Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
Портал мастеров ремонта и отделки. Строительство и ремонт своими руками
papa-jobs.ru
№22 (694) 08 июня 2009 г. Экономика

Владимир Сивухо*: «Мы по-прежнему дойная корова»

08.06.2009
Антикризис



«БелГазета» продолжает цикл публикаций о состоянии белорусской экономики в условиях мирового кризиса, авторы которых не журналисты, а представители частного бизнеса и госсектора.

- Малые предприятия, занимающиеся электроникой, с началом кризиса столкнулись с сокращением заказов приблизительно на 40%. В наихудшем положении оказались компании, дея-тельность которых тесно связана с деятельностью государства - некоторые из них полностью «легли», другие значительно снизили объемы производства.

Проанализировав ситуацию, мы поняли, что единственный выход - диверсификация деятельности, расширение номенклатуры выпускаемых товаров и услуг. Новые сферы деятельности, не представленные или мало представлен-ные на рынке, позволяют компенсировать потери от сокращения заказов в привычных для нас сегментах. В области автоэлектроники мы расширили перечень услуг, наладив ремонт кондиционеров, наметили несколько проектов в сфере энергосберегающих технологий. Наиболее перспективными направлениями для малого бизнеса представляются: производство тепловых насосов, солнечных батарей, гелиевых установок, замена ламп накаливания и других сигнальных систем на светодиодные системы. Думаю, большое будущее есть у электронных систем экономии электроэнергии, которые широко применяются на Западе - как только чело-век уходит из дома, отопление и освещение автоматически отключаются.

Однако на пути создания инновационного продукта малые предприятия сталкиваются с большим количеством административных препятствий. Например, если разработка опытного образца на малом предприятии занимает 2-3 месяца, то на получение площадей для открытия нового производства через систему аукционов уходит год-два. А сложная система учета, требующая значительных трудовых и временных затрат, увеличивает стоимость конечного продукта на 20%. Как следствие, вынужденное промедление и повышение стоимости изделия снижает конкурентоспособность продукции белорусских производителей по сравнению с импортными аналогами.

Не меньшая проблема - доступ к заемному финансированию. Если бы эта проблема была решена, мы уже приступили бы к реализации некоторых намеченных проектов. В теории никаких проблем здесь нет. При создании новых рабочих мест малые предприятия имеют возможность получить беспроцентный кредит на закупку оборудования, комплектующих, сырья и материалов. Но на практике такое финансирование распространяется только на оборудование отечественных производителей. Создавать инновационный продукт мирового уровня в области электроники на станках, произведенных в нашей стране, невозможно. Получается замкнутый круг, из которого сложно выбраться потому, что отдача от инновационных проектов в области электроники может прийти лишь через 3 года после начала их реализации.

Не способствуют развитию инновационного бизнеса ни сложная налоговая система, ни высокие штрафные санкции. Отношение к малому бизнесу сегодня таково, что он воспринимается местными органами власти как дойная корова - после всех налогов, сборов, отчислений и штрафов средств для развития ему просто не остается. В результате значительная часть малых предприятий теснится, боится развиваться. А ведь все упомянутые инновационные направления может реализовать только небольшая компания - круп-ные госпредприятия слишком негибки и немобильны, они не могут так быстро разработать новый продукт и наладить его выпуск.

Сегодня у государства есть ресурсы для того, чтобы поддерживать малый бизнес, создающий инновационный продукт. Например, оно могло бы отдавать бизнесу пустующие площади, каких по всей стране немало, под конкретный бизнес-план, под реальные инновационные проекты с условием, что для их реализации будут созданы новые рабочие места. Когда по всей стране идут увольнения и людей переводят на неполную рабочую неделю, мы взяли на работу шесть молодых специалистов - немало для небольшой компании.

Парадокс: на самом высоком уровне поставлена задача войти в число Top-30 стран-лидеров по условиям ведения бизнеса, есть программы развития предпринимательства, есть планы по увеличению доли малого бизнеса в ВВП. А реальных результатов почти нет. Потому что нет каналов работы с предпринимателями, государство пытается работать с каждым предприятием в отдельности, но из этого ничего не выходит. Инициатива к переменам должна исходить и от самого бизнеса, например, через мощные союзы предпринимателей, посредством которых легче взаимодействовать с властью.


* директор ЧСУП «Электроника и диагностика»
Добавить комментарий
Проверочный код