Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№22 (694) 08 июня 2009 г. Экономика

Осторожно, пиво

08.06.2009
Минторг неоднозначно оценивает институт специмпортёра на пивном рынке

Отдел экономики

На минувшей неделе глава КГК Зенон Ломать, докладывая президенту о результатах работы своего ведомства, выступил с предложением ввести институт специмпортера пива в Беларуси. В качестве одного из аргументов Ломать привел «тенденцию роста ввоза пива иностранного производства с использованием различных теневых схем».

ГДЕ ТЕНЬ

Институт специмпортера уже введен на трех рынках - табачном, алкогольном и рыбном, и пивной рискует стать четвертым. Есть и опыт функционирования рынков до и после введения института специмпортера. Например, после введения специмпортера на рынке табачных изделий российские производители получают из Беларуси указания, в каких объемах и ассортименте завозить продукцию. Объем импорта табачных изделий снизился даже по сравнению с ранее действовавшими квотами.

Аналогичные примеры есть и на рыбном рынке, и на рынке импортного алкоголя. Во всех случаях очевидно снижение ассортимента и рост цен. Очевидно и развитие подпольной торговли импортным алкоголем и табачными изделиями. Как дополнительный эффект введения института специмпортера, стоит отметить отлучение от рынка нескольких крупных компаний, приведшее фактически к их разорению и к потере несколькими сотнями людей работы.

Однако в истории пивного рынка есть существенные отличия от трех вышеперечисленных. Главное в том, что на нем государством сознательно были устранены барьеры для импорта. И, вопреки опасениям некоторых, эта вполне рыночная мера не привела к засилью импорта, а создала условия для открытой конкуренции. В результате белорусские пивзаводы существенно усилили свои позиции, улучшили качество своей продукции, а рынок начал быстро расти.

Что же это за «тенденции роста ввоза пива иностранного производства с использованием теневых схем», о которых говорит председатель КГК? Вынужденно возникает вопрос: так какая часть рынка находится в тени? При ввозе? Или при реализации пива уже на внутреннем рынке?

Нелегальный ввоз пива в страну едва ли возможен, поскольку в этом отношении, как сказал глава одной из компаний-импортеров, «у нас действуют европейские правила игры, разработанные, между прочим, при участии Госконтроля».

«До 2004г. рынок пива действительно был «серо-черным»,
- продолжает собеседник «БелГазеты». - Сегодня весь ввоз пива на 100% легален, поскольку очень высока степень контроля, которому подвергаются импортеры. Это пример того, как можно цивилизованно решать вопросы. Первый этап - идентификационный знак, который должен быть наклеен до пересечения границы. Это уже серьезный контроль - знак должен быть наклеен на каждую бутылку. Второй этап - уплата НДС по стране реализации. Как только я уплачиваю НДС, наша налоговая служба подтверждает его уплату российской стороне. Если я не уплачу НДС, российский производитель вынужден будет заплатить огромные штрафы! Таким образом, идентификационные знаки и уплата НДС с гарантированным подтверждением белорусской налоговой службой исключают нелегальный ввоз пива».

Но то, что происходит затем на внутреннем рынке, - совсем другая история. При движении пива от оптовика к розничным торговым точкам уже возможны нарушения, вызванные желанием уйти от налогов. Эта проблема касается не только импортного пива, но и других, не обязательно импортных, продуктов. Ее корень - в системе налогообложения.

Использование института спец-импортера для контроля за начальным звеном импорта вызывает недоумение. Очевидно, что «непрозрачно» в другом месте, и объектом пристального внимания КГК должны стать наличные расчеты и черные схемы, практикуемые до сих пор на внутреннем рынке некоторыми субъектами хозяйствования.

ЧТО ВНУТРИ

Один из региональных оптовиков, торгующий исключительно белорусским пивом, признается, что «должен бы поддерживать» институт специмпортера, поскольку авторы проекта хотят защитить отечественного производителя. Но его смущает эффективность государства в роли контролера пивного рынка.

«Примеров достаточно: почему белорусский солод дороже в 1,5 раза? Потому что есть государственный монополист, который диктует свои цены. Почему возникают проблемы с поставками популярных алкогольных напитков? Потому что действует институт специмпортера».

За другими аналогиями далеко ходить не надо. Показательна ситуация с итогами рыбного конкурса по определению специмпортеров, когда на фоне общего для всех невыполнения требуемых показателей, из списка импортеров рыбы исключаются лишь некоторые. Почему? Только ли потому, что получили заслуженное наказание за невыполнение планов? Или это результат чьей-то «конкурентной борьбы», инструментом в которой является институт специмпортера?

Представитель компании-оптовика, работающей с белорусским пивом, уверен, что институт специмпортера скажется не на объеме импортного пива, а на легальности его поступления в Беларусь. Импорт снова перейдет в тень, и успехи государства на ниве контроля импортных потоков пива, достигнутые за 3 последних года, будут перечеркнуты. Второй раз вернуть импорт из тени будет несоизмеримо сложнее.

Проиграют и потребители, ведь отсутствие конкуренции повлечет за собой увеличение цен на отечественное пиво.

ЧТО ГОВОРЯТ

Между тем история развития белорусской пивоваренной отрасли за последние годы ясно демонстрирует, что рост рынка начался с момента отмены ограничений на импорт пива. Это исторический факт: в 2006г. были отменены склады временного хранения и другие ограничения, а в 2007-08гг. потребление пива в стране выросло в 1,5 раза и отечественные компании впервые показали более чем убедительные результаты развития.

Одним из главных направлений развития пивоварения в Беларуси является экспорт. Вне всякого сомнения, в качестве основного экспортного рынка рассматривается российский. И хотя КГК критикует работу белорусских пивоваров по развитию экспорта («за весь прошлый год экспортировано всего 0,8 млн. дал пива при задании программы - 2,9 млн. дал», - цитата с сайта КГК), отдельные компании демонстрируют на этом направлении хорошие результаты. Например, «Крынiца» увеличила экспорт в 2 раза в I квартале 2009г.

В настоящее время в России отсутствуют барьеры к импорту белорусского пива. Его в широком ассортименте можно видеть уже не только в магазинах приграничных регионов (Смоленск, Брянск, Великие Луки), но и гораздо дальше в России - Москва и Московская область, Приволжский федеральный округ, Юг России и т.д. Происходит развитие экспорта пива из Беларуси в Россию, что подтверждает статистика. Но, похоже, такая картина кого-то в Беларуси не устраивает. Каковы дальнейшие перспективы белорусского пивного экспорта в условиях введения специмпортера?

Как заявил «БелГазете» председатель Исполнительного комитета Союза российских пивоваров Вячеслав Мамонтов: «Введение Беларусью института специмпортера пива не только нарушает ряд многосторонних и двусторонних международных договоренностей между нашими государствами, но и носит явный дискриминационный характер и практически блокирует импорт российского пива, ставя наших производителей в неравные экономические условия по сравнению с белорусскими. Только здоровая конкуренция является залогом развития рынка. Очевидно, что подобные действия в условиях глобального экономического кризиса могут только отрицательно повлиять на торговые отношения России и Беларуси».

Источник в Минэкономразвития России, пожелавший остаться неназванным, прокомментировал ситуацию так: «Россия является основным поставщиком товаров на внутренний рынок Беларуси и в то же время основным потребителем товаров Союзного государства. В России нет никаких ограничений оборота белорусского пива. Введение института специмпортера не только нарушает принципы сотрудничества, принятые между двумя союзными государствами, но и ограничивает в выборе самого потребителя. Это уже не первая попытка белорусского правительства ограничить доступ российским товарам на рынок».

Вероятно, предполагая реакцию российских партнеров, замминистра торговли Михаил Свентицкий на минувшей неделе оценил институт специмпортера как неоднозначный: «Конечно, с точки зрения прозрачности оборота ввозимого в страну пива введение института специмпортера дало бы положительный эффект, поскольку в Беларуси действительно серьезные объемы теневого оборота этого напитка. С другой стороны, в этом вопросе у нас существуют обязательства перед российской стороной, согласно подписанному ранее соглашению. Поэтому ситуацию надо рассматривать в комплексе, всесторонне и подходить к данному решению осторожно».
Добавить комментарий
Проверочный код