Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Ожидается, что декрет об обеспечительном депозите позволит бизнесменам не опасаться за свою свободу,если они выйдут за правовые рамки. Нужно просто заблаговременно положить не менее BYN50 тыс. на счет в Беларусбанке. От чего еще можно обезопасить граждан?
от призыва в армию
от бедных родственников
от оплаты коммунальных услуг
от вредных привычек
от прохождения флюрографии
№26 (698) 06 июля 2009 г. Экономика

Китай напоили

06.07.2009
 


Ведущие ликеро-водочные заводы Беларуси по объемам отчисления во всевозможные бюджеты стабильно входят вTop-100 «дойных коров». Треть акцизов, собираемых бюджетом, - опять же алкогольная. В январе - мае 2009г. доля реализации алкогольной продукции в общем объеме розничного товарооборота составила 12%. Продажа водки увеличилась на 2,9% по сравнению с аналогичным периодом 2008г. (до 4 млн. 463,5 тыс. дал).

Еще в феврале 2009г. замминистра торговли Михаил Свентицкий зафиксировал очередной рекорд мирового уровня: «При пересчете на абсолютный алкоголь в 2008г. на душу населения продано почти 12,5 л чистого спирта. Это - новый исторический максимум республики. Для справки: в 2005г. эта цифра составляла 9,4 л».

Рецепт по лечению этой очевидной болезни общества «доктор» Свентицкий выписал весьма экстравагантный - обрушил свой гнев на импорт слабоалкогольных напитков: «В этой ситуации надо предотвратить наметившуюся тенденцию агрессивного продвижения торговой сети слабоалкогольных напитков сомнительного качества. В магазинах можно встретить вино плодовое слабоалкогольное в тетрапакетах с содержанием алкоголя 6,4%. Непонятно, на кого рассчитана такая продукция. Это примитивный уход от жесткого нашего законодательства, регулирующего оборот алкогольных напитков».

Еще один косвенный способ борьбы со спаиванием населения предлагает правительственная программа развития ликеро-водочной отрасли на 2005-10гг. В соответствии с ней алкогольные предприятия, входящие в систему Белгоспищепрома, обязаны довести долю экспорта своей продукции в нынешнем году до 25%, а в 2010г. - до 50%. Тот, кто устанавливает такие нормы, явно не имеет представления о состоянии наших государственных ликеро-водочных заводов и их экспортных возможностях.

Как можно было приказать увеличить доходы от реализации продукции на экспорт в 7,5 раза «Аквадиву»? Даже РУП «Минск Кристалл» не в силах выполнить приказ такой вселенской глупости. Собственно, о том, как наши управленцы осведомлены о реальном положении дел в отрасли, свидетельствует парадный сайт концерна «Белгоспищепром». Так, РУП «Минск Кристалл» на нем гордо именуется РУП «Минский Кристалл». Мелочь? Загляните на www.bgp.by - там из таких мелочей складываются удивительные пазлы.

Как ни старались предприятия (Гомельский ЛВЗ, Витебский ЛВЗ, Гродненский ЛВЗ, «Аквадив» и др.), но доля экспорта водки и ликеро-водочных изделий от общего объема производства по состоянию на конец июня - начало июля не превышала 2-3%. «Кристалл» из заявленных 100 тыс. дал продукции экспортировал около 80 тыс. - кризис спутал карты, крахмал не пошел.

САМИ ПЕЙТЕ

Тем не менее именно на «Кристалле» 3 июня произошла репетиция генеральной порки на тему «невыполнение правительственной программы». Председатель Комитета госконтроля Зенон Ломать учил директоров ведущих предприятий страны, в какую бутылку разливать и какой пробкой закупоривать свою водку, чтобы она пользовалась большей популярностью за границей.

«Брестский ликеро-водочный завод «Белалко» долгое время приобретал более 90% укупорочных средств иностранного производства, - сообщает сайт Госконтроля. - Более того, нередко отечественные производители алкоголя приобретают импортные комплектующие через посредников».

Белгоспищепрому вообще и директорам в частности жестко попеняли за невыполнение пресловутых прогнозов по экспорту. По мнению Ломатя, представители директорского корпуса и концерна «Белгоспищепром» обязаны «начинать каждый рабочий день с вопроса N1 - экспорт продукции». Т.е. водки.

А как чужим продать то, о чем свои же отзываются негативно? Виктор Маргелов, председатель Республиканской конфедерации предпринимательства, например, не считает, что «в этом сегменте у нас наблюдается хорошее, стабильное качество. И говорить о конкурентоспособности отечественной продукции пока просто неприлично. Или у нас есть экспорт? Его рост наблюдается лишь на бумаге. В 2009г. предприятия Белгоспище-прома 25% от всего произведенного должны экспортировать, в 2010-м - 50%. С большой долей уверенности можно утверждать, что эти цифры так цифрами и останутся. Есть, конечно, оригинальные ходы. Хотите узнать, по какой цене Брестский ликеро-водочный продавал водку в Германию? Только не упадите: цена для Германии в 5 раз ниже, чем для внутреннего рынка.

Так что мы имеем дело не с ростом реализации, а с чем-то иным. Теоретически наша алкогольная отрасль может увеличить рост экспорта за счет наших знаменитых плодово-ягодных вин. То-то потребители за пределами Беларуси обрадуются, завидев такой товар на полках своих добропорядочных магазинов. А если серьезно, то водкой своей мы хоть и хвастаемся, но оснований для этого все меньше»
.

ТАКОЙ ВОТ ХРЕНОВЫЙ ЭКСПОРТ

А тем временем на сайте концерна «Белгоспищепром» полный позитив: «По данным концерна, белорусские предприятия за первые пять месяцев 2009г. увеличили экспорт алкогольных напитков в Россию. В целом объем экспорта белорусских ликеро-водочных товаров вырос с начала года на 56,8% по отношению к аналогичному периоду 2008г. С 2004г. зафиксирован рост экспорта алкогольной продукции в 3,9 раза».

Хотя в наших успехах на российском рынке в части роста продаж водки возникают большие сомнения. Россия вот-вот переймет ценный опыт Беларуси и займется «деалкоголизацией», т.е. будет пить сугубо свое. Другие внешние рынки тоже весьма специфичны. Некоторые наши предприятия выходят на Китай, но представители директорского корпуса на сей счет иллюзий не питают: «Торговать с китайцами - это отдельная наука. Вот, скажем, китайская делегация у нас на заводе провела чуть не месяц. Мы им моргаем один раз, они - два. В итоге удалось договориться о поставке контейнера в Китай. Да этот несчастный контейнер у нас хорошая компания мужиков за выходные выпьет. Вот и вся экспортная составляющая».

«ВАГОНЧИК-ДРУГОЙ БЕЛОРУССКОЙ ВОДОЧКИ - НЕ В СЧЁТ»

Владимир ЗАХАРОВ, директор предприятия «Винреал». Емкость рынка алкоголя в Беларуси очень маленькая. Мы здесь сами производим и сами же потребляем всю выпущенную продукцию. Ностальгическое желание уехавших за рубеж соотечественников, время от времени заказывающих для себя вагончик-другой хорошей белорусской водочки, - не в счет. Это капля в море. Из-за узкого рынка сбыта и жесткой налоговой политики производство алкоголя в Беларуси уже давно перестало быть высокоприбыльным. Я общаюсь со многими руководителями производств. В подавляющем большинстве это люди, которые душой и телом переживают за цивилизованное, успешное развитие алкогольного рынка в Беларуси. Но что они могут сделать? Ведь Россия, Украина, страны Балтии, Польша и другие элементарно могут иметь такую же сырьевую базу для производства алкоголя, как и мы. При этом у нас нет преимуществ таких винодельческих регионов, как Молдова, Крым, Закавказье. А желание создать специфическую продукцию, отличную от продукции других стран, не всегда находит понимание у тех, кто призван регулировать этот процесс.

Автор: Настасья НОВИКОВА
Добавить комментарий
Проверочный код