Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№24 (696) 22 июня 2009 г. Радости жизни

«Никто нам ничего не запрещает»

22.06.2009
 
Татьяна ЗАМИРОВСКАЯ

В нынешнем году известный российский критик Артемий Троицкий во второй раз провел в Москве награждение номинантов неформатной премии «Степной волк», учрежденной им в 2008г. В жюри премии входят известные деятели шоу-бизнеса, критики и музыканты - Борис Барабанов, Артур Гаспарян, Андрей Бухарин, Олег Нестеров и другие. Цель премии - обратить внимание медиа на неформатные явления в культуре (необязательно андерграундной).

В нынешнем году среди победителей значились «Мумий Тролль» (номинация «Интернет»), Петр Налич («Лучший голос»), звезда наивного музыкального искусства Николай Воронов (абстрактная номинация «Нечто», в которой с Вороновым конкурировал Большой адронный коллайдер), Борис Гребенщиков с книгой «Аэростат», Алина Орлова («Лучший дебют») и прочие герои. Во многих номинациях победили белорусы. Например, клип Алексея Терехова на песню «Ляписов» «Огоньки» обошел музыкальные видео групп «Бумбокс» и «ВИА-Гра».

В номинации «Деятель» победил молодой белорусский продюсер Александр БОГДАНОВ, который, по словам российских СМИ, «вырвал это звание у матерых продюсеров Яны Рудковской и Иосифа Пригожина, также представленных в номинации».

Обозреватель «БелГазеты» дозвонилась до Александра Богданова в Санкт-Петербург, где он сопровождает гастроли белорусской группы «Кассиопея», и расспросила его о том, как из невротичного юноши-подростка, проводящего в Минске тайные фрик-квартирники, он превратился в деятеля, оцененного ведущими персонами российского шоу-биза.

БЕЗ ОБИД

- Все пишут, вы «обошли» Рудковскую и Пригожина. А что вы сделали такого, чего не сделали они?

- Мое предположение: в том, что делает наша компания Bo Promo, есть заметное движение. Мы продюсируем много групп, и в последний год они все резко оказались на виду. И мы прикладываем усилия, чтобы наши шаги, касающиеся развития этих групп, были заметны как можно большему количеству людей. Так мы заботимся о самих музыкантах. Стараемся заполнять информпространство новостями обо всех наших действиях.

- На этом мероприятии белорусы блистали, как никогда. В России началась волна новой белорусской музыки?

- Критики пока не обозначили это как «волну». Но, насколько я знаю, это воспринимается именно так - как волна новой белорусской некоммерческой музыки. Хорошее этому подтверждение - то, что осенью, вполне вероятно, совместно с лейблом «Снегири» запустится под-лейбл (наподобие подлейбла «Легкие», например), который будет объединять в себе именно белорусские группы! Те, которые подпишут контракт на издание альбома и работу с лейблом «Снегири».

- А таких групп будет много?

- Кажется, да. «Кассиопея» на днях презентовала в Москве диск, выпущенный «Снегирями». Насчет остальных идут переговоры, они очень много наших групп к себе хотят! Подписали вот «Петлю Пристрастия», с осени начнут их активно «прокачивать» в Москве. Хотят работать с группой Toobes, а также с Сергеем Пукстом. В процессе обсуждения - работа с коллективом «Анонимка». Фактически они получают целый набор белорусских нестандартных альтернативных команд, не попадающих ни в какие стилистические рамки.

- У вас нет обиды или злорадства? В некоторых белорусских СМИ вашу деятельность всегда критиковали. Не хочется им сказать: ага, вот видите?

- Нет. Зачем обижаться? Это не в наших правилах.

- Раньше вас злобная критика в СМИ жутко расстраивала…

- Мне всего лишь 23 года. В силу возраста у меня очень сильно меняется мировоззрение. К негативу я сейчас крайне спокойно отношусь. Я делаю свое дело, оно нужно довольно большому количеству людей. Наша промогруппа разрослась до каких-то диких размеров и даже существует автономно от меня. Люди заняты хорошим, интересным делом, деньги зарабатывают, еще и удовольствие получают. Для меня это главное - обеспечить хороших людей интересным делом, а группы обеспечить концертами, вниманием и деньгами. А если кто-то этого не замечает или рассматривает негативно - это его проблемы. Да, я могу расстраиваться иногда из-за всякой ерунды, такой я человек, но это не делает все наши действия беспомощными и никому не нужными.

В СОБСТВЕННОМ СОКУ

- Почему в России оказались востребованными и уникальными группы из Беларуси?

- В них есть то, чего в России быть не может в принципе. На данный момент мир вброшен в широкое информационное поле, через которое валит огромнейшее количество различной музыки. Люди и музыканты это все поглощают через Интернет, телевизор и постепенно пресыщаются.

А в Беларуси сложилась иная ситуация - замкнутая. Мы платим за трафик, безлимитного Интернета нет, у людей нет денег на него, поэтому новую музыку в огромных количествах они не слушают и, соответственно, не подражают ей. Все наши музыканты варились в собственном соку. Подобное было в СССР с ленинградским рок-клубом - людям не хватало музыкальной информации из-за железного занавеса, поэтому они сложились как творцы на основе того, как они мыслили внутренне, а не того, что они где-то подслушивали. Наши белорусы тоже сами все придумывали. Поэтому у нас в какой-то момент вдруг образовалась отдельная, уникальная сцена. По этой причине наши группы все воспринимают как самодостаточную волну, которой нет в других странах.

- Это могло бы быть неплохим ответом на вечный спор о том, чем белорусская музыка отличается от небелорусской. Выходит, дело не в языке…

- Музыка - это не политика. Это искусство. А у нас сложилась такая ситуация, что музыка, искусство, политика и соцсфера сильно смешались. Это никогда не приводило ни к чему хорошему. Когда искусство превращается в социальное орудие, это не искусство, а конкретный инструмент, который уже не несет в себе эстетического подтекста, а подразумевает конкретное действие.

Специально петь на белорусском с идеологической точки зрения - не самое лучшее, что можно придумать. Надо просто писать хорошую музыку и хорошие тексты - не важно, на каком языке. Если это хорошо, будут слушать все.

«МУЗЫКАНТЫ ДОЛЖНЫ ЖИТЬ ДОСТОЙНО»

- Вы сейчас занимаетесь тем, что возите в Россию и Европу белорусские группы. А как же Беларусь?

- Очень хотелось бы, чтобы у нас что-то происходило. Но в Беларуси тяжело сейчас это делать: культуры альтернативного концерта не сформировано. Любое мероприятие отнимает много сил и не получает должного отклика - ни материального, ни морального. Виновато, кстати, тоже отсутствие информации - люди не знают о новой музыке, не интересуются ничем, не идут на концерты. Все, что мы делаем тут, нужно горстке людей.

С осени мы возобновим мероприятия в Беларуси, но мне кажется, что теперь концерты должны поддерживаться коммерческими структурами. Надоело делать концерты в ущерб собственному здоровью и карману. У нас уже не тот уровень. Очень много людей на этом завязано - хочется не подставлять их. Мы все делаем во имя идеи - мы никогда, грубо говоря, не привезем Аллу Пугачеву или какую-нибудь продаваемую попсу, но коммерческая жилка в нашей деятельности на первом месте. Дело не в меркантильности. Просто вся хорошая музыка должна оплачиваться на высоком уровне. Музыканты должны жить достойно.

- Сейчас делать концерты в Беларуси сложнее?

- Да, гайки подкручиваются немножко. Не знаю, по каким причинам - кулуарные политвопросы меня не интересуют, меня итоги интересуют. А по итогам концерты делать сложнее. Повлиял экономический кризис. Люди меньше интересуются чем-то новым. Становятся ленивыми. У них становится меньше денег на музыку, развлечения. Раньше мы справлялись без спонсоров, сейчас я всему своему штату сказал: ребята, занимаемся группами на экспорт, а в Беларуси пишем проекты и ищем под них спонсоров. Это для подстраховки «непопадалова». Чтобы не было, как раньше: сделали концерт, а потом полгода из долговой ямы не вылазим и играем дурацкие корпоративы, чтобы отработать эти долги.

- Как на белорусские группы реагируют в небелорусском культурном пространстве?

- Всем нравится - и русским, и европейцам, и украинцам. У них с подобной музыкой сложнее - там все открытое, инфопотоки валят из разных источников, поэтому культура более обильная и однообразная. Есть, например, в Польше 100 групп, которые играют рэгги. Или где-то 300 групп, которые играют серф…

Общаясь с нами, часто задают вопрос: ну что, ребята, вас там давят? Ну, этот ваш - товарищ президент? И что нам отвечать? Кто знает, может, на личном уровне претензии и есть, но это внутреннее. Мнения вроде «Лукашенко угробил белорусскую культуру» у нас нет! Но со стороны это выглядит именно так, стараниями определенного пласта белорусской культуры: будзьма, ганьба…

Иногда кажется, что в глазах мировой культуры белорусы - это такие полунищие родственники, которых все давят, гнобят и мучают. А на самом деле, у нас есть куча отличных музыкантов, которые пишут отличные песни, и никто не запрещает им это делать. Другое дело, что мы не можем выехать в Европу без визы! Вот это да, проблема. И то - визу пошел и сделал…

СПРАВКА «БелГазеты». Александр Богданов родился в 1985г., учился на филфаке БГУ, в 2005г., курируя группу «Нагуаль», организовывает концертное агентство Bo Promo. Начинал с андерграундных концертов, квартирников, «сейшнов» и файер-шоу. Постепенно вышел на серьезный уровень. Делал в Минске концерты групп НОМ, СБПЧ-orchestra, Cheese People, курировал белорусско-шведский проект Bandscan, устраивал белорусским группам гастроли в России, Европе и на Украине. Сейчас гендиректор официально зарегистрированного концертного агентства и лейбла Bo Promo. Регулярно проводит в Минске концерты, фестивали и вечеринки, является директором групп «Серебряная Свадьба», «Петля Пристрастия» и «Кассиопея».
Добавить комментарий
Проверочный код