Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№26 (698) 06 июля 2009 г. Экономика

Китай напоили

06.07.2009
 


Ведущие ликеро-водочные заводы Беларуси по объемам отчисления во всевозможные бюджеты стабильно входят вTop-100 «дойных коров». Треть акцизов, собираемых бюджетом, - опять же алкогольная. В январе - мае 2009г. доля реализации алкогольной продукции в общем объеме розничного товарооборота составила 12%. Продажа водки увеличилась на 2,9% по сравнению с аналогичным периодом 2008г. (до 4 млн. 463,5 тыс. дал).

Еще в феврале 2009г. замминистра торговли Михаил Свентицкий зафиксировал очередной рекорд мирового уровня: «При пересчете на абсолютный алкоголь в 2008г. на душу населения продано почти 12,5 л чистого спирта. Это - новый исторический максимум республики. Для справки: в 2005г. эта цифра составляла 9,4 л».

Рецепт по лечению этой очевидной болезни общества «доктор» Свентицкий выписал весьма экстравагантный - обрушил свой гнев на импорт слабоалкогольных напитков: «В этой ситуации надо предотвратить наметившуюся тенденцию агрессивного продвижения торговой сети слабоалкогольных напитков сомнительного качества. В магазинах можно встретить вино плодовое слабоалкогольное в тетрапакетах с содержанием алкоголя 6,4%. Непонятно, на кого рассчитана такая продукция. Это примитивный уход от жесткого нашего законодательства, регулирующего оборот алкогольных напитков».

Еще один косвенный способ борьбы со спаиванием населения предлагает правительственная программа развития ликеро-водочной отрасли на 2005-10гг. В соответствии с ней алкогольные предприятия, входящие в систему Белгоспищепрома, обязаны довести долю экспорта своей продукции в нынешнем году до 25%, а в 2010г. - до 50%. Тот, кто устанавливает такие нормы, явно не имеет представления о состоянии наших государственных ликеро-водочных заводов и их экспортных возможностях.

Как можно было приказать увеличить доходы от реализации продукции на экспорт в 7,5 раза «Аквадиву»? Даже РУП «Минск Кристалл» не в силах выполнить приказ такой вселенской глупости. Собственно, о том, как наши управленцы осведомлены о реальном положении дел в отрасли, свидетельствует парадный сайт концерна «Белгоспищепром». Так, РУП «Минск Кристалл» на нем гордо именуется РУП «Минский Кристалл». Мелочь? Загляните на www.bgp.by - там из таких мелочей складываются удивительные пазлы.

Как ни старались предприятия (Гомельский ЛВЗ, Витебский ЛВЗ, Гродненский ЛВЗ, «Аквадив» и др.), но доля экспорта водки и ликеро-водочных изделий от общего объема производства по состоянию на конец июня - начало июля не превышала 2-3%. «Кристалл» из заявленных 100 тыс. дал продукции экспортировал около 80 тыс. - кризис спутал карты, крахмал не пошел.

САМИ ПЕЙТЕ

Тем не менее именно на «Кристалле» 3 июня произошла репетиция генеральной порки на тему «невыполнение правительственной программы». Председатель Комитета госконтроля Зенон Ломать учил директоров ведущих предприятий страны, в какую бутылку разливать и какой пробкой закупоривать свою водку, чтобы она пользовалась большей популярностью за границей.

«Брестский ликеро-водочный завод «Белалко» долгое время приобретал более 90% укупорочных средств иностранного производства, - сообщает сайт Госконтроля. - Более того, нередко отечественные производители алкоголя приобретают импортные комплектующие через посредников».

Белгоспищепрому вообще и директорам в частности жестко попеняли за невыполнение пресловутых прогнозов по экспорту. По мнению Ломатя, представители директорского корпуса и концерна «Белгоспищепром» обязаны «начинать каждый рабочий день с вопроса N1 - экспорт продукции». Т.е. водки.

А как чужим продать то, о чем свои же отзываются негативно? Виктор Маргелов, председатель Республиканской конфедерации предпринимательства, например, не считает, что «в этом сегменте у нас наблюдается хорошее, стабильное качество. И говорить о конкурентоспособности отечественной продукции пока просто неприлично. Или у нас есть экспорт? Его рост наблюдается лишь на бумаге. В 2009г. предприятия Белгоспище-прома 25% от всего произведенного должны экспортировать, в 2010-м - 50%. С большой долей уверенности можно утверждать, что эти цифры так цифрами и останутся. Есть, конечно, оригинальные ходы. Хотите узнать, по какой цене Брестский ликеро-водочный продавал водку в Германию? Только не упадите: цена для Германии в 5 раз ниже, чем для внутреннего рынка.

Так что мы имеем дело не с ростом реализации, а с чем-то иным. Теоретически наша алкогольная отрасль может увеличить рост экспорта за счет наших знаменитых плодово-ягодных вин. То-то потребители за пределами Беларуси обрадуются, завидев такой товар на полках своих добропорядочных магазинов. А если серьезно, то водкой своей мы хоть и хвастаемся, но оснований для этого все меньше»
.

ТАКОЙ ВОТ ХРЕНОВЫЙ ЭКСПОРТ

А тем временем на сайте концерна «Белгоспищепром» полный позитив: «По данным концерна, белорусские предприятия за первые пять месяцев 2009г. увеличили экспорт алкогольных напитков в Россию. В целом объем экспорта белорусских ликеро-водочных товаров вырос с начала года на 56,8% по отношению к аналогичному периоду 2008г. С 2004г. зафиксирован рост экспорта алкогольной продукции в 3,9 раза».

Хотя в наших успехах на российском рынке в части роста продаж водки возникают большие сомнения. Россия вот-вот переймет ценный опыт Беларуси и займется «деалкоголизацией», т.е. будет пить сугубо свое. Другие внешние рынки тоже весьма специфичны. Некоторые наши предприятия выходят на Китай, но представители директорского корпуса на сей счет иллюзий не питают: «Торговать с китайцами - это отдельная наука. Вот, скажем, китайская делегация у нас на заводе провела чуть не месяц. Мы им моргаем один раз, они - два. В итоге удалось договориться о поставке контейнера в Китай. Да этот несчастный контейнер у нас хорошая компания мужиков за выходные выпьет. Вот и вся экспортная составляющая».

«ВАГОНЧИК-ДРУГОЙ БЕЛОРУССКОЙ ВОДОЧКИ - НЕ В СЧЁТ»

Владимир ЗАХАРОВ, директор предприятия «Винреал». Емкость рынка алкоголя в Беларуси очень маленькая. Мы здесь сами производим и сами же потребляем всю выпущенную продукцию. Ностальгическое желание уехавших за рубеж соотечественников, время от времени заказывающих для себя вагончик-другой хорошей белорусской водочки, - не в счет. Это капля в море. Из-за узкого рынка сбыта и жесткой налоговой политики производство алкоголя в Беларуси уже давно перестало быть высокоприбыльным. Я общаюсь со многими руководителями производств. В подавляющем большинстве это люди, которые душой и телом переживают за цивилизованное, успешное развитие алкогольного рынка в Беларуси. Но что они могут сделать? Ведь Россия, Украина, страны Балтии, Польша и другие элементарно могут иметь такую же сырьевую базу для производства алкоголя, как и мы. При этом у нас нет преимуществ таких винодельческих регионов, как Молдова, Крым, Закавказье. А желание создать специфическую продукцию, отличную от продукции других стран, не всегда находит понимание у тех, кто призван регулировать этот процесс.

Автор: Настасья НОВИКОВА
Добавить комментарий
Проверочный код