Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№24 (696) 22 июня 2009 г. Экономика

Не продаётся!

22.06.2009
Внешняя торговля Беларуси «схлопывается»

Ярослав РОМАНЧУК

Логика малой открытой экономики проста: во время бума за счет внешней торговли и инвестиций она растет быстрее, чем другие страны. Зато во время падения она страдает больше, сокращая ВВП и уровень доходов.

ЯИЧНИЦА, СЭР!

В январе-апреле 2009г. Беларусь экспортировала в Россию товаров на $1,89 млрд., на 47,6% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Импортировала оттуда на $4,45 млрд. (на 39,4% меньше). Это настоящий болевой внешнеторговый шок, на который белорусское правительство реагирует, как впавший в детство слепой и глухой старик, который продолжает улыбаться в телекамеру и твердить: «А мы все равно вырастем. Нам все равно повезет».

За 4 месяца этого года доля России во внешней товарной торговле нашей страны составила 48%. Когда восточный сосед по разным причинам не покупает наши традиционные товары, у нас наступает кризис. Ответ на вопрос, почему не покупает, вторичен. Вопреки народной мудрости и здравому смыслу власти и руководители крупного госбизнеса 15 лет складывали яйца в одну корзину. Корзина упала и «яйца» на сотни миллионов долларов (складские запасы) превратились в яичницу. Съесть ее за раз невозможно, оставить на потом тоже нельзя - испортится.

Белорусские госпредприятия не обладают нужной управленческой и маркетинговой гибкостью, чтобы ситуацию скорректировать. Да и отечественные товары по своим потребительским свойствам - это явно не iPod, Gilette или Pampers, чтобы даже в кризис нравиться людям по всему миру.

040120241bg24(696)-ec.htm

ПОМОГИ СЕБЕ САМ

Надежды на Голландию, которая сама переживает острый кризис, явно не оправдываются. Экспорт в эту страну составил 18% от общего объема экспорта, но по сравнению с прошлым годом сократился на 51,5%. Не спасет нас и Украина - за первых 4 месяца т.г. мы продали ей на 59,8% меньше, чем за такой же период 2008г. Богатая Германия тоже страдает рецессией от мирового кризиса, поэтому купила у нас товаров на 45,7% меньше. Польша также экономит на импорте: за январь-апрель 2009г. закупки в Беларуси уменьшились на 52,8%. Сократился экспорт в Великобританию (на 64,4%), Китай (21,8%) и Латвию (29,9%). А Литва побила все рекорды - снижение белорусского экспорта туда достигло 68,9%.

Это значит, нет стран, которые могли бы заместить экспорт из России. Накопленные резервы толковые правительства предпочитают тратить на адаптацию к кризису и обновление производственной базы. А профукавшие период чрезвычайно благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры (Беларусь в их числе) вынуждены продавать активы.

КОЛБАСНАЯ ЗАГАДКА

Торговля с Россией в I квартале 2009г. закладывает формат торговли на весь год, а специфика экспорта позволяет спрогнозировать дальнейшую активность главного санитара российского рынка Геннадия Онищенко. Так, в январе-марте 2009г., по сравнению с аналогичным периодом 2008г., физический объем свежей и охлажденной говядины вырос на 40,6%, а стоимостный - на 31,5%. Такая же ситуация по замороженной говядине (+29,8% физического объема) и свинине (+30%). В стоимостном выражении белорусские предприятия поставили на российский рынок говядины и свинины на $102,4 млн., что на 21% больше, чем в I квартале 2008г. При такой динамике не исключено, что российское аграрное лобби начнет активно возмущаться белорусской мясной экспансией.

Динамика по молочным продуктам схожа с изменением мясной торговли. В I квартале 2009г. молока и несгущенных сливок в физическом объеме Беларусь продала России на 83,8% больше, а в стоимостном - только на 8,9%. Данная товарная статья дала $11,2 млн. выручки. Экспорт по статье «молоко и сливки сгущенные и сухие» в физическом объеме вырос на 21,3%, а в стоимостном - упал на 40%.

Экспорт йогурта и кефиров увеличился на 12%, но прибыль от продажи упала на 8,4%. При практически неизменном объеме экспорта сливочного масла выручка по нему сократилась на 33,1%. Беларусь резко увеличила экспорт сыра и творога, на 45,9%, незначительно сократив выручку (на 1%).

Зато при падении физического объема экспорта колбас в Россию (-10,5%) выручка увеличилась на 6,9%. Это своеобразная колбасная загадка, потому что за I квартал 2009г., по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, цены на экспортное мясо упали на 11,1%.

Резко упал экспорт рыбы (минус 61,5% в физическом выражении и минус 47,1% в стоимостном), зато порадовали экспортеры сахара - им удалось продать в Россию на 56,8% больше в физическом объеме и на 33,9% - в стоимостном.

ПРОМЫШЛЕННАЯ ДЕПРЕССИЯ

Чрезвычайно успешным стал I квартал для производителей цемента. В физическом объеме они продали в Россию в 69 раз больше, чем за аналогичный период прошлого года. Соответственно, и выручка выросла в 27,4 раза, превысив $3 млн. Но это не большие деньги, если учитывать блокировку цементных поставок прошлого года.

Россияне заметно меньше купили шин, бумаги и картона, синтетических нитей. На удивление удержались на уровне прежнего года и по некоторым позициям даже превзошли его производители легпрома. Отечественная верхняя женская одежда (+5% стоимостного объема) нравится россиянам гораздо больше, чем мужской текстиль (минус 57,5%), но на том, что под ней (корсетные изделия), начали существенно экономить.

Противоречива ситуация по хим- и стройматериалам. Беларусь заметно меньше стала продавать керамической плитки и стекловолокна, зато существенно вырос экспорт полуфабрикатов из нелегированной стали. Резко упал спрос российского рынка на металлоконструкции из черных металлов, зато вырос экспорт гвоздей, кнопок и скоб.

Кризис в российском автопроме и машиностроении предопределил падение экспорта двигателей внутреннего сгорания (-69,2% в физическом объеме и -78,5% в стоимостном). Непростые времена переживает Минский завод холодильников.

Есть над чем задуматься производителям дорожной техники: минус 83,1% в физическом объеме и 86,1% в стоимостном. Это, по сути, остановка сектора.

Проспали время принятия адекватных антикризисных мер белорусские машино- и автостроители. Экспорт тракторов и седельных тягачей в Россию в физическом выражении упал на 49,2%, в стоимостном - на 70,5%. Еще хуже положение по грузовым автомобилям - минус 82,9% и на 88,1% соответственно. Такое состояние называется полным «схлопыванием» рынка. Потому что в условиях работы на заемных средствах «на склад» большинство кредитов банков и правительства едва ли можно считать возвратными.

Не Россия заставляла создавать нас экономику, «заточенную» по десяткам важнейших товарных позиций исключительно на российский рынок. И вопреки правительственному оптимизму длинная опасная полоса промышленного и финансового ненастья вряд ли в ближайшее время станет взлетной.
Добавить комментарий
Проверочный код