Воскресенье, 11 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№21 (693) 01 июня 2009 г. Глобалист

Не бренд

01.06.2009
 
Андрей ПОДВИЦКИЙ

В 2009г. стоимость бренда Google ($100 млрд.) будет в 2-2,5 раза больше всего ВВП Беларуси. Даже за бренд McDonald’s дают в 1,5 раза больше, чем произведет ВВП вся наша страна в этом году. «Беларусь» как бренд ассоциируется в мире всего с несколькими людьми, явлениями и событиями.

Прежде всего, с «Лукашенко» и «режимом». Самые просвещенные вспомнят еще «Беловежскую Пущу», «партизанов» и КГБ. Единицы интересуются Беларусью в США, Азии и Южной Америке. Чуточку больше - в ЕС. Полноценно интересуются только соседи.

В условиях глобального кризиса, резкого переключения внимания политиков богатых стран с внешней на внутреннюю политику, а также в условиях взрывоопасных для всего мира конфликтов в Северной Корее, Иране, Пакистане, Афганистане трудно представить себе причины, по которым бренд «Беларусь» получил хотя бы минимальное внимание потенциальных потребителей. В данном контексте речь идет о тех организациях, лицах и странах, которые бы захотели инвестировать в ребрендинг понятия «Беларусь». Как и на товарных рынках, дефицит ресурсов вынуждает отказываться от маргинальных проектов, которые не вызывают никакого интереса, потому что ни некой угрозы, ни большой пользы никому не приносят. Потенциальные западные инвесторы в бренд «Беларусь» не получают ни политической выгоды (их внутренний электорат ничего про нас не знает), ни карьерной (это не зона конфликта; вот Ирак, Афганистан или Ближний Восток - это вызов для дипломатов и политиков), ни финансовой (бюджеты программ на Беларусь - мизерные).

Одна лишь цифра: финансирование из ЕС Палестины в 2007г. составило 420 млн. евро. Плюс еще разные двусторонние программы стран - членов ЕС. Беларусь же в рамках «Восточного партнерства» хорошо, если получит на все про все 30 млн. евро в год, которыми будет вынуждена еще и делиться с европейцами, работающими по нашим программам. До тех пор, пока мы сами не начнем активный, продуманный ребрендинг, большего внимания мы от внешнего мира не получим.

КТО МЫ ИМ?

Чтобы понять вес и значение бренда «Беларусь» в экономике, достаточно привести несколько сравнений. Годовая выручка ExxonMobil Corp оказалась в 8 раз больше всего ВВП Беларуси в 2007г. Такими вот деньгами управляет частная корпорация, причем делает это с прибылью, на радость акционерам и миллионам потребителей. Во многом потому, что никому и в голову не приходит «навешивать» на нее поддержку убыточных сельхозпредприятий, регулировать цены и забирать «сверхприбыль» в фонд национального развития.

Гигант ритейла, американская корпорация Wal-Mart, создала 2,1 млн. рабочих мест - это половина всех рабочих мест Беларуси. Его выручка в 2008г. в 6,4 раза больше ВВП Беларуси 2008г. Управляется эта компания обыкновенными в смысле формального образования американцами. Правда, не заканчивали они высшие партшколы в Вашингтоне, нет у них дипломов сельхозакадемии и обязательные семинары Минтруда и соцзащиты они не посещают.

В мировой экономике наше значение определяется долей в мировом ВВП - около 0,1%. И в этом самая большая слабость экономического бренда «Беларусь». Случись что - никто и не заметит. Не будет обвала цен ни на одном сегменте мирового рынка. Индексы фондовых рынков даже не шелохнутся. Разве только отдельные кредиторы немножко повозмущаются.

В этом и есть основная угроза нашим национальным интересам. Мы не стали больше, значимее, богаче. Мы не интегрировались в вертикальные и горизонтальные цепочки мировых ТНК. У нас нет высокотехнологичных товаров, без которых остановились бы хотя бы несколько значимых предприятий мира. Бренд «Беларусь» был и остается местечковым и слабым - от таких в условиях глобального кризиса просто отказываются. Поэтому курс на 12-процентный рост ВВП в условиях стабильности и уникальности социально-экономической модели с 1% безработицы вызывает лишь слабые ухмылки.
Добавить комментарий
Проверочный код