Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№22 (694) 08 июня 2009 г. Радости жизни

И восстали машины

08.06.2009
Белорусам показали четвёртого «Терминатора»

Татьяна ЗАМИРОВСКАЯ

В первую неделю июня в Беларуси произошло восстание банкоматов против человека. Банкоматы перестали давать деньги, стали зависать, безбожно врать и глотать карточки. Восстание банкоматов - идеальная белорусская версия бунта машин против человечества. Видимо, таким нехитрым образом техника решила отметить премьеру четвертой части «Терминатора», которая состоялась в Минске на минувшей неделе.

Знаменитая дилогия «Т-1» и «Т-2» - это та самая ностальгическая жесть (в прямом смысле - дилогию можно купить в «подарочной» версии, упакованной в тяжеловесную жестянку с выгравированным Арнольдом), ради которой идут смотреть на сиквелы. Идут обильно - в кинотеатрах аншлаг, чипсы в буфете заканчиваются за 15 минут до начала сеанса. Люди идут на «Терминатора» то ли потому, что первые части были чересчур знаковыми для человечества, то ли потому, чтобы выяснить, чем закончилась эта запутанная история, с годами все более напоминающая хитросплетения «Властелина колец», то ли просто поглазеть на спецэффекты.

Экшна в фильме предостаточно: уже первые кадры, демонстрирующие активные боевые действия партизанской бригады Джона Коннора против армии машин (действие происходит в 2018г.), заставляют всех замереть с открытыми ртами, не донеся хрупкую пластиночку чипсов до пересохших от волнения губ - да так и сидеть до скончания сеанса. Передышки не будет. Контраста между мирными мгновениями и непреодолимой убийственной мощью машин, который и давал ощущение апокалипсиса в первой части фильма, здесь нет. Зритель начинает робко шуршать пакетами только к середине фильма, где между битвами возникает два-три диалога да несколько 5-секундных «медленных» сцен - например, тех, в которых партизанский штаб Сопротивления выясняет, что роботы общаются на коротких волнах и их можно, оказывается, запросто отключить радиосигналом. У вас есть пара секунд на то, чтобы проглотить шарик попкорна: уже сейчас в кадр волокут бьющегося в судорогах механического червя, стимпанковую копию чудища из фильма «Дюна», чтобы линчевать визжащий механизм во имя научного эксперимента прямо на операционном столике.

Те же, кого цеплял нетривиальный сюжет «Терминатора», включающий в себя «временной» парадокс (робот-убийца отправляется в прошлое к матери Джона Коннора, Джон посылает солдата Кайла Риза защитить мать, солдат влюбляется в мать, зачинает с ней Джона Коннора и умирает, убивая робота), после фильма чувствуют непреодолимый мозговой блок. Недоработка сценария? Сюжет нового фильма предсказуем: корпорация «Скайнет», мозговой центр мира машин, выясняет, что Кайл Риз - отец Джона Коннора, новоявленного Спасителя. Машины пытаются убить юношу, для этого похищая людей и устраивая пленникам что-то вроде Освенцима (зачем - непонятно). Джон узнает об этом и мчится спасать Кайла. В фильме фигурирует еще некто Маркус - богомашина последней марки, неизвестно откуда взявшееся существо, разрываемое эмоциями, любовью и ненавистью: кажется, именно его нравственные мучения, связанные с тем, чем машина отличается от человека, и является моральным стержнем фильма (звоним дедушке Спилбергу?).

Идея противостояния человека и машины - чересчур сентиментальна, поэтому акцент в фильме на другом: битвы, гигантские роботы, драки в грязи и под дождем. Погода, кстати, в постапокалиптической Калифорнии омерзительная. Наверное, дело в ядерной зиме, а не в том, что действие происходит в сезон дождей. Из-за дурацкой погоды боевые действия партизан, летающих в каком-то аду на вертолетах, напоминают Вьетнам и фильм Копполы про Апокалипсис. При чем тут вообще роботы?

А вот при чем. Из-за того, что создатели фильма опровергли теорию относительности, «Терминатор» схлопнулся в нескончаемое колесо сансары. Машины посылают терминатора в прошлое, чтобы он убил мать Джона. Джон посылает Кайла в прошлое, чтобы он спас мать и стал его отцом. Кайл отправляется в прошлое, зачинает Джона и умирает. Джон вырастает и отправляет Кайла в прошлое - иначе Джон не сможет родиться! За пределы этого колеса не выйти.

Но здесь нам помогут машины! Если могущественный «Скайнет» знает, что Кайл Риз - отец Спасителя, он может придумать кое-что поинтереснее банального убийства. Ведь для того, чтобы Джон Коннор не родился, достаточно просто не посылать терминатора в 86-й год! Тогда Джон не пошлет Кайла защитить Сару Коннор - и, следовательно, Сара останется неоплодотворенной своим катастрофическим будущим. Получается, чтобы уничтожить Коннора, не надо лезть в прошлое.

Таким образом, мы дошли до полного противоречия первичной идее фильма - тупик, катарсис! Выходит, что Коннор - порождение машин, дитя Апокалипсиса, роботы фактически сами создали его, образовав воронку во времени. Не надо было им этого делать! Получился полный дзен-буддизм: терминатор уничтожает сам себя, машины уничтожают сами себя, все превращается в абсолютный ноль. Было бы здорово, если бы в следующей части «Терминатора» машины передумали бы посылать терминатора в прошлое, а Коннор пытался бы им помешать - может быть, так это дзенское противоречие разрешится?

Хотя есть еще одна версия. Учитывая, какой немыслимый бардак развели в Калифорнии 2000-х люди и роботы, есть надежда на то, что в пятой части всего-навсего придет губернатор и всех разгонит. И правильно сделает.

СТИМПАНК ИЛИ ПОСТМОДЕРН?

Родившись из технократического ужаса 80-х, перед миром роботов и ядерной катастрофой, «Терминатор» является детищем того времени ровно в той же степени, в которой «Матрица» являет собой кошмар новой, цифровой эпохи 90-х. Поэтому будущее «Терминатора» - это альтернативное настоящее с «выброшенными» 90-ми: чистый стимпанк, торжество механики. Машины и роботы шумят и грохочут так, будто кинозритель находится в заводском цеху. Гигантские терминаторы напоминают старомодных трансформеров, их тела - это бесчисленное количество стальных поршней, штырей, механизмов, колесиков и винтиков. Мы уже в будущем - мы знаем, что роботы не такие, и вряд ли такими будут. Поэтому нам еще более приятно смотреть на нафталиновую ретро-версию будущего - жаль, что мы упустили тот момент, когда «Терминатор» из футуристического боевика превратился в стимпанк-сказку.

Что касается постмодерна, то фильм буквально ломится малозаметными ветхозаветными (имеется в виду часть 1-я, до рождения Спасителя) цитатами из дилогии. Они заметны только прожженным киногурманам: детали, полуусмешки, жесты и крылатые фразы. Вот блеснул красный огонек в очах робота; вот на нас смотрит лицо, наполовину состоящее из кожи и костей, наполовину - из металла; вот робот и хрупкое дитя обмениваются нежным рукопожатием, вот машина топчется по человеческим черепам, вот компьютерный Шварцнеггер выходит из полумрака (аплодисменты!). Фанаты дилогии наверняка получат удовольствие, ностальгически разыскивая эти детали.
Добавить комментарий
Проверочный код