Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№24 (696) 22 июня 2009 г. Автостоп

«Почему глупая выходка вызвала столько шума?»

22.06.2009
 
Елена АНКУДО

Зависть перед обладателем мощного байка часто сменяется раздражением, страхом или иронией. В конце мая страна обсуждала историю токаря-мотогонщика Алексея Бабича, которому, по его словам, «было проще набрать скорость, чем остановиться»: в ответ на требование инспекторов ГАИ он попытался скрыться на скорости 250 км/ч, совершив за 25 минут погони 25 нарушений.

«Пешеходы сами разбегались, когда меня видели», - улыбался нарушитель в телекамеры, создавая негативное мнение обо всех мотоциклистах. Почему водители мощных спортбайков так нелюбимы автомобилистами, насколько опасны они на улицах города и для чего выделяются громким ревом мотоцикла на дороге, корреспонденту «БелГазеты» рассказали замначальника УГАИ ГУВД Мингорисполкома Вадим ГАРКУН и основатель столичного мотоклуба Racing Clan MCC Дмитрий СТЕПАНЕНКО (Питбуль).

«НЕДАЛЁКИЙ ЧЕЛОВЕК ЗАХОТЕЛ ПРОСЛАВИТЬСЯ»

- Насколько большую проблему для участников дорожного движения в городе представляют водители скутеров и мотоциклов?

Вадим Гаркун (В.Г.): -Чем разнородней транспортный поток, тем сложнее им управлять. Идеальный вариант - движение в транспортном потоке одинаковых машин с одинаковыми габаритами и динамическими качествами. Но так не бывает. У скутера маленькие габариты, хорошая динамика и большая скорость, у сочлененного автобуса - большие размер и инертность. Для каждого из этих транспортных средств организаторы дорожного движения создают оптимальные условия. В столице около 640 тыс. транспортных средств, доля одноколейных - мизерна. ПДД нарушают представители любой категории транспортных средств, на скутеры внимание направлено только потому, что их очень мало.

СПРАВКА «БелГазеты».Вадим Гаркун родился в 1974г. в Минске. В 1996г. закончил автотракторный факультет Белорусской национальной политехнической академии по специальности «инженер по организации дорожного движения». В 1996г. принят инженером по организации дорожного движения в ГАИ РУВД Заводского района. В различное время занимал должности командира взвода ГАИ Центрального района, командира взвода спецподразделения УГАИ ГУВД Мингорисполкома, начальника спецподразделения ГАИ ГУВД Мингорисполкома. С 2008г. - замначальника УГАИ ГУВД Мингорисполкома. Водительское удостоверение получил в 1991г. Первый автомобиль - «Волга М-21», сейчас ездит на Mercedes-210.

Дмитрий Степаненко (Д.С.): - Особенно отмечу недопонимание водителей автомобилей и мотоциклов, что связано с незнанием ПДД. К примеру, автомобилистов раздражает движение мотоциклистов в пробках между машинами. Но это позволительно - откройте правила. К счастью, количество мотоциклов растет в геометрической прогрессии, они уже не считаются экзотическим видом транспорта, водители привыкают и осознают: это такое же транспортное средство, как автомобиль.

СПРАВКА «БелГазеты». Дмитрий Степаненко (Питбуль) родился в Минске в 1976г. В 1999г. закончил автотракторный факультет Белорусской национальной политехнической академии по специальности «экономика и управление на транспорте». Занимался профспортом; в 2000г. и 2002г. - чемпион Беларуси по культуризму. Возглавлял автосервис американских автомобилей в Москве, вернувшись в Минск, решил заняться собственным бизнесом - в настоящее время завершается строительство СТО, учредителем и директором которого является. Основатель мотоклуба Racing Сlan MCC (2004г.). Владеет мотоцикламиHonda CBR954RR иHonda GL 1800. Водительский стаж - 14 лет. Первый автомобиль - BMW-518, сейчас ездит на Lexus RX300.

- В конце мая сотрудники ГАИ обратили внимание на высокую скорость токаря Алексея Бабича, который на мотоцикле приятеля обогнал патруль на ул. Аранской, и начали преследование. В результате мотоциклист развил скорость до 250 км/ч. Вам не кажется, что сотрудники ГАИ порой не учитывают особенности психики таких водителей, провоцируя аварийную ситуацию?

В.Г.:
- Сотрудник милиции обязан пресекать административные нарушения и реагировать на противоправные действия. Закрывать глаза на нарушение ПДД лишь потому, что его совершил водитель мотоцикла, неверно. Если участник дорожного движения демонстративно бросил вызов, выйдя за рамки правил, инспектор обязан отреагировать, приняв соответствующие меры. Отказ Бабича остановиться и увеличение им скорости на оживленной улице не характеризуют его с хорошей стороны: ради куража человек пренебрег безопасностью окружающих.

Д.С.: - В кругах байкеров это происшествие вызвало улыбку: недалекий человек захотел прославиться, бахвалясь, что уходил от преследования на скорости 250 км/ч. Я передвигаюсь на спортбайках около семи лет, обладаю опытом пилотирования мощных спортивных мотоциклов и понимаю: за действиями мотоциклиста могло последовать столкновение со столбом, человеком, автомобилем. Экстремальная техника в неумелых руках приводит к летальному исходу. Не понимаю, почему глупая выходка вызвала столько шума.

Байкеры объединяются в Белорусскую ассоциацию мотоклубов, мы хотим ездить спокойно, проводим разъяснительную работу. Основная проблема - молодые горячие парни, которые недавно купили мотоцикл. Они бахвалятся своими скоростными рекордами в городе, скрываясь от ГАИ. Но беспечные поступки совершает тот, кто не знает о последствиях. Падавший байкер рассудительней того, который еще не падал.

В.Г.: - Буревестник просто искал бурю. Желая покуролесить на мотоцикле, он отыскал бы иную ситуацию, оправдавшую высокую скорость. Проблема не во взаимоотношениях ГАИ и водителей, а в осознании человеком самого себя.

ДТП ПО ДОВЕРЕННОСТИ

- Вскоре после задержания Бабича ГАИ озвучила информацию, мол, инспекторы, напротив, не гоняются за мотоциклистами, дабы не создавать аварийную обстановку. Вам не кажется, что это провоцирует потенциальных нарушителей, намеренно превышающих скорость?

В.Г.: -
Одноколейное транспортное средство уязвимо, особенно при отсутствии навыков управления. Оно малозаметно на дороге, легко становится неуправляемым из-за погодных условий. Осознавая это, инспекторы ГАИ максимально осторожны с мотоциклистом, превысившим скорость. Сегодня для предъявления претензий нарушителю инспектору ГАИ достаточно зафиксировать номер транспортного средства, а основанием для начала административного процесса может служить заявление физлица по телефону дежурной службы ГАИ. О порядке доказывания вины конкретного нарушителя умолчу, отмечу лишь: в 99% случаев мы привлекаем виновника к ответственности.

Д.С.: - Техпараметры спортивного мотоцикла ушли вперед: его не догонит ни один автомобиль. Техника нередко провоцирует на экстремальную езду, но мы стараемся перенаправлять интересы: кто хочет экстрима, переключается на шоссейно-кольцевые гонки. А вот ситуация с наказанием постфактум кажется неоднозначной. Байк нередко продается по генеральной доверенности, следовательно, идентифицировать лицо, управлявшее мотоциклом, крайне сложно. Этого не сделают и свидетели: на байкере шлем с тонированным стеклом - поди узнай, кто промчался на мотоцикле. И как быть с тест-драйвом, о котором продавца мотоцикла просит покупатель? На пассажирское кресло не сядешь: так не испытать всех возможностей байка. Я проверяю права, навыки покупателя, беру залог и предоставляю мотоцикл. Гарантировать порядочность покупателя за те 10-15 минут, что он тестирует мотоцикл, невозможно, а значит, завтра претензии могут предъявить и ко мне.

В.Г.: - Вспоминаю историю, рассказанную гражданином на личном приеме. На протяжении года некий покупатель автомобиля без оформления правоустанавливающих документов (от него остался только номер телефона) совершил три аварии, каждый раз скрываясь с места происшествия. Номер автомобиля запомнили, возбудили административные дела. По закону ответственность за причиненный вред в подобной ситуации несет владелец транспортного средства. Оплатив возмещение пострадавшим, страховые компании прислали нашему гражданину, на котором числился автомобиль, регрессные иски. Общая сумма в несколько раз превысила стоимость машины.

ГАИ инициирует изменения в законодательстве, устанавливающие ответственность владельца транспортного средства за совершение отдельных правонарушений третьими лицами. По этому пути уже пошли в России, получив резкое снижение количества административных правонарушений т.н. «обезличенными водителями».

В ЦЕЛЯХ БЕЗОПАСНОСТИ

- По мнению участников дорожного движения, группы мотоциклистов, которые носятся по городу, создают дискомфорт и аварийные ситуации…

В.Г.:
- По логике этих людей, автомобили, движущиеся по четырем полосам пр. Независимости, тоже совершают групповую езду и опасны. Да, начав движение, автомобиль создает потенциальную опасность. Но главный вопрос - соблюдает ли водитель правила. Не важно, сколько мотоциклов или автомобилей движется рядом, главное - правила, которым они подчиняются.

Д.С.: - Для нас удобнее передвигаться группой: в аварии водитель мотоцикла страдает куда сильнее автомобилиста и даже мотоцикла. Желательно, чтобы рядом оказались друзья - хотя бы для правильного оформления документов и поиска свидетелей. Аварийности в групповом передвижении, если это только не драгрейсинг в центре города, я не вижу. Из-за технических характеристик мотоцикла складывается впечатление, будто у него реактивная скорость. Да, мотоцикл разгоняется быстрей автомобиля, раньше остальных стартует на светофоре, что, кстати, является элементом пассивной безопасности. Но правилам движения это не противоречит.

- А что скажете о неприятном для большинства реве моторов мотоциклов?

Д.С.:
- Спортбайки и чопперы зачастую обладают тюнинговой выхлопной системой с прямоточным глушителем. Эту опцию мы расцениваем как пассивную безопасность, ведь основная причина аварий с участием мотоциклов - их невидимость для автомобилистов, которые не смотрят в боковые зеркала. Поэтому стараемся передвигаться с включенным светом фар и шумом. Одежда байкера - яркий спортивный комбинезон, от черных кожанок, сливающихся с асфальтом, многие уже отказались. А что касается шума, его издают и спортивные автомобили с такими же прямоточными глушителями, водители которых «играют в шахматы» на проспекте. Но спорткары почему-то обращают на себя куда меньше внимания, чем мотоциклы.

В.Г.: - Единственное условие со стороны ГАИ - соответствие стандарту. Думая о собственной безопасности, нельзя не учитывать и влияние шума на утомляемость человека и, как следствие, сокращение времени реакции других участников движения.

- Часто ли минские мотоциклисты попадают в аварии?

В.Г.:
- За 5 месяцев т.г. по вине мотоциклистов в Минске произошло 5 ДТП (с мопедами и мотороллерами - еще 2 аварии), 7 человек ранено. За аналогичный период прошлого года зафиксировано 3 ДТП, ранения у 3 человек (с мопедами и мотороллерами - 3 ДТП, 4 человека ранено). Учитывая общее количество ДТП, в столице, в которых пострадали или погибли люди (за 5 месяцев т.г. - 491), это немного.

Д.С.: - Не могу не вспомнить две смерти мотоциклистов в т.г., случившиеся по вине автомобилистов. А вот рост ДТП в этом году по сравнению с прошлым зависит не от небрежности водителей, а от роста количества мотоциклов.

МЕЧТА АНГЛИЧАНИНА

- Чем белорусские байкеры отличаются от европейских?

В.Г.:
- Многим - начиная от размера автопарка и заканчивая географическим положением. У зарубежных мотоциклистов более длинный сезон из-за короткой и мягкой зимы. А вот недопонимания с автомобилистами, как у нас, нет.

Д.С.: - Большую роль играют инспекторы дорожного движения на мотоциклах. Когда такой патруль ввели в Москве, пыл молодых и горячих байкеров заметно поутих: инспектор на мотоцикле находится в равном положении, не поддается провокации и понимает психику мотоциклиста.

В Европе участники дорожного движения обладают высокой дисциплиной. В прошлом году в Минск на мощном спортивном мотоцикле приехал некий англичанин-байкер. Когда у обладателя прекрасной машины поинтересовались максимальной скоростью, которую он развивал, человек поверг в шок, назвав цифру то ли в 140, то ли в 160 км/ч. Это не цифра для спортбайка, но англичанин объяснил, что подчиняется жестким законам и даже не мечтает об иной скорости. На психологическом уровне у этого человека был выстроен жесткий барьер. Воспитывая дисциплину, европейских водителей ограничивают в управлении мощными мотоциклами, если отсутствует опыт управления более слабым. У нас же причина многих аварий - неопытность. Человек сразу может купить себе спортбайк с объемом в 1 л, не имея при этом навыков управления такой мощной техникой. Последствия - тяжелые.

В.Г.: - Подготовка водителей - отдельный вопрос. Из-за незначительного количества мотоциклов в прошлом не разработано и не профинансировано обучение водителей на мотоциклах. В автошколах нет базы.
Добавить комментарий
Проверочный код