом дотаций, субсидий, преференций, гостарифов и прочих административных процедур.
Добавить комментарий
Проверочный код