Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№22 (694) 08 июня 2009 г. Экономика

Почти все сбрендились

08.06.2009
Итоги кризиса фондового рынка

Ярослав РОМАНЧУК

13-й ежегодный рейтинг крупнейших компаний мира по рыночной капитализации FT-500 (от авторитетного британского издания Financial Times) стал «чёртовым» для ведущих корпораций мира. Общая капитализация компаний FT-500 в 2009г. по сравнению с предыдущим годом упала на 42%, с $26,8 трлн. до $15,6 трлн. (состояние на 31.03.2009г.). За год они потеряли $11,2 трлн. В такой ситуации никому и в голову не приходит мысль о продаже активов по «старым ценам». Хоть бы по текущим, рыночным, купили. Самое время проводить реструктуризацию и ревизию докризисных планов.

ОПТИМИСТИЧНОЕ ПАДЕНИЕ

Самым дорогим сектором рейтинга FT-500 стали нефтяные компании. Их стало на одну больше (в списке - 44), и они забрали пальму первенства у банков. Капитализация банков упала более чем наполовину (с $4,1 трлн. до $1,9 трлн. в 2009г.), и сегодня банковский сектор стоит меньше, чем в 1999г. Из 71 финучреждения в списке осталось только 56. Почти наполовину (на 48,3%), до $335 млрд., упала рыночная стоимость специализированных финансовых компаний.

В Top-200 списка все компании потеряли в цене, но тем не менее многие увеличили чистую прибыль. Exxon Mobil потерял в капитализации $116 млрд. (25,6% от уровня 2008г.)., при этом чистая прибыль корпорации выросла на 11,3%, составив $45,2 млрд. За год потеряла $136,8 млрд. (32,3%) и PetroChina, увеличив при этом оборот на 31,5%, но сократив чистую прибыль на 19,7%. Неплохим выдался год для розничного американского гиганта Wal-Mart Stores: его рыночная стоимость сократилась минимально - на 3,1%, но оборот вырос до $401,2 млрд.

Резко подешевел Microsoft, но чистая прибыль гиганта увеличилась на 26,4%, до $17,7 млрд., а потребители и инвесторы ждут запуска Windows 7. Procter&Gamble заработал «чистыми» на 17,4% больше, Johnson&Johnson - на 21,7%. Гонконгская China Mobile заработала на 33% больше, но в капитализации потеряла 41,4%.

Одним из лузеров рейтинга этого года является российский «Газпром». В 2008г. он был на 4-м месте с капитализацией $299,8 млрд. В 2009г. газовая монополия опустилась на 36-е место ($91,5 млрд.), потеряв за год рыночной капитализации на сумму $208,3 млрд. А титул самой крупой компании Европы перешел к Royal Dutch Shell (минус 36,8% капитализации, плюс $139 млрд. прибыли).

040100241bg22(694)-ec.htm

КОМУ ПРОПАСТЬ, КОМУ ВЗЛЁТ

Для некоторых кризисный год оказался очень успешным. Например, американская фармацевтическая компания Schering Plough поднялась в рейтинге FT-500 на 103-е место (394-е в 2008г.), увеличив свою капитализацию с $23,4 млрд. до $38,3 млрд. Также американская компания Newmont Mining «взлетела» с 483-го места на 208-е с увеличением рыночной стоимости с $19,7 млрд. до $21,4 млрд. Вверх в рейтинге поднялись также MasterCard (+195 мест), Amazon.com (+175 мест) и Visa (+171).

Среди новичков рейтинга много китайских компаний (Zijin Mining Group дебютировала сразу на 243-м месте, China Railway Construction - на 289-м), но американцев-новичков гораздо больше. «Творческое разрушение», отмирание старого в США идет очень активно, а свято место на рынке здесь уж точно пустым не будет.

Неудачниками рейтинга FT-500 стали те компании, которые в результате кризиса не смогли в нем удержаться. Самым большим лузером стала некогда непогрешимая американская страховая компания American International Group (AIG). В 2008г. она была на

51-м месте, а сейчас борется за место под солнцем при помощи денег налогоплательщиков. Год назад корпорация стоила $109 млрд., а сейчас за нее и десятой части этой суммы не дают.

Французская Suez, работающая в секторе газа, водоснабжения и коммунальных услуг, в 2008г. была на 74-м месте, а в этом году не попала в Top-500. Вылетели из списка такие большие и некогда авторитетные корпорации и финучреждения, как Fortis (Бельгия, Голландия), Wachovia (США), Merrill Lynch (США), Swiss Re (Швейцария), Renault (Франция), Fiat (Италия), МТС (Россия), Bank Pekao (Польша), Toshiba (Япония), Raiffeisen International Bank (Австрия), Commerzbank (Германия) - всего 88 компаний, т.е. 17,6% всего списка 2008г.

ВПЕРЕДИ ПЛАНЕТЫ ВСЕЙ

В глобальном рейтинге FT-500 в 2009г. попало 6 российских компаний - на 7 меньше, чем в 2008г. Сырьевые корпорации удержались, а остальным до лидеров мирового рынка еще далеко. В Top-500 Европы число российских компаний составило 25, а в Top-100 Восточной Европы россиян более половины.

Вопреки слухам о кончине американской экономики доля компаний этой страны в FT-500 2009г. увеличилась. Они оказались более подготовленными к кризису в силу своей гибкости и умения быстро адаптироваться к изменениям мирового рынка. У них есть мощные бренды, великолепные менеджеры и серьезная мотивация как можно скорее выйти из кризиса.

Среди самых устойчивых к кризису компаний находятся ритейлеры, производители продуктов питания и лекарств. Компании розничной торговли поднялись в списке самых дорогих секторов с 15-го на 9-е место. Стабильно устойчивыми являются хорошо управляемые компании в сфере электроэнергетики. Этот сектор поднялся с 8-го на 6-е место, увеличил свою долю в общей капитализации с 3,27 до 4,16%.

В десятке самых дорогих секторов стабильно место производителей IT-товаров, ПО и услуг связи. Доля китайского бизнеса в FT-500 выросла с 7,31 до 8,76%, а число компаний Гонконга, самого капиталистического региона мира, - с 10 до 16. По совокупной капитализации Китай занял второе место в мире после США, оттеснив на третью строчку Великобританию.

Тоp-100 самых дорогих компаний Восточной Европы замыкает польский банк Millennium с капитализацией $434 млн. Есть в списке венгерские, словенские, эстонские и чешские компании. Наших нет.
Добавить комментарий
Проверочный код