Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№20 (692) 25 мая 2009 г. Экономика

Братание на кофейной гуще

25.05.2009
Белорусско-российским отношениям требуется RESET

Ярослав РОМАНЧУК

По итогам I квартала доля России в торговом обороте Беларуси составила 47,7%: экспорт - 33,1%, импорт - 57,8%. Интеграция экономик остается очень тесной, однако за I квартал наш экспорт в Россию упал на 32,8%, импорт - на 17,8%. За январь-апрель 2009г. ВВП нашего восточного соседа сократился на 9,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Россия оказалась не готова противостоять кризису и пострадала больше, чем многие развитые и развивающиеся страны. На этом фоне белорусские официальные лица все чаще обвиняют Россию в невыполнении своих обязательств. Кризис создает еще больше торговых барьеров и конфликтов - вместо унификации и интеграции.

ЛОВУШКА ИНВЕСТИЦИЙ

Богатеющая на нефтедолларах Россия стала локомотивом белорусского благополучия. В долгосрочной перспективе Кремль думал обменять дешевый газ и беспрепятственный вход на свой рынок на саму Беларусь или по крайней мере на большую ее часть. Во время бума никто не форсировал интеграционные процессы: денег было много, население довольно, чиновники сыты. Управлять демократией, финансовыми и товарными потоками тоже было нетрудно.

(На фото: Открывая заседание Совета глав правительств стран СНГ в минувшую пятницу, Владимир Путин (слева) пообещал своему белорусскому коллеге Сергею Сидорскому «обстоятельный разговор о союзнических отношениях» 28 мая в Минске. Накануне российский премьер, будучи в Японии, заявил, что«Россия не намерена больше субсидировать бывшие республики СССР» )

Кризис увеличил раздражение и нетерпеливость Кремля: 15 лет - немалый срок, чтобы наконец получить дивиденды от своих инвестиций. В ситуации, когда в российском бюджете образуется большая дыра, более чем на 70% падают котировки фондового рынка, почти наполовину сокращается экспорт, а безработица превышает 10%, тандему Медведев-Путин не до братской любви. Однако сделать решительные шаги им не так-то просто.

В отношении Беларуси Россия попала в ловушку старых инвестиций. Это когда ты становишься заложником собственных решений: политических (Союзное государство, Таможенный союз, ОДКБ, СНГ) и экономических (дешевые кредиты, инвестиции, дотации по газу, нефтяные схемы). Обострилась тема взаимных долгов и претензий. То белорусская сторона заявляет, что в последние два года Россия выкачала из нас более $10 млрд. дополнительных денег. То Россия сравнивает цены на газ и нефть для Беларуси и Европы и говорит о ежегодных дотациях порядка 15% ВВП, или 25% бюджета РБ. То официальные лица нашей страны намекают на зависимость РФ от транзита через нашу территорию, а также о важном значении белорусской системы ПВО для безопасности России. То Россия говорит о предоставлении очередной порции кредитов только после ликвидации торговых барьеров или продажи прибыльных белорусских активов.

Кризис - самое время нажать на пресловутую кнопку RESET и провести перезагрузку отношений между странами. При детальном анализе состояния экономических институтов и делового климата России возникает ощущение, что Беларуси «перезагружаться» по российской матрице очень опасно.

СВЯЗАННЫЕ ОДНОЙ ПУПОВИНОЙ

Если Россия падает со скоростью 10% ВВП в год, инвестиции сокращаются на 15%, промышленность - на 25%, а экспорт - на 45%, то Беларусь не может рассчитывать на российский рынок как на локомотив роста. Есть фактор, который может внести коррективы в этот пессимистический сценарий развития, - деловой климат. К сожалению, ни в России, ни в Беларуси правительства не идут по пути его системного, глубокого улучшения. Доклад Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) «Состояние делового климата в России в 2008г.» убеждает, что призыв президента Медведева «не кошмарить бизнес» услышан не был.

РСПП считает, что «в течение всего 2008г. состояние инфраструктуры, как и ранее, отставало от потребностей экономического развития и по-прежнему продолжало оказывать негативное влияние на состояние делового климата». Плохие дороги, трудности с подключением к электромощностям, высокие транспортные тарифы и стоимость электроэнергии вкупе с существенно подорожавшими кредитными ресурсами и дефицитом квалифицированной рабочей силы мешали развитию бизнеса.

Предприниматели негативно оценивают правоприменительную практику, не верят судебной системе, особенно в части разрешения конфликтов с госорганами, не верят в то, что в России возможна эффективная защита прав частной собственности. Зато они по-прежнему считают, что «контрольно-надзорные органы препятствуют развитию бизнеса».

В 2008г. 57% опрошенных ВЦИОМ предпринимателей считали, что власть не на словах, а на деле относится к бизнесу как к «кошельку», 25% - как к младшему партнеру и только 18% - как к локомотиву развития экономики и общества. В отношение «как к равноправному партнеру» верит только 7% бизнеса.

РОДИМЫЕ ПЯТНА РОССИЙСКОЙ МОДЕЛИ

Российский бизнес делает довольно нелицеприятный для правительства Путина вывод: «Очевидно, что модель роста российской экономики, сложившаяся в последние годы, не может обеспечить прежних темпов роста ВВП и решения задач социально-экономического развития России в долгосрочной перспективе». Фундаментальными проблемами нашего восточного соседа РСПП считает следующие: «Дефицит и высокая изношенность инфраструктуры вследствие недофинансирования этой отрасли в последние годы; дефицит квалифицированных кадров в ряде отраслей и ухудшающаяся демографическая ситуация в целом; низкая производительность труда; существенная доля низкотехнологических производств, низкий уровень развития финансового и банковского сектора; коррупция и административные барьеры, недостатки и противоречия в действующем законодательстве, проблемы исполнения законодательных решений и административные барьеры; скептическое отношение бизнеса к эффективности государственного участия в экономике».

Нехватка квалифицированных кадров приводит к снижению качества (так считают 48% предпринимателей), невозможности увеличения выпуска (38%) или сокращению объемов производства (27%). В 2007г. производительность труда в России была в 2 раза меньше, чем в Китае, в 4 раза меньше, чем в США и Западной Европе, и в 5 раз меньше, чем в Японии.

МАЛЫЙ БИЗНЕС «ПО ПОНЯТИЯМ»

Неприятие писаных законов подтверждается в ответах на еще один вопрос ВЦИОМ: «Как вам кажется, что сегодня для предприятия важнее - соблюдение буквы закона или «правил игры», принятых в бизнес-сообществе?» 45% российского бизнеса считает, что важнее буква закона, а 41% - что «правила игры». «Единственным сектором, где закон продолжает играть вторые роли, остается малый бизнес: здесь главным для большинства предприятий являются нормы сообщества, а не закона (48% против 37%)». Поэтому около 38% предпринимателей никогда не обращались в суд. Бизнес считает «особенно безнадежным пытаться найти защиту в суде от неоправданного вмешательства в бизнес со стороны власти, искать защиты от вымогательства взятки, в связи с неоправданным уголовным преследованием и неоправданными требованиями со стороны контролирующих органов, а также бюрократическими проволочками».

* * *

В последние годы Беларусь увеличила зависимость от российского рынка и доброй воли Кремля. Сегодня Россия настаивает на унификации делового климата и снятии торговых барьеров. Вроде бы все по правилам свободного рынка. Однако анализ деловых практик российского бизнеса и Кремля вызывает очень большие опасения. «Голодная» к потенциальным миллионным взяткам белорусская номенклатура может легко сдать лучшие отечественные активы. Вслед за этим к нам придет не европейская практика уважения закона, а бизнес «по понятиям».

040090241bg20(692)-ec.htm
Добавить комментарий
Проверочный код