Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Обеспечит ли работой 500 тыс. граждан, официально зарегистрированных как безработные, обновленная версия декрета N3 «о тунеядцах»?
нет, скрытая безработица гораздо выше
нет, пока не будут проведены структурные реформы в экономике
нет, все закончится очередными акциями протеста
да, если президент приказал
нет, пятая колонна в Совмине преднамеренно дезинформирует президента
№20 (692) 25 мая 2009 г. Экономика

Братание на кофейной гуще

25.05.2009
Белорусско-российским отношениям требуется RESET

Ярослав РОМАНЧУК

По итогам I квартала доля России в торговом обороте Беларуси составила 47,7%: экспорт - 33,1%, импорт - 57,8%. Интеграция экономик остается очень тесной, однако за I квартал наш экспорт в Россию упал на 32,8%, импорт - на 17,8%. За январь-апрель 2009г. ВВП нашего восточного соседа сократился на 9,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Россия оказалась не готова противостоять кризису и пострадала больше, чем многие развитые и развивающиеся страны. На этом фоне белорусские официальные лица все чаще обвиняют Россию в невыполнении своих обязательств. Кризис создает еще больше торговых барьеров и конфликтов - вместо унификации и интеграции.

ЛОВУШКА ИНВЕСТИЦИЙ

Богатеющая на нефтедолларах Россия стала локомотивом белорусского благополучия. В долгосрочной перспективе Кремль думал обменять дешевый газ и беспрепятственный вход на свой рынок на саму Беларусь или по крайней мере на большую ее часть. Во время бума никто не форсировал интеграционные процессы: денег было много, население довольно, чиновники сыты. Управлять демократией, финансовыми и товарными потоками тоже было нетрудно.

(На фото: Открывая заседание Совета глав правительств стран СНГ в минувшую пятницу, Владимир Путин (слева) пообещал своему белорусскому коллеге Сергею Сидорскому «обстоятельный разговор о союзнических отношениях» 28 мая в Минске. Накануне российский премьер, будучи в Японии, заявил, что«Россия не намерена больше субсидировать бывшие республики СССР» )

Кризис увеличил раздражение и нетерпеливость Кремля: 15 лет - немалый срок, чтобы наконец получить дивиденды от своих инвестиций. В ситуации, когда в российском бюджете образуется большая дыра, более чем на 70% падают котировки фондового рынка, почти наполовину сокращается экспорт, а безработица превышает 10%, тандему Медведев-Путин не до братской любви. Однако сделать решительные шаги им не так-то просто.

В отношении Беларуси Россия попала в ловушку старых инвестиций. Это когда ты становишься заложником собственных решений: политических (Союзное государство, Таможенный союз, ОДКБ, СНГ) и экономических (дешевые кредиты, инвестиции, дотации по газу, нефтяные схемы). Обострилась тема взаимных долгов и претензий. То белорусская сторона заявляет, что в последние два года Россия выкачала из нас более $10 млрд. дополнительных денег. То Россия сравнивает цены на газ и нефть для Беларуси и Европы и говорит о ежегодных дотациях порядка 15% ВВП, или 25% бюджета РБ. То официальные лица нашей страны намекают на зависимость РФ от транзита через нашу территорию, а также о важном значении белорусской системы ПВО для безопасности России. То Россия говорит о предоставлении очередной порции кредитов только после ликвидации торговых барьеров или продажи прибыльных белорусских активов.

Кризис - самое время нажать на пресловутую кнопку RESET и провести перезагрузку отношений между странами. При детальном анализе состояния экономических институтов и делового климата России возникает ощущение, что Беларуси «перезагружаться» по российской матрице очень опасно.

СВЯЗАННЫЕ ОДНОЙ ПУПОВИНОЙ

Если Россия падает со скоростью 10% ВВП в год, инвестиции сокращаются на 15%, промышленность - на 25%, а экспорт - на 45%, то Беларусь не может рассчитывать на российский рынок как на локомотив роста. Есть фактор, который может внести коррективы в этот пессимистический сценарий развития, - деловой климат. К сожалению, ни в России, ни в Беларуси правительства не идут по пути его системного, глубокого улучшения. Доклад Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) «Состояние делового климата в России в 2008г.» убеждает, что призыв президента Медведева «не кошмарить бизнес» услышан не был.

РСПП считает, что «в течение всего 2008г. состояние инфраструктуры, как и ранее, отставало от потребностей экономического развития и по-прежнему продолжало оказывать негативное влияние на состояние делового климата». Плохие дороги, трудности с подключением к электромощностям, высокие транспортные тарифы и стоимость электроэнергии вкупе с существенно подорожавшими кредитными ресурсами и дефицитом квалифицированной рабочей силы мешали развитию бизнеса.

Предприниматели негативно оценивают правоприменительную практику, не верят судебной системе, особенно в части разрешения конфликтов с госорганами, не верят в то, что в России возможна эффективная защита прав частной собственности. Зато они по-прежнему считают, что «контрольно-надзорные органы препятствуют развитию бизнеса».

В 2008г. 57% опрошенных ВЦИОМ предпринимателей считали, что власть не на словах, а на деле относится к бизнесу как к «кошельку», 25% - как к младшему партнеру и только 18% - как к локомотиву развития экономики и общества. В отношение «как к равноправному партнеру» верит только 7% бизнеса.

РОДИМЫЕ ПЯТНА РОССИЙСКОЙ МОДЕЛИ

Российский бизнес делает довольно нелицеприятный для правительства Путина вывод: «Очевидно, что модель роста российской экономики, сложившаяся в последние годы, не может обеспечить прежних темпов роста ВВП и решения задач социально-экономического развития России в долгосрочной перспективе». Фундаментальными проблемами нашего восточного соседа РСПП считает следующие: «Дефицит и высокая изношенность инфраструктуры вследствие недофинансирования этой отрасли в последние годы; дефицит квалифицированных кадров в ряде отраслей и ухудшающаяся демографическая ситуация в целом; низкая производительность труда; существенная доля низкотехнологических производств, низкий уровень развития финансового и банковского сектора; коррупция и административные барьеры, недостатки и противоречия в действующем законодательстве, проблемы исполнения законодательных решений и административные барьеры; скептическое отношение бизнеса к эффективности государственного участия в экономике».

Нехватка квалифицированных кадров приводит к снижению качества (так считают 48% предпринимателей), невозможности увеличения выпуска (38%) или сокращению объемов производства (27%). В 2007г. производительность труда в России была в 2 раза меньше, чем в Китае, в 4 раза меньше, чем в США и Западной Европе, и в 5 раз меньше, чем в Японии.

МАЛЫЙ БИЗНЕС «ПО ПОНЯТИЯМ»

Неприятие писаных законов подтверждается в ответах на еще один вопрос ВЦИОМ: «Как вам кажется, что сегодня для предприятия важнее - соблюдение буквы закона или «правил игры», принятых в бизнес-сообществе?» 45% российского бизнеса считает, что важнее буква закона, а 41% - что «правила игры». «Единственным сектором, где закон продолжает играть вторые роли, остается малый бизнес: здесь главным для большинства предприятий являются нормы сообщества, а не закона (48% против 37%)». Поэтому около 38% предпринимателей никогда не обращались в суд. Бизнес считает «особенно безнадежным пытаться найти защиту в суде от неоправданного вмешательства в бизнес со стороны власти, искать защиты от вымогательства взятки, в связи с неоправданным уголовным преследованием и неоправданными требованиями со стороны контролирующих органов, а также бюрократическими проволочками».

* * *

В последние годы Беларусь увеличила зависимость от российского рынка и доброй воли Кремля. Сегодня Россия настаивает на унификации делового климата и снятии торговых барьеров. Вроде бы все по правилам свободного рынка. Однако анализ деловых практик российского бизнеса и Кремля вызывает очень большие опасения. «Голодная» к потенциальным миллионным взяткам белорусская номенклатура может легко сдать лучшие отечественные активы. Вслед за этим к нам придет не европейская практика уважения закона, а бизнес «по понятиям».

040090241bg20(692)-ec.htm
Добавить комментарий
Проверочный код