Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Ожидается, что декрет об обеспечительном депозите позволит бизнесменам не опасаться за свою свободу,если они выйдут за правовые рамки. Нужно просто заблаговременно положить не менее BYN50 тыс. на счет в Беларусбанке. От чего еще можно обезопасить граждан?
от призыва в армию
от бедных родственников
от оплаты коммунальных услуг
от вредных привычек
от прохождения флюрографии
№21 (693) 01 июня 2009 г. Глобалист

Не бренд

01.06.2009
 
Андрей ПОДВИЦКИЙ

В 2009г. стоимость бренда Google ($100 млрд.) будет в 2-2,5 раза больше всего ВВП Беларуси. Даже за бренд McDonald’s дают в 1,5 раза больше, чем произведет ВВП вся наша страна в этом году. «Беларусь» как бренд ассоциируется в мире всего с несколькими людьми, явлениями и событиями.

Прежде всего, с «Лукашенко» и «режимом». Самые просвещенные вспомнят еще «Беловежскую Пущу», «партизанов» и КГБ. Единицы интересуются Беларусью в США, Азии и Южной Америке. Чуточку больше - в ЕС. Полноценно интересуются только соседи.

В условиях глобального кризиса, резкого переключения внимания политиков богатых стран с внешней на внутреннюю политику, а также в условиях взрывоопасных для всего мира конфликтов в Северной Корее, Иране, Пакистане, Афганистане трудно представить себе причины, по которым бренд «Беларусь» получил хотя бы минимальное внимание потенциальных потребителей. В данном контексте речь идет о тех организациях, лицах и странах, которые бы захотели инвестировать в ребрендинг понятия «Беларусь». Как и на товарных рынках, дефицит ресурсов вынуждает отказываться от маргинальных проектов, которые не вызывают никакого интереса, потому что ни некой угрозы, ни большой пользы никому не приносят. Потенциальные западные инвесторы в бренд «Беларусь» не получают ни политической выгоды (их внутренний электорат ничего про нас не знает), ни карьерной (это не зона конфликта; вот Ирак, Афганистан или Ближний Восток - это вызов для дипломатов и политиков), ни финансовой (бюджеты программ на Беларусь - мизерные).

Одна лишь цифра: финансирование из ЕС Палестины в 2007г. составило 420 млн. евро. Плюс еще разные двусторонние программы стран - членов ЕС. Беларусь же в рамках «Восточного партнерства» хорошо, если получит на все про все 30 млн. евро в год, которыми будет вынуждена еще и делиться с европейцами, работающими по нашим программам. До тех пор, пока мы сами не начнем активный, продуманный ребрендинг, большего внимания мы от внешнего мира не получим.

КТО МЫ ИМ?

Чтобы понять вес и значение бренда «Беларусь» в экономике, достаточно привести несколько сравнений. Годовая выручка ExxonMobil Corp оказалась в 8 раз больше всего ВВП Беларуси в 2007г. Такими вот деньгами управляет частная корпорация, причем делает это с прибылью, на радость акционерам и миллионам потребителей. Во многом потому, что никому и в голову не приходит «навешивать» на нее поддержку убыточных сельхозпредприятий, регулировать цены и забирать «сверхприбыль» в фонд национального развития.

Гигант ритейла, американская корпорация Wal-Mart, создала 2,1 млн. рабочих мест - это половина всех рабочих мест Беларуси. Его выручка в 2008г. в 6,4 раза больше ВВП Беларуси 2008г. Управляется эта компания обыкновенными в смысле формального образования американцами. Правда, не заканчивали они высшие партшколы в Вашингтоне, нет у них дипломов сельхозакадемии и обязательные семинары Минтруда и соцзащиты они не посещают.

В мировой экономике наше значение определяется долей в мировом ВВП - около 0,1%. И в этом самая большая слабость экономического бренда «Беларусь». Случись что - никто и не заметит. Не будет обвала цен ни на одном сегменте мирового рынка. Индексы фондовых рынков даже не шелохнутся. Разве только отдельные кредиторы немножко повозмущаются.

В этом и есть основная угроза нашим национальным интересам. Мы не стали больше, значимее, богаче. Мы не интегрировались в вертикальные и горизонтальные цепочки мировых ТНК. У нас нет высокотехнологичных товаров, без которых остановились бы хотя бы несколько значимых предприятий мира. Бренд «Беларусь» был и остается местечковым и слабым - от таких в условиях глобального кризиса просто отказываются. Поэтому курс на 12-процентный рост ВВП в условиях стабильности и уникальности социально-экономической модели с 1% безработицы вызывает лишь слабые ухмылки.
Добавить комментарий
Проверочный код