Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
«Нет в Беларуси того человека, который не знает о вас как о председателе великой страны» - сообщил Александр Лукашенко председателю КНР. А насколько хорошо вы знаете Си Цзиньпина?
давно на короткой ноге с товарищем Си
лично не знаком, но есть общие знакомые
пересекались пару раз на тусовках
тщательно отслеживаю каждый шаг товарища Си
не помню, кто это, но раз президент говорит, наверное, мы знакомы
№20 (692) 25 мая 2009 г. Радости жизни

«Это уже не джаз»

25.05.2009
 


Польский институт в Минске отмечает свое 15-летие и презентует насыщенную праздничную программу в последнюю неделю мая - начале июня. Помимо концертов камерного вокального ансамбля из Познани Affabre Conciniu (29 мая), спектакля «Он, она и Бэтмен» (1 июня) по пьесам современных польских драматургов, Польский институт привозит в Минск знаменитый джазовый коллектив Pawel Kaczmarczyk AUDIOFEELING Band, который выступит в Большом зале Белгосфилармонии 27 мая.

Лидер коллектива, блестящий пианист Павел КАЧМАРЧИК дал интервью корреспонденту «БелГазеты» Максиму Иващенко.

- Вы считаете джаз музыкой сложной?

- Каждый играет ту музыку, которая ему ближе. Если кому-то близок джаз, если джаз доставляет удовольствие, значит, и исполнение им джазовой музыки предполагает легкость. Точно так же с классикой или с поп-музыкой. Поэтому для музыкантов джаз - музыка в исполнении не сложная. А для слушателей… Смотря о каких композициях идет речь. Мне кажется, нужно сочетать произведения высокого уровня сложности - чтобы удовлетворить амбиции музыкантов, и легкие. Классический пример - Збышек Намысловский: он играет музыку сверхсложную, но когда ты ее слушаешь, даже не можешь поверить, что она так сложна для исполнения и нотной записи - звучит, как обычные песни, к которым можно даже написать текст.

- Джаз заслужил славу музыки для узкого круга слушателей, вряд ли способной набрать аудиторию более широкую…

- Конвенции по культуре, какие-то съезды проводятся регулярно по всему миру. Там все ломают голову, как действительно высокую культуру уложить в формат, который подошел бы каждому. И здесь нужно просто поставить вопрос: если на джазовые концерты придут 20 тыс., а не 200 человек, что останется тогда от камерности джаза и от этой музыки вообще?

Это очень хорошо, что джаз - музыка для узкой аудитории. Благодаря этому она остается уделом высокой культуры - развивает слушателя, даже оказывает какое-то магическое воздействие. Понятно, что каждый хотел бы, чтобы на его концерты приходило как можно больше людей. Но тут нужно задуматься: делаем мы шоу-бизнес, производим просто товар или создаем искусство для ограниченного круга потребителей. Я думаю, что в какой-то степени эта камерность - большое преимущество джаза.

- Разрыв между джазом американским и европейским только увеличивается. Некоторые европейские джазмены даже избегают термина «джаз», предпочитая термин «современная импровизационная музыка». Как вы определяете свою музыку?

- Я думаю, мы постепенно будем отходить от слова «джаз». Это уже делают многие критики, журналисты и, конечно, сами музыканты. Почему? Джаз ассоциируется с музыкой состоявшейся, а именно музыкой свинговой, музыкой Майлза Дэвиса, Чарли Паркера или Джона Колтрейна. Это сущность джаза. В то же время музыка, которую все мы сейчас играем, коллективная импровизационная музыка, берет от джазовой музыки только основу. Это уже не джаз, если говорить о какой-то классификации для критиков. Она может оставаться джазом только в культурных рамках одной нации, я имею в виду американцев. Они как раз и исполняют сейчас довольно классический, настоящий джаз - в широком понимании этого слова.

В то же время нельзя сказать, что европейцы играют что-то монолитное: итальянцы, например, используют какие-то свои элементы; есть целое скандинавское течение, лейбл ECM - это тоже очень яркий голос в европейском джазе. Есть Словакия и Венгрия, где велик процент цыганского населения и велико влияние этой культуры на импровизационную музыку. Так что определить это однозначно было бы нелегко.

- Представляя джазового музыканта, традиционно акценты ставят на то, с кем он играл, в каких фестивалях участвовал, какие награды имеет. Насколько оправдано и адекватно такое представление?

- Не знаю, хорошо ли это. С одной стороны, есть фестивали, на которые очень трудно попасть. И есть музыканты, оказаться с которыми в одном коллективе - большая честь. Так что это своего рода бренд. Но, с другой стороны, мы понимаем, что со временем старые бренды теряют былую славу. Если речь идет о годах творческой активности великого музыканта, актуальности и влиятельности знаменитого фестиваля, то, конечно, это отличная визитная карточка для любого музыканта. Некоторые используют это не совсем правильно, окружая себя именами музыкантов, которых едва знают, но оказались рядом с ними во время какого-нибудь джема на зарубежном фестивале. И смело вписывают сотрудничество с ними в свои биографии. Это совершенно нельзя сравнивать с многолетней работой и выпуском нескольких альбомов. Это хороший бренд, но лучшей лакмусовой бумажкой для слушателя всегда остается его собственное ухо.

- В рейтинге журнала Jazz Forum вас назвали «Надеждой польского джаза». Насколько престижна для вас эта номинация?

- По большому счету, номинации - это просто признание того, что музыкант находится в этой музыке определенное время, активно работает, организует новые проекты, сотрудничает с широким кругом других музыкантов. И рано или поздно оказывается замечен в польской джазовой среде. Это приятно. Но если я и являюсь самым лучшим среди самых молодых, можно сказать, что я их представляю. В этом году я буду «Надеждой года», в следующем - мой коллега, с которым я играю. Эта номинация просто передается. Вместе с тем мое имя в анкете Jazz Forum стоит рядом с такими музыкантами, до которых мне еще очень и очень далеко.

СПРАВКА «БелГазеты». Павел Качмарчик считается одним из лучших джазовых пианистов молодой джазовой сцены Польши. Выпускник Музыкальной академии в Катовицах, солист и композитор, Качмарчик играет во многих коллективах, в т.ч. в составе квартета Януша Муняка. Альбом Audiofeeling его собственного бэнда признан альбомом 2007г. в рейтинге Jazz Top. С 2004г. по 2007г. читатели журнала Jazz Forum отдавали ему номинацию «Надежда джаза».

Автор выражает благодарность Польскому институту в Минске за помощь в организации интервью
Добавить комментарий
Проверочный код