Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№24 (696) 22 июня 2009 г. Экономика

Сергей Шкарупа*: «Серый импорт - это бич»

22.06.2009
Антикризис



«БелГазета» продолжает цикл публикаций о состоянии белорусской экономики в условиях мирового кризиса, авторы которых не журналисты, а представители частного бизнеса и госсектора

- Серый импорт является бичом не только для казны, но и для официальных импортеров. Другое дело, что утверждение, будто нелегальные поставки усилились в последнее время, - спорно. Серый импорт фруктов в Беларуси был всегда.

Чтобы убедиться в этом, достаточно проанализировать географию поставок. Основной объем дешевых фруктов приходит в Беларусь из Санкт-Петербурга. С одной стороны, это логично: Петербург - портовый город, а себестоимость грузов, пришедших морем, ниже себестоимости аналогичной продукции, перевозимой автотранспортом. Но с другой стороны, в страны Балтии фрукты тоже приходят морем, а плечо доставок оттуда короче, чем из России. Значит, в теории те же бананы, пришедшие из Литвы или Латвии, должны быть дешевле поставленных через Россию. А на практике зачастую выходит наоборот. Фрукты, которые следуют из России и не проходят таможенной очистки в Беларуси, намного дешевле тех, что растамаживаются белорусскими импортерами.

Причина того, что доля серого рынка импортных фруктов в Беларуси высока, кроется в расхождении таможенных тарифов России и Беларуси. У нас таможенные пошлины на фрукты выше, следовательно, выше и цены на всех этапах реализации легально ввезенной продукции. Когда на высшем уровне заявили, что у нас с Россией будет общее таможенное пространство, казалось, проблема нелегального импорта решится сама собой. Но в данный момент таможенная политика унифицирована не полностью, хотя работа в данном направлении ведется: следствие этого - недавние изменения в размерах ввозных пошлин. Другого выхода у государства нет - не закрывать же границу с Россией. А единичные задержания фур ничего не дадут.

Кстати, у этой проблемы есть еще один аспект. В начале года после одномоментной девальвации белорусского рубля импортеры, которые ввозили товар нелегально, почти не пострадали. Серые поставщики работают за живые деньги, им даже цены не пришлось поднимать так резко и значительно. А вот мы оказались в очень сложной ситуации. Мы ведь предоставляем клиентам отсрочку платежа не менее чем на три недели. И когда в начале года (к слову, в сезон новогодних высоких продаж) резко упал рубль, мы имели дебиторскую задолженность в рублях и задолженность перед поставщиками в валюте. Мы до сих пор не отыграли эти потери.

Покупательская способность с начала года упала на 30-40%. В такой ситуации цены особенно не повысишь, а снижать их некуда - товар мы закупаем за валюту, которая дорожает относительно рубля, к валютным ценам привязаны и таможенные пошлины. Получается, чем быстрее ослабляется рубль, тем больше мы проигрываем серым импортерам.

Осложнения ситуации мы ожидаем в середине августа. В это время в Беларуси появляются свои фрукты, так что спрос на бананы и другой импорт сильно падает. Мертвый сезон длится, как правило, до ноября. Поэтому, с учетом ярко выраженной сезонности бизнеса, импортеры фруктов всегда делали финансовые запасы, чтобы пережить сложное время и в нормальном состоянии подойти к новогодней торговле. Сейчас у легальных импортеров нет возможности делать такие запасы, поэтому лето-осень 2009г. будут сложными.

В такой ситуации все будет зависеть от потенциала каждой компании. В принципе, белорусский рынок сформирован и стабилен - новые, случайные игроки на таких специфических рынках появляются очень редко. Но нельзя исключать, что какие-то компании не смогут пережить нынешний кризис. У импортеров фруктов не так много возможностей оптимизировать затраты - кто-то использует кредитные деньги, кто то арендуемые помещения, которые обязательно должны быть оснащены холодильниками. Автотранспорт тоже должен поддерживать определенный температурный режим. Кроме того, наша продукция скоропортящаяся, а это большие затраты, которые невозможно уменьшить.


* руководитель фирмы-импортера
Добавить комментарий
Проверочный код