Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№26 (698) 06 июля 2009 г. Экономика

За вами должок

06.07.2009
Печальная история белорусских долгов и кредитов

Ярослав РОМАНЧУК

Международный валютный фонд (МВФ) дал нам очередные $679,2 млн. кредита. С ноября 2008г. в виде кредитов и валютных поступлений от «Газпрома» правительство Беларуси получило $3,7 млрд. С учетом динамики ВВП в 2009г. и курса белорусского рубля - это 9% ВВП. Но эти деньги, вместо того чтобы инвестироваться в давно назревшие реформы, банально проедаются или замораживаются в старых проектах.

БЕЛАРУСЬ НЕ АМЕРИКА

Белорусское правительство добровольно и сознательно заразилось одной опасной американской болезнью - жить в долг. Раз американцы могут позволить себе жить в долг, значит, и нам можно. То, что Америка производит 25% мирового ВВП, а Беларусь - 0,1%, что Америка при всех к ней претензиях остается одной из самых свободных стран мира с развитым финансовым и богатым внутренним рынком, а Беларусь входит в десятку самых экономически несвободных, наших политиков не смутило.

Не заметили они и разницы в статусе национальной валюты. Допечатка свежего триллиона «зеленых» пока не привела к инфляции в США. Доверие к доллару остается на высоком уровне, чего не скажешь о белорусском рубле.

Не учли власти и тот факт, что большое количество нобелевских лауреатов в стране не означает, что американские министры не ошибаются. Недавно сам Обама признал, что все те меры, которые принимало его правительство и до него Буш, не привели к ожидаемому выходу из кризиса.

На прошедшей в конце июня 2009г. крупной международной конференции в Вашингтоне целый ряд ведущих аналитиков мира в один голос говорили о том, что кризис в США будет еще как минимум 2 года. Значит, нужно гораздо решительнее очищать экономику от банкротов, инвестиционных ошибок и тех форм госрегулирования, которые привели к их опасной концентрации. Значит, политика дешевых денег, национализации, увеличения госдотаций и протекционизма не работает.

Этот вывод убедительно доказывает негативный опыт Франклина Рузвельта по выходу из Великой депрессии. Все это обязаны знать те белорусские должностные лица, которые несут ответственность за выработку и принятие антикризисных мер для Беларуси. В этой ситуации копировать действия США, ЕС или России вне контекста состояния нашей экономики не только смешно, но и опасно.

НАЛЕТАЙ, НЕ СКУПИСЬ!

МВФ стал крупнейшим кредитором Беларуси. Он согласовал выделение Беларуси $3,52 млрд. Из них два транша на общую сумму $1,47 млрд. уже поступили ($788 млн. и $679 млн.). Вторым по величине кредитором (если брать только деньги) является Россия. В ноябре 2008г. от нее мы получили $1 млрд. и еще $0,5 млрд. в феврале 2009г. «Газпром» заплатил нам очередные $625 млн. за акции «Белтрансгаза», и еще $250 млн. получила Беларусь в качестве оплаты годового транзита за газ.

Кредитную ловушку нашей страны углубил венесуэльский кредит в $0,5 млрд. Белорусским властям помог также СВОП валютами с Китаем в марте 2009г.: 20 млрд. юаней (примерно $3 млрд.) обменяли на Br8 трлн. Известно, что объем рублевой денежной массы (М2) на 1 мая 2009г. составил Br16,9 трлн. и за год уменьшился на 2,2% при росте потребительских цен за этот период на 14,7% (по сравнению с началом года уменьшился на 17,7%). Если китайцы не смогут купить на наши рубли активы (цементные заводы, тепло- и электростанции) или товары (калийные удобрения), они могут начать «сбрасывать» их обратно в белорусскую экономику. Легко представить, что произойдет с курсом рубля и ценами, если в экономике вдруг окажется столько новых денег.

КТО ОТДАСТ?

Кредит можно считать успешно использованным, если он помог решить существующие структурные, платежные или корпоративные проблемы. Анализ состояния финансов страны, предприятий и банков, объем золотовалютных резервов, а также динамика экспорта и пром-производства позволяют сделать вывод, что внешние кредиты активно проедаются.

Беларусь остается под напряжением от внешнего шока торгового и платежного баланса. Модернизации промышленности и других секторов экономики не происходит. Экспорт за 5 месяцев упал на 48%. Очищение экономики и банковской системы от плохих долгов и инвестиций заблокировано. Новые рынки сбыта по-прежнему закрыты. «Бумажные» темпы роста ВВП гораздо ниже, чем скорость накопления долгов. Кредитные ресурсы попадают на счет крупных, нереформированных госпредприятий - виновников структурных дисбалансов, продолжается закачка ресурсов в большие и малые стройки, большинство из которых не способны генерировать добавленную стоимость и быстро выйти на прибыльный режим работы.

Тратили мы в первой половине 2009г. гораздо интенсивнее, чем зарабатывали - и это с учетом ресурсов прошлого года, которые были израсходованы в этом. В январе-апреле 2009г. реальные доходы консолидированного бюджета Беларуси снизились на 16,5% по сравнению с аналогичным периодом 2008г.

Выручка от реализации товаров и услуг организаций за январь-апрель 2009г. в текущих ценах уменьшилась на 0,2% по сравнению с январем-апрелем 2008г. при росте потребительских цен за этот период на 15,2%. Это значит, что, несмотря на обильную кредитную накачку, предприятия работают в лучшем случае в ноль, а в большинстве своем - в минус или на склад.

Рентабельность реализованной продукции и услуг в январе-апреле 2009г. составила 9,8% против 14,9% в январе-апреле 2008г., рентабельность продаж соответственно - 5,8% против 8,5%. Более чем у половины предприятий нет своих оборотных средств, а значит, число просящих у банков и бюджета резко увеличится. Зарабатывать стало гораздо сложнее. Прибыль от реализации товаров и услуг за январь-апрель 2009г. уменьшилась на 31,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Совмин уверял нас, что к середине 2009г. случится нечто такое, что позволит экономике увеличить темпы роста до 5-6%, а к концу года - на все 10% ВВП. Статданные не дают оснований для такого рода оптимизма.

ДЕНЬ ПРОДЕРЖАТЬСЯ ДА НОЧЬ ПРОСТОЯТЬ

Кредитование банковской системой отраслей экономики и населения(остатки задолженности по выданным кредитам) на 1 мая 2009г. составило Br51 трлн. и за год увеличилось в 1,6 раза при росте потребительских цен за этот период на 14,7%. По сравнению с 1 января 2009г. рост задолженности составил 13,9%. Для сравнения: за январь-апрель 2008г. рост составил 13%, но тогда это была фаза бума. Первая половина 2009г. - это, без сомнения, фаза падения, этап сжатия экономики. Правительство и банки (не без принуждения) игнорируют эту принципиально важную разницу, на которую просто обязан был указать Совмину и Нацбанку МВФ. Но Фонд предпочитает поддерживать безрассудный рост кредитования экономики.

Слабым утешением является тот факт, что остатки задолженности по выданным кредитам в национальной валюте на 1 мая 2009г. составили Br34,2 трлн., или 67% от общей суммы кредитных вложений. При высокой инфляции и возможности реструктуризации долга это сильная головная боль для банков. Кредитовать в рублях, работать в условиях высоких валютных рисков и иметь сильно ограниченные возможности получения активов за долги - это прямой путь к банкротству самих банков.

Прошло полгода после подписания Совмином меморандума с Фондом, а у правительства Беларуси по-прежнему нет ни среднесрочного плана развития, ни краткосрочной антикризисной программы действий - мы даже цены не либерализовали и розничную торговлю не прекратили лицензировать. Более того, многие законодательные акты (например, по проверкам и контрольной деятельности) предлагаются в еще худшей форме, чем до заявленной «либерализации». Совмин и Нацбанк действуют по принципу «день продержаться да ночь простоять». Вряд ли белорусские власти, получив второй транш от МВФ, резво создадут адекватное агентство по приватизации и начнут продавать госактивы и защищать права собственности. Имитация реформ за чужой счет продолжается.

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ДОЛГОВОЙ ЯМЕ

С большим оптимизмом растут только долги. Суммарная задолженностьвсех субъектов экономикина 1 мая 2009г. составила Br90,7 трлн. (около $32 млрд. при планируемом годовом ВВП в 2009г. примерно в $46 млрд.) и за год увеличилась на 37,5%. На кредиторскую задолженность приходилось 50,1% всей суммарной задолженности.

Суммарная просроченная задолженность на 1 мая составила Br7,7 трлн. (выросла в 1,6 раза с прошлого года), по кредитам и займам - Br720,8 млрд. (в 1,5 раза). С начала года внешняя кредиторская задолженность возросла на 46,3%, в т.ч. за апрель - на 3%. Увеличилась и внешняя просроченная кредиторская задолженность - в 3 раза за год,дебиторская - в 2,5 раза. В такой ситуации девальвация сделает обслуживание внешнего, номинированного в твердой валюте долга крайне проблематичным.

Госдолг на 1 июня 2009г. составил в эквиваленте Br23,1 трлн. - на 37,7% больше, чем на 1 января 2009г. Внешний госдолг Беларуси в рублевом эквиваленте за 5 месяцев этого года вырос на 71,7% и превысил Br14 трлн. Прямой долг правительства вырос на Br13,7 трлн. (рост на 73,6%), долг субъектов хозяйствования под гарантии Совмина - Br338,3 млрд. (плюс 18,3%).

В долларовом выражении внешний госдолг вырос за январь-май на 35,9% - до $5,05 млрд., в т.ч. прямой долг правительства - $4,93 млрд. (рост на 37,3%). По данным Нацбанка, основными кредиторами Беларуси по итогам мая 2009г. были Россия, МВФ, Венесуэла, Всемирный банк, Китай и Италия.

Объем внутреннего госдолга на 1 июня 2009г. превысил Br9 трлн., увеличившись за 5 месяца на 5,4%, а гарантированный правительством внутренний долг составил Br3,7 трлн., что на 41% больше по сравнению с началом года.

Для сравнения: в 2008г. госдолг Беларуси вырос на 50,2% до эквивалента Br16,8 трлн. после роста на 60,3% за 2007г. В том числе внешний госдолг на 1.01.2009г. составил $3,72 млрд. (рост на 59,7%), внутренний - Br8,6 трлн. (рост на 40%).
Добавить комментарий
Проверочный код