Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№20 (692) 25 мая 2009 г. События. Оценки

Великий валютный пост отменяется

25.05.2009
«Если что-то приняли правительство или местные органы власти, то пусть они и отвечают»

Сергей ЖБАНОВ

18 мая белорусский бизнес вступил в Великий валютный пост. Банки не смогли удовлетворить заявки юрлиц на покупку валюты на Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) и переадресовали своих клиентов в местные органы власти для согласования заявок на покупку валюты для оплаты уже поставленного товара. Но хуже всего было то, что банки отказывали им не только в возможности приобретения валюты, но и в каких бы то ни было официальных комментариях происходящего. Начался театр абсурда.

Информационный вакуум тут же заполнился слухами. Первое сообщение на актуальную тему появилось на портале агентства afn.by. Некий источник в банковских кругах сообщил агентству, что в устной форме банкам рекомендовано до 1 июня не лезть с клиентскими заявками на БВФБ, а удовлетворять их на внебиржевом рынке, где курс рубля тут же упал ниже установленных пределов колебания - +/-2%. Негласное правило не распространялось только на контракты по покупке медпрепаратов.

Затем появилось сообщение «Интерфакса-Запада», в котором начальник управления информации Нацбанка Анатолий Дроздов просветил деловую публику известием о том, что «Нацбанк не вводил никаких ограничений на покупку инвалюты на бирже для оплаты текущих импортных поставок». «Если что-то приняли правительство или местные органы власти, то пусть они и отвечают, - открестился от происходящего представитель главного банка и пояснил: - Если какие-либо документы по этому поводу и существуют, то Нацбанк их не разрабатывал. Есть Совмин, облисполкомы».

Между тем правительство не спешило с комментариями. Облисполкомы и горисполкомы были тоже заняты по самое горло, принимая от профильных министерств заявки для письменного согласования. Например, Минпром был замечен в числе лидеров, обеспечивших подобное согласование, благодаря чему получил приоритет в доступе к БВФБ через госбанки. Частному бизнесу повезло меньше, поскольку заступиться за него было некому. Однако не стоит забывать о том, что больше половины всех налоговых поступлений (например, в Минской области) обеспечивают плательщики из негосударственного сектора. И избранный государством способ экономии на валюте в конечном счете очень скоро обернется еще более резким усыханием местных бюджетов со всеми вытекающими печальными последствиями.

СПРАВКА «БелГазеты». В принципе, ситуация, сложившаяся на белорусском валютном рынке, для бизнеса не беспрецедентная. К высшей мере валютной защиты страна уже прибегала во второй половине 90-х гг., когда глава Нацбанка был вынужден лично делить валюту между клиентами. Тогда введенный строгий порядок персонального распределения валюты не повысил качества обслуживания, но увеличил количество обделенных и обиженных клиентов.

Очевидно, что к жесткому администрированию покупки валюты на БВФБ власть подтолкнуло критическое состояние золотовалютных резервов (ЗВР).

Первый зампред правления Нацбанка Павел Каллаур на днях напомнил: на сегодняшний день ЗВР в международном определении составляют $3,4 млрд. в эквиваленте: «Эта сумма позволяет Нацбанку при необходимости проводить интервенции на валютном рынке». Но есть еще одна важнейшая функция ЗВР. Их сумма - единственная реальная основа для исполнения данных 100-процентных гарантий населению по валютным депозитам. Ниже уже опускаться нельзя.

Словами рынок не накормишь, а возможности коммерческих банков хорошо известны. Они уже ввели лимиты на продажу валюты одному клиенту. Но и в установленных пределах инвалюта может продаваться только при наличии достаточного предложения на межбанковском рынке, ресурсы которого в конечном счете пополняются за счет ежедневного приобретения валюты у предприятий и населения. В этой технологической цепочке (в условиях сокращения валютной выручки предприятий на 40%) именно население становится наиболее актуальным (если порой не единственным) источником пополнения валютных ресурсов.

Стремясь сохранить темпы развития производства, работающего на склад, правительство создало дефицит валюты в стране, который был не столь заметен, пока в Беларусь поступали внешние кредиты. Как оказалось, проблема не в их избытке и не высоких темпах роста внешней задолженности, а в остром недостатке иностранных денег, обеспечивающих непрерывность работы народного хозяйства. Но стоило случиться заминке с поступлением очередной порции иностранных денег от МВФ и России, как тут же ужесточился порядок валютного регулирования. И лиц, ответственных за это безобразие, как оказалось, уже не найти.

При этом власти совсем не собираются отказываться от прогнозных целевых установок. Более того, они изобретают все новые направления стимулирования внутреннего спроса, а значит, расходования (истощения) ЗВР. На днях президентская пресс-служба сообщила, что «у белорусских производителей будет выкуплена техника, которая пользуется хорошим спросом за пределами страны, но с учетом финансовых сложностей у партнеров часть техники пойдет в народном хозяйстве Беларуси». О цене решения не сообщается.

Хотя известно, что в январе-апреле (когда экспорт упал почти на 50% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) были обеспечены опережающие темпы кредитования экономики. Объем кредитных ресурсов для реального сектора экономики увеличился более чем в 1,5 раза, а по таким приоритетным направлениям, как жилье, более чем в 1,6 раза. Курс рубля даже окреп по отношению к доллару США. Но чудаки из МВФ - рабы экономических догм - не замечают белорусских успехов и настаивают на новом сеансе девальвационной шоковой терапии. Эти жалкие, ничтожные люди не понимают, что в социально ориентированной Беларуси с ее неистощимым запасом административного ресурса нет силы, способной остановить отечественное производство не очень нужных товаров.

Чтобы сделать их более востребованными, правительство готовит новые меры по поддержке свежими кредитами не только промпредприятий, но и потребительского сектора, о чем на прошлой неделе радостно сообщил журналистам премьер-министрСергей Сидорский. Складывается впечатление, что премьер не знаком с содержанием доклада Нацбанка «Финансовая стабильность Беларуси в 2008г.», в котором зафиксированы опережающие темпы роста потребительского кредитования над депозитами населения, что было оценено как одна из возможных причин дестабилизации отечественной финансовой системы.

И объем кредитной задолженности населения рос преимущественно в валюте - на 86,4% за год. В этом году Нацбанк постарался ослабить стимулы к укреплению длинной валютной позиции банков, жестко рекомендовав им снизить проценты по валютным депозитам. После этого темпы роста валютных ресурсов, формируемых за счет населения, замедлились. Но этого показалось мало, и от банков потребовали взять на себя основной груз в удовлетворении корпоративного спроса на инвалюту.

Попытка неумелого регулирования рынка тут же отозвалась: снижением на 5-7% курса рубля на межбанковском рынке, перебоями в работе ряда предприятий и интенсивным изъятием населением валютных вкладов. Разве не этого опасалось белорусское руководство, не соглашаясь на проведение очередной административной девальвации, от которой был бы хоть какой-то прок? В четверг, 21 мая, власть прозрела, и необъявленный Великий валютный пост был тихо отменен.
Добавить комментарий
Проверочный код