Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№24 (696) 22 июня 2009 г. Личный вкус

«Вверх!» (США, 2009)

22.06.2009
 
Игорь СУКМАНОВ

Кино в Минске с Игорем Сукмановым

Режиссёры: Пит Доктер, Боб Петерсон

Что это. Главный хит июня. Десятый проект одной из самых успешных компьютерно-анимационных студий мира PIXAR входит в число картин, обычно рекомендуемых для семейного просмотра. Однако на этот раз детские приоритеты фильма играют далеко не первостепенную роль. «Вверх!» - теперь не просто детское, юношеское, семейное кино. Ему по силам сплотить вокруг себя самую разношерстную взрослую публику в мире. Синефилы и лица, в целом безразличные к кинематографу, снобы и поклонники непритязательных зрелищ при просмотре картины сольются в экстазе, испытают восторг и умиление. Здесь каждый вправе почувствовать себя если не ребенком, то бесконечно счастливым человеком, которому не приходится стесняться своих чувств. Смеяться и плакать на этом фильме так же естественно и не зазорно, как дышать, мечтать или чувствовать. Пиксаровские кудесники-художники-фантазеры сотворили настолько открытое и сердечное действо, что под натиском экранных эмоций оттаивают даже самые черствые души.

О чём кино. Старый ворчун Карл Фредриксен после смерти любимой жены замыкается в своем горе. Обиженный на всех и вся старик в приступе отчаяния и раздражения решает осуществить мечту всей жизни: отправиться в затерянные миры Южной Америки. Он путешествует по воздуху в своем ветхом домишке, управляемом тысячью воздушных шариков. Правда, сосредоточиться на приключении герою мешает нежданный гость, назойливый 8-летний мальчишка Рассел, тайком пробравшийся на борт летающего дома…

Излюбленный мотив анимационного кино - побег из реальности в страну мечтаний - в фильме «Вверх!» используется не только как прием для воплощения художественных фантазий. Воздушное путешествие к заманчивым грядам заповедного края полно забавных эскапад и одновременно трогательно до слез. Область сказочных каньонов и водопадов, говорящих собак и экзотических птиц - это еще и пристанище изгоев-одиночек, которым не нашлось места в цивилизованном обществе. Конечно, тему одиночества человека в мире людей затмевает романтика приключенческой комедии. Однако, маскируя эту серьезную ноту где-то за обшлагами сюжета, авторы не намерены терять ее из виду. Вот почему на смену веселью в картине так легко приходит грусть, а смех зачастую душат слезы.

Что важно. Самыми симпатичными персонажами «пиксаровской» анимации по традиции являются дети и звери. Те непосредственные и бесконечно уязвимые в своей наивности герои, которые противостоят бездушному миру людей. В фильме «Вверх!» это фантастическая жар-птица Кевин, преданный до коликов, добродушный пес и юный бойскаут Рассел. И все же главное действующее лицо этой истории - вздорный старикашка-мизантроп, чья внешность - квадратная голова и такая же коренастая кубическая фигура - наглядно прорисовывает его внутреннюю сущность. Персонаж Карл Фредриксен любовно вобрал в себя черты голливудских патриархов Уолтера Мэттау и Спенсера Трейси, выступавших на закате своих карьер в амплуа вредных стариканов. Декларировалось, что рисованный фильм, героем которого является старик, отпугнет публику. Опасения не подтвердились. Возможно, все дело в том, что старческая душа героя сохранила в себе свет детской мечты и отзывчивость ребенка. И тут, по мысли автора, не важно, насколько дряхл годами человек. Если на закате своих лет он в силах тряхнуть стариной и вернуться к истокам своей молодости, наивно верить в добро и силу дружбы, то сладость райских кущ послужит ему достойной наградой. Утешительная мысль, за которую с превеликим удовольствием хватается прагматичное человечество.

Что восхищает. Позитивная энергетика «пиксаровцев», их упоительный оптимизм. И конечно, безграничная любовь к кино. Фильм открывает эпизод в черно-белой стилистике колониальных боевиков 30-х гг., сентиментальные фрагменты пронизаны интонациями «чаплиновских» трагикомедий, а сцена бури, в эпицентр которой попадает летающий дом, безукоризненно следует канонам классического фильма-катастрофы. Оригинальные куски органично сплетаются с остроумными парафразами на фильмы Хичкока «Звездные войны» и «Волшебник из страны Оз». При этом лучшие фрагменты картины решены в традициях немой кинематографии, когда живые зрительские эмоции вызывают изображения, не нуждающиеся в словах и не требующие никаких пояснений.

Что огорчает. Жаль, что белорусский зритель лишен возможности смотреть фильм в фантастической 3D-проекции. Иначе, водрузив на нос стереоочки, он бы на полном серьезе проник в сердцевину мечты и на полтора часа экранного времени порвал все путы, связывающие его с реальностью.
Добавить комментарий
Проверочный код