Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№24 (696) 22 июня 2009 г. Автостоп

Воздержание от подержанного

22.06.2009
«Лом никому не нужен»

Евгений КЕЧКО

На авторынке Беларуси наступила пора, которую люди, связанные с автобизнесом, окрестили так: «Сейчас машину гораздо проще купить, чем продать». Продавцы винят в пассивности покупателей, покупатели боятся связываться с продавцами, ведь кризис породил автомошенников, пытающихся за небольшую цену сбыть товар, который вообще ничего не стоит.

Экономический кризис благоприятно повлиял разве что на творческую составляющую населения. Одному столичному авторынку его обитатели дали сразу два определения - «музей» и «рыбалка». Музеем рынок называют некоторые разочарованные продавцы - по их словам, покупатели воспринимают товар исключительно как экспонаты и порой даже боятся дотрагиваться до него руками, хотя продавец и за руль приглашает, и заранее заводит разговор о системах скидок.

(На фото: Кризис сильнее всего ударил по продажам автохлама с неопределенной родословной)

Свою работу с рыбалкой сравнил оптимистично настроенный продавец, представившийся Максимом: «Зацепить покупателя и уговорить его на покупку - все равно что хитрую щуку из Сожа достать. Трое или четверо сорвутся, а пятый с крючка уже не уйдет». Таким способом перекупщик почти за два месяца «наловил» прибыль с четырех машин - все они 10-13-летки в ценовом диапазоне $4,5-7 тыс. Сумму навара и марки машин продавец назвать отказался, как и места, где он берет авто на продажу.

«ЛОМ НИКОМУ НЕ НУЖЕН»

К продавцам-оптимистам относилась и группа молодых людей, присевших на бордюр возле автомобилей, на которых гордо развевались швейцарские флаги. Один из продавцов, Виталий, согласился поговорить с корреспондентом «БелГазеты». Со слов Виталия выходило, что кризис продаж не ощутили продавцы автомобилей с хорошей репутацией. Именно поэтому он с компаньонами предпочитает привозить машины из Швейцарии, которые стоят дороже, но покупаются лучше: «Люди стали грамотные, стали больше ценить состояние автомобилей. Нормальная машина продастся в любых экономических условиях, лом никому не нужен».

По оценке Виталия, с началом кризиса подешевели только автомобили стоимостью более $10 тыс. «В среднем цена дорогих автомобилей упала на 1 тыс. евро. Семь месяцев назад я покупал себе в Швейцарии Honda Accord, достаточно свежую, за 9 тыс. евро, сейчас она стоит 8 тыс.» Покупатели на такой ценопад быстро реагируют, хотя, по мнению продавца, бюджетные машины тоже пользуются спросом.

СПЕКТАКЛИ СО СКИДКОЙ

Но не у всех так хорошо, как у Виталия. Наиболее оптимистичные торговцы затишье связывают не с кризисом, а с сезоном. Мол, в пору отпусков машины всегда неважно продавались, к осени опять начнется чес. Хотя Олег, пытающийся уже третий месяц сбыть свой Volkswagen Jettа, в сезонность не верит. «Автомобиль - это не шуба и не плавки, он нужен всегда. Правда, шубу и плавки купить проще, даже если не получаешь зарплату в течение нескольких месяцев. На шмотки можно одолжить деньги, а вот на тачку не всегда наскребешь. Ситуация на авторынке - самый яркий пример экономического кризиса».

Пласт покупателей со схожим мировоззрением на авторынке представляла парочка, останавливающаяся практически у всех автомобилей в ценовом диапазоне $4,5-5 тыс. Мужчина внимательно рассматривал товар, одобрительно цокал языком, настраивая на позитивный лад продавцов, а потом ставил перед фактом: «У меня только $3,7 тыс., больше дать не могу». Пока продавцы пытались переварить полученную информацию, на авансцену выходила женщина, слезно рассказывавшая о кризисе и острой нехватке автомобиля в семье. Но продавцы, в период кризиса видевшие и не такие спектакли, слезу не пускали, предлагали еще поднакопить и вернуться через месяц. Тем самым косвенно признавались, что товар еще останется.

МЕЖДУ ДЕВАЛЬВАЦИЕЙ И РАСТАМОЖКОЙ

А вот начинающий автолюбитель Сергей, выбрав тактику выжидания, купил в кризис Renault Megane 2000 г.в. за $4,5 тыс. В течение месяца фактически каждые выходные ходил на рынок, присматривался к ценам, пытался получше узнать, чем живут продавцы. О большинстве из них у Сергея сложилось четкое представление: «Это люди, которые хотят тебе что-то впарить. Они или умышленно завышают цену, чтобы потом вроде как сделать одолжение, либо что-то недоговаривают. Когда задаешь конкретные вопросы, часто оказывают психологическое давление, некоторые даже могут и послать».

Параллельно в будние дни изучал интернет-рекламу, ездил по объявлениям, но качество предлагаемого продукта его не устраивало. Во время очередной поездки на рынок он наконец-то присмотрел себе автомобиль. А когда к концу торгового дня продавцы сбили цену на $300, твердо решил - надо брать. О покупке не жалеет, хотя, в случае чего, «продать машину более чем за $4 тыс. не смогу».

Еще продавцы и покупатели с опаской смотрят в будущее - на рынке активно обсуждается введение единых таможенных пошлин между Россией, Беларусью и Казахстаном. На киоске, в котором проводится переоформление документов, даже висит вырезка из газетной публикации.

Некоторые продавцы с иронией относятся к возможному подорожанию автомобилей. Обычно в конце года «бэушки» продаются туго, но кто-то предстоящий декабрь грубо сравнил с прошедшим январем. «Люди, испугавшиеся девальвации, в момент размели холодильники и микроволновки. Не исключено, что из-за боязни потерять накопленные доллары начнут разбирать автомобили».

Большинство перекупщиков в резкое подорожание все равно не верят, хотя кто-то уже просчитывает варианты. Продавец Михаил отметил, что у него в Смоленске есть хорошие друзья, и, если белорусам его товар будет не по карману, придется работать через друзей на российский рынок, где более платежеспособные покупатели.
Добавить комментарий
Проверочный код