Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Ожидается, что декрет об обеспечительном депозите позволит бизнесменам не опасаться за свою свободу,если они выйдут за правовые рамки. Нужно просто заблаговременно положить не менее BYN50 тыс. на счет в Беларусбанке. От чего еще можно обезопасить граждан?
от призыва в армию
от бедных родственников
от оплаты коммунальных услуг
от вредных привычек
от прохождения флюрографии
№22 (694) 08 июня 2009 г. Экономика

Владимир Сивухо*: «Мы по-прежнему дойная корова»

08.06.2009
Антикризис



«БелГазета» продолжает цикл публикаций о состоянии белорусской экономики в условиях мирового кризиса, авторы которых не журналисты, а представители частного бизнеса и госсектора.

- Малые предприятия, занимающиеся электроникой, с началом кризиса столкнулись с сокращением заказов приблизительно на 40%. В наихудшем положении оказались компании, дея-тельность которых тесно связана с деятельностью государства - некоторые из них полностью «легли», другие значительно снизили объемы производства.

Проанализировав ситуацию, мы поняли, что единственный выход - диверсификация деятельности, расширение номенклатуры выпускаемых товаров и услуг. Новые сферы деятельности, не представленные или мало представлен-ные на рынке, позволяют компенсировать потери от сокращения заказов в привычных для нас сегментах. В области автоэлектроники мы расширили перечень услуг, наладив ремонт кондиционеров, наметили несколько проектов в сфере энергосберегающих технологий. Наиболее перспективными направлениями для малого бизнеса представляются: производство тепловых насосов, солнечных батарей, гелиевых установок, замена ламп накаливания и других сигнальных систем на светодиодные системы. Думаю, большое будущее есть у электронных систем экономии электроэнергии, которые широко применяются на Западе - как только чело-век уходит из дома, отопление и освещение автоматически отключаются.

Однако на пути создания инновационного продукта малые предприятия сталкиваются с большим количеством административных препятствий. Например, если разработка опытного образца на малом предприятии занимает 2-3 месяца, то на получение площадей для открытия нового производства через систему аукционов уходит год-два. А сложная система учета, требующая значительных трудовых и временных затрат, увеличивает стоимость конечного продукта на 20%. Как следствие, вынужденное промедление и повышение стоимости изделия снижает конкурентоспособность продукции белорусских производителей по сравнению с импортными аналогами.

Не меньшая проблема - доступ к заемному финансированию. Если бы эта проблема была решена, мы уже приступили бы к реализации некоторых намеченных проектов. В теории никаких проблем здесь нет. При создании новых рабочих мест малые предприятия имеют возможность получить беспроцентный кредит на закупку оборудования, комплектующих, сырья и материалов. Но на практике такое финансирование распространяется только на оборудование отечественных производителей. Создавать инновационный продукт мирового уровня в области электроники на станках, произведенных в нашей стране, невозможно. Получается замкнутый круг, из которого сложно выбраться потому, что отдача от инновационных проектов в области электроники может прийти лишь через 3 года после начала их реализации.

Не способствуют развитию инновационного бизнеса ни сложная налоговая система, ни высокие штрафные санкции. Отношение к малому бизнесу сегодня таково, что он воспринимается местными органами власти как дойная корова - после всех налогов, сборов, отчислений и штрафов средств для развития ему просто не остается. В результате значительная часть малых предприятий теснится, боится развиваться. А ведь все упомянутые инновационные направления может реализовать только небольшая компания - круп-ные госпредприятия слишком негибки и немобильны, они не могут так быстро разработать новый продукт и наладить его выпуск.

Сегодня у государства есть ресурсы для того, чтобы поддерживать малый бизнес, создающий инновационный продукт. Например, оно могло бы отдавать бизнесу пустующие площади, каких по всей стране немало, под конкретный бизнес-план, под реальные инновационные проекты с условием, что для их реализации будут созданы новые рабочие места. Когда по всей стране идут увольнения и людей переводят на неполную рабочую неделю, мы взяли на работу шесть молодых специалистов - немало для небольшой компании.

Парадокс: на самом высоком уровне поставлена задача войти в число Top-30 стран-лидеров по условиям ведения бизнеса, есть программы развития предпринимательства, есть планы по увеличению доли малого бизнеса в ВВП. А реальных результатов почти нет. Потому что нет каналов работы с предпринимателями, государство пытается работать с каждым предприятием в отдельности, но из этого ничего не выходит. Инициатива к переменам должна исходить и от самого бизнеса, например, через мощные союзы предпринимателей, посредством которых легче взаимодействовать с властью.


* директор ЧСУП «Электроника и диагностика»
Добавить комментарий
Проверочный код