Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Обеспечит ли работой 500 тыс. граждан, официально зарегистрированных как безработные, обновленная версия декрета N3 «о тунеядцах»?
нет, скрытая безработица гораздо выше
нет, пока не будут проведены структурные реформы в экономике
нет, все закончится очередными акциями протеста
да, если президент приказал
нет, пятая колонна в Совмине преднамеренно дезинформирует президента
№24 (696) 22 июня 2009 г. Личный вкус

«Вверх!» (США, 2009)

22.06.2009
 
Игорь СУКМАНОВ

Кино в Минске с Игорем Сукмановым

Режиссёры: Пит Доктер, Боб Петерсон

Что это. Главный хит июня. Десятый проект одной из самых успешных компьютерно-анимационных студий мира PIXAR входит в число картин, обычно рекомендуемых для семейного просмотра. Однако на этот раз детские приоритеты фильма играют далеко не первостепенную роль. «Вверх!» - теперь не просто детское, юношеское, семейное кино. Ему по силам сплотить вокруг себя самую разношерстную взрослую публику в мире. Синефилы и лица, в целом безразличные к кинематографу, снобы и поклонники непритязательных зрелищ при просмотре картины сольются в экстазе, испытают восторг и умиление. Здесь каждый вправе почувствовать себя если не ребенком, то бесконечно счастливым человеком, которому не приходится стесняться своих чувств. Смеяться и плакать на этом фильме так же естественно и не зазорно, как дышать, мечтать или чувствовать. Пиксаровские кудесники-художники-фантазеры сотворили настолько открытое и сердечное действо, что под натиском экранных эмоций оттаивают даже самые черствые души.

О чём кино. Старый ворчун Карл Фредриксен после смерти любимой жены замыкается в своем горе. Обиженный на всех и вся старик в приступе отчаяния и раздражения решает осуществить мечту всей жизни: отправиться в затерянные миры Южной Америки. Он путешествует по воздуху в своем ветхом домишке, управляемом тысячью воздушных шариков. Правда, сосредоточиться на приключении герою мешает нежданный гость, назойливый 8-летний мальчишка Рассел, тайком пробравшийся на борт летающего дома…

Излюбленный мотив анимационного кино - побег из реальности в страну мечтаний - в фильме «Вверх!» используется не только как прием для воплощения художественных фантазий. Воздушное путешествие к заманчивым грядам заповедного края полно забавных эскапад и одновременно трогательно до слез. Область сказочных каньонов и водопадов, говорящих собак и экзотических птиц - это еще и пристанище изгоев-одиночек, которым не нашлось места в цивилизованном обществе. Конечно, тему одиночества человека в мире людей затмевает романтика приключенческой комедии. Однако, маскируя эту серьезную ноту где-то за обшлагами сюжета, авторы не намерены терять ее из виду. Вот почему на смену веселью в картине так легко приходит грусть, а смех зачастую душат слезы.

Что важно. Самыми симпатичными персонажами «пиксаровской» анимации по традиции являются дети и звери. Те непосредственные и бесконечно уязвимые в своей наивности герои, которые противостоят бездушному миру людей. В фильме «Вверх!» это фантастическая жар-птица Кевин, преданный до коликов, добродушный пес и юный бойскаут Рассел. И все же главное действующее лицо этой истории - вздорный старикашка-мизантроп, чья внешность - квадратная голова и такая же коренастая кубическая фигура - наглядно прорисовывает его внутреннюю сущность. Персонаж Карл Фредриксен любовно вобрал в себя черты голливудских патриархов Уолтера Мэттау и Спенсера Трейси, выступавших на закате своих карьер в амплуа вредных стариканов. Декларировалось, что рисованный фильм, героем которого является старик, отпугнет публику. Опасения не подтвердились. Возможно, все дело в том, что старческая душа героя сохранила в себе свет детской мечты и отзывчивость ребенка. И тут, по мысли автора, не важно, насколько дряхл годами человек. Если на закате своих лет он в силах тряхнуть стариной и вернуться к истокам своей молодости, наивно верить в добро и силу дружбы, то сладость райских кущ послужит ему достойной наградой. Утешительная мысль, за которую с превеликим удовольствием хватается прагматичное человечество.

Что восхищает. Позитивная энергетика «пиксаровцев», их упоительный оптимизм. И конечно, безграничная любовь к кино. Фильм открывает эпизод в черно-белой стилистике колониальных боевиков 30-х гг., сентиментальные фрагменты пронизаны интонациями «чаплиновских» трагикомедий, а сцена бури, в эпицентр которой попадает летающий дом, безукоризненно следует канонам классического фильма-катастрофы. Оригинальные куски органично сплетаются с остроумными парафразами на фильмы Хичкока «Звездные войны» и «Волшебник из страны Оз». При этом лучшие фрагменты картины решены в традициях немой кинематографии, когда живые зрительские эмоции вызывают изображения, не нуждающиеся в словах и не требующие никаких пояснений.

Что огорчает. Жаль, что белорусский зритель лишен возможности смотреть фильм в фантастической 3D-проекции. Иначе, водрузив на нос стереоочки, он бы на полном серьезе проник в сердцевину мечты и на полтора часа экранного времени порвал все путы, связывающие его с реальностью.
Добавить комментарий
Проверочный код