Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№20 (692) 25 мая 2009 г. Радости жизни

«Это уже не джаз»

25.05.2009
 


Польский институт в Минске отмечает свое 15-летие и презентует насыщенную праздничную программу в последнюю неделю мая - начале июня. Помимо концертов камерного вокального ансамбля из Познани Affabre Conciniu (29 мая), спектакля «Он, она и Бэтмен» (1 июня) по пьесам современных польских драматургов, Польский институт привозит в Минск знаменитый джазовый коллектив Pawel Kaczmarczyk AUDIOFEELING Band, который выступит в Большом зале Белгосфилармонии 27 мая.

Лидер коллектива, блестящий пианист Павел КАЧМАРЧИК дал интервью корреспонденту «БелГазеты» Максиму Иващенко.

- Вы считаете джаз музыкой сложной?

- Каждый играет ту музыку, которая ему ближе. Если кому-то близок джаз, если джаз доставляет удовольствие, значит, и исполнение им джазовой музыки предполагает легкость. Точно так же с классикой или с поп-музыкой. Поэтому для музыкантов джаз - музыка в исполнении не сложная. А для слушателей… Смотря о каких композициях идет речь. Мне кажется, нужно сочетать произведения высокого уровня сложности - чтобы удовлетворить амбиции музыкантов, и легкие. Классический пример - Збышек Намысловский: он играет музыку сверхсложную, но когда ты ее слушаешь, даже не можешь поверить, что она так сложна для исполнения и нотной записи - звучит, как обычные песни, к которым можно даже написать текст.

- Джаз заслужил славу музыки для узкого круга слушателей, вряд ли способной набрать аудиторию более широкую…

- Конвенции по культуре, какие-то съезды проводятся регулярно по всему миру. Там все ломают голову, как действительно высокую культуру уложить в формат, который подошел бы каждому. И здесь нужно просто поставить вопрос: если на джазовые концерты придут 20 тыс., а не 200 человек, что останется тогда от камерности джаза и от этой музыки вообще?

Это очень хорошо, что джаз - музыка для узкой аудитории. Благодаря этому она остается уделом высокой культуры - развивает слушателя, даже оказывает какое-то магическое воздействие. Понятно, что каждый хотел бы, чтобы на его концерты приходило как можно больше людей. Но тут нужно задуматься: делаем мы шоу-бизнес, производим просто товар или создаем искусство для ограниченного круга потребителей. Я думаю, что в какой-то степени эта камерность - большое преимущество джаза.

- Разрыв между джазом американским и европейским только увеличивается. Некоторые европейские джазмены даже избегают термина «джаз», предпочитая термин «современная импровизационная музыка». Как вы определяете свою музыку?

- Я думаю, мы постепенно будем отходить от слова «джаз». Это уже делают многие критики, журналисты и, конечно, сами музыканты. Почему? Джаз ассоциируется с музыкой состоявшейся, а именно музыкой свинговой, музыкой Майлза Дэвиса, Чарли Паркера или Джона Колтрейна. Это сущность джаза. В то же время музыка, которую все мы сейчас играем, коллективная импровизационная музыка, берет от джазовой музыки только основу. Это уже не джаз, если говорить о какой-то классификации для критиков. Она может оставаться джазом только в культурных рамках одной нации, я имею в виду американцев. Они как раз и исполняют сейчас довольно классический, настоящий джаз - в широком понимании этого слова.

В то же время нельзя сказать, что европейцы играют что-то монолитное: итальянцы, например, используют какие-то свои элементы; есть целое скандинавское течение, лейбл ECM - это тоже очень яркий голос в европейском джазе. Есть Словакия и Венгрия, где велик процент цыганского населения и велико влияние этой культуры на импровизационную музыку. Так что определить это однозначно было бы нелегко.

- Представляя джазового музыканта, традиционно акценты ставят на то, с кем он играл, в каких фестивалях участвовал, какие награды имеет. Насколько оправдано и адекватно такое представление?

- Не знаю, хорошо ли это. С одной стороны, есть фестивали, на которые очень трудно попасть. И есть музыканты, оказаться с которыми в одном коллективе - большая честь. Так что это своего рода бренд. Но, с другой стороны, мы понимаем, что со временем старые бренды теряют былую славу. Если речь идет о годах творческой активности великого музыканта, актуальности и влиятельности знаменитого фестиваля, то, конечно, это отличная визитная карточка для любого музыканта. Некоторые используют это не совсем правильно, окружая себя именами музыкантов, которых едва знают, но оказались рядом с ними во время какого-нибудь джема на зарубежном фестивале. И смело вписывают сотрудничество с ними в свои биографии. Это совершенно нельзя сравнивать с многолетней работой и выпуском нескольких альбомов. Это хороший бренд, но лучшей лакмусовой бумажкой для слушателя всегда остается его собственное ухо.

- В рейтинге журнала Jazz Forum вас назвали «Надеждой польского джаза». Насколько престижна для вас эта номинация?

- По большому счету, номинации - это просто признание того, что музыкант находится в этой музыке определенное время, активно работает, организует новые проекты, сотрудничает с широким кругом других музыкантов. И рано или поздно оказывается замечен в польской джазовой среде. Это приятно. Но если я и являюсь самым лучшим среди самых молодых, можно сказать, что я их представляю. В этом году я буду «Надеждой года», в следующем - мой коллега, с которым я играю. Эта номинация просто передается. Вместе с тем мое имя в анкете Jazz Forum стоит рядом с такими музыкантами, до которых мне еще очень и очень далеко.

СПРАВКА «БелГазеты». Павел Качмарчик считается одним из лучших джазовых пианистов молодой джазовой сцены Польши. Выпускник Музыкальной академии в Катовицах, солист и композитор, Качмарчик играет во многих коллективах, в т.ч. в составе квартета Януша Муняка. Альбом Audiofeeling его собственного бэнда признан альбомом 2007г. в рейтинге Jazz Top. С 2004г. по 2007г. читатели журнала Jazz Forum отдавали ему номинацию «Надежда джаза».

Автор выражает благодарность Польскому институту в Минске за помощь в организации интервью
Добавить комментарий
Проверочный код