Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Обеспечит ли работой 500 тыс. граждан, официально зарегистрированных как безработные, обновленная версия декрета N3 «о тунеядцах»?
нет, скрытая безработица гораздо выше
нет, пока не будут проведены структурные реформы в экономике
нет, все закончится очередными акциями протеста
да, если президент приказал
нет, пятая колонна в Совмине преднамеренно дезинформирует президента
№20 (692) 25 мая 2009 г. Автостоп

«Импортёры сделают всё, лишь бы распродать запасы»

25.05.2009
 
Елена АНКУДО

Новости о кризисе не особо печалят автолюбителей: избегая разорения, автосалоны принялись снижать цены на автомобили 2008 г.в. Подогревая рынок скидками, импортеры заявляли о скором подорожании машин. И вдруг на Toyota объявили скидку в 25%. Рынок вскипел.

Иронично отзываясь о японском бренде, прочие продавцы тоже принялись переписывать ценники в своих автосалонах. Аналогичная скидка - на четверть дешевле - появилась наFord. В конце текущей недели эстафетную палочку вновь перехватила Toyota. Распродав партию скидочных автомобилей (500 контрактов уже исполнено), дистрибутор японского бренда «Эмир Моторс» сообщил «БелГазете» о продлении акции. «Будем продавать скидочные автомобили до осени», - пояснила директор автосалона Татьяна Крепчук. Это значит, что все лето на белорусском авторынке ожидаются низкие цены на автомобили, что может спровоцировать остановку работы тех автосалонов, которым не удастся договориться с производителем на аналогичные скидки.

Хорошо только потребителям. Они с наслаждением выбирают между VW Golf в спартанском исполнении ($15 тыс.) и Toyota Corolla в полной комплектации за $14,4 тыс. Стоит ли торопиться в автосалон или подождать еще немного - до нового снижения цен?

В новом выпуске ток-автошоу - дискуссия корреспондента «БелГазеты» с консультантом автомобильного холдинга «Атлант-М» Дмитрием ПЕРЛИНЫМ и директором ИООО «Белеврорент» Дмитрием НЕВЕРКЕВИЧЕМ.

СКИДКИ ВСЁ ЕЩЁ ВОЗМОЖНЫ

- Объявив в прошлом году скидки на новые машины, автосалоны, решившиеся на такой отчаянный шаг, настойчиво предлагали клиентам поторопиться, поскольку «дешевле уже не будет». Почему скидочные акции не только не завершаются, но и становятся еще масштабнее?



Дмитрий Перлин (Д.П.): - С моей точки зрения, «отчаянный шаг» - преувеличение. Дилеры, имевшие автомобили 2008 г.в. и понимавшие, чем это обернется в 2009-м, начали заблаговременную реализацию складских запасов. Некоторым пошли навстречу производители, т.к. им тоже нужны деньги. Речь идет не о прибыльности продаж, а о возвращении капитала, пусть даже с потерями. Протестировав цены, импортеры согласились с тем, что они завышены, и предприняли действия на понижение. Бесконечным оно не будет, ведь в товар вложены деньги, а продавать ниже себестоимости невыгодно.

СПРАВКА «БелГазеты». Дмитрий Перлин родился в Минске в 1967г. В 1990г. окончил Харьковское высшее военное авиационно-инженерное училище по специальности «авиационное оборудование». В 1990-95гг. служил в Вооруженных силах, подрабатывал на СТО Toyota в Хабаровске. С 1996г. - в автомобильной отрасли Беларуси. В различное время занимал должности продавца запчастей, инженера по гарантии, начальника отдела по сотрудничеству с СТО и автодилерами, директора магазина запчастей. Работал начальником отдела запчастей и директором по продажам дилераOpel в Беларуси СП ЗАО «РМ Маркет», экспертом отдела испытаний журнала «Автопанорама» (Москва), замдиректора издательства газеты «Автобизнес Weekly». С 2007г. - консультант холдинга «Атлант-М».

Дмитрий Неверкевич (Д.Н.): - Предоставляя скидку, дилер формирует эксклюзивность данного предложения и, соответственно, определяет временные рамки. Если же эти мероприятия не имеют никаких ограничений, то это уже не скидка, а банальное снижение цены. Большие склады профинансированы с помощью привлеченных средств, и, если дилеру выгоднее продать машину со скидкой, а не платить проценты по кредиту, он будет снижать цену. Весь вопрос в экономической целесообразности. Дна в падении цен мы пока не достигли, кредитование оживает слабо, поэтому скидки все еще возможны. Начались поставки машин 2009 г.в. Дилеры рискуют оказаться в ситуации, когда будет необходимо ускорить продажи: еще немного - и ликвидность машин снизится. Кстати, именно с эти фактом связано сокращение производства.

СПРАВКА «БелГазеты». Дмитрий Неверкевич родился в 1982г. в Минске. В 2004г. окончил факультет международных отношений БГУ по специальности «международные экономические отношения». С 2002г. - помощник юриста юркомпании «Гвоздь, Лакизо и Партнеры»; с 2005г.- директор ИООО «Белеврорент».

Д.П.: - До кризиса службы, ответственные за управление дилерской сетью, стимулировали дилеров брать повышенные обязательства. Затем начался обратный процесс - объемы поставок снижаются. Производители реагируют на ситуацию:Toyota Motor уменьшила производственные планы почти на 50%, GM и Chrysler приступили к сокращению дилерского корпуса на треть. Если на складах недавно были сотни машин, то теперь - десятки. Поэтому проблем с машинами 2009 г.в. не будет: автомобили поставляют под заказ, складские запасы, подобные прошлогодним, не накапливаются.

ОПЯТЬ 25…

- Не кажется ли вам, что излишне агрессивные попытки пиара импортеров вроде «автомобили со склада разлетаются у нас, как мороженое в 40-градусную жару», на фоне кризиса и сообщений о закрытии автосалонов выглядят комично?

Д.Н.:
- Не стоит сетовать, мол, все плохо. Особенно в кризис и особенно компании, которая хочет что-то продать. Передергивания в оценке продаж существуют, хотя не думаю, что для Беларуси скидки Toyota в 25% стали неожиданностью. Иные импортеры отреагировали на акцию незамедлительно, разве что люксовые бренды не смотрят на других: у Mercedes дешевле продается только акционная модель - для популяризации бренда, скидки на BMW объясняются относительно недавним появлением дилеров.

Д.П.: - Когда какой-либо крупный игрок авторынка предпринимает действия по скидкам, у конкурентов возникает серьезный аргумент для заводов-производителей начать подобную акцию. Поэтому сбыт новых автомобилей ряда марок носит устойчивый характер, оживает кредитование, появляются процентные ставки в 12,5% годовых.

Д.Н.: - Сниженные проценты по кредиту - своеобразная скидка, в данной ситуации дилер частично компенсирует банку сумму процентов. Стимулируют продажи и допуслугами. К примеру, Land Rover продается с оплаченным сервисным обслуживанием на протяжении гарантийного срока - 3 года или 100 тыс. км пробега, а это шесть-семь межсервисных интервалов. Если рассматривать всю стоимость владения автомобилем за 3 года, получается, что скидка на него составляет не 15%, а значительно больше.

- Кризис изменил представления граждан Беларуси о цене новых машин: те, кто сделал покупку в середине прошлого года, был потрясен скидкой в 25% на Toyota. Глядя на отчаяние людей, потерявших по $6-7 тыс., потенциальные покупатели не торопятся с покупкой, ожидая, что будет еще дешевле…

Д.Н.:
- Суммарная скидка вряд ли превысит 30%. Не смогут продать - сделают бонус в виде бесплатного техобслуживания или небольшого тюнинга, дадут в подарок опцию, разыграют турпутевку. Начнутся меры непрямого стимулирования продаж.

Д.П.: - Задача, за решение которой Toyota взялась первой, состояла в быстрой разгрузке складов, при этом речь шла о ликвидности, а не о прибыльности. Кто успел - достиг цели. Тем более что платить за хранение автомобилей на складах и банковские проценты может оказаться дороже, чем их утилизировать.

Д.Н.: - В Беларуси уже есть прецеденты, когда дилер занимается непрофильным для себя бизнесом или использует автосклады, организовывая, к примеру, службу проката либо автошколу. Выгодней получить от склада хоть какие-то деньги, чем любоваться в окно кабинета на красивую автостоянку.

ГОД ВЫПУСКА НЕ ВАЖЕН

- Насколько охотно машины 2008 г.в. будут покупать в конце 2009г.? Растущий скепсис потенциальных покупателей относительно новых-старых машин будет подталкивать импортеров к очередному снижению цены…

Д.П.:
- Все будет зависеть от ситуации на рынке: спрос, складские запасы, шаги государства по валютному регулированию.

Д.Н.: - Вряд ли дилеры столкнутся с ситуацией, когда в декабре т.г. будут машины и 2009 г.в., и 2008 г.в., а на подходе - еще и 2010 г.в. Если это все же произойдет, импортеры сделают все для того, чтобы распродать запасы, в т.ч. пойдут на снижение цен. Никто не захочет держать на складе неликвидные машины. Вполне возможен вариант, когда целесообразно будет «пропустить» 2009-й модельный год и начинать продажи новых автомобилей следующего года выпуска.

Д.П.: - Не забывайте, что в Европе растет спрос на новые автомобили. В европейском автопроме задействовано до 10% населения, и, чтобы оно не оказалось на улице, тамошние правительства предпринимают стимулирующие меры в помощь производителям. Для европейца не важен год выпуска машины: новая находится в консерванте и не считается подержанной. И если спрос на машины будет высоким, их могут перераспределить с рынков развивающихся стран в страны ЕС.

- Еще недавно речь шла о том, что автомобили, «зависшие» на складах европейских стран, будут поставлять в Беларусь…

- Д.Н.:
- Существует политика завода относительно поставок машин определенной комплектации на определенный рынок. То, что машины для стран Западной Европы окажутся в Беларуси, маловероятно.

Д.П.: - Какие-то производители рассматривают Беларусь как европейскую страну, какие-то нет. Поэтому возможность для маневров по перераспределению запасов есть.

- Насколько охотно завод идет навстречу импортеру и объявляет скидку? Изменится ли его позиция через несколько месяцев «зависших» продаж?

Д.П.:
- Склады в основном разгружены. Даже если машины продаются не как мороженое, сбыт носит устойчивый характер. С заводами все работают по-разному, но компромиссов достигают. За счет кого именно сделана скидка в определенном автосалоне, сказать трудно, но мероприятия точно согласованы.

Д.Н.: - Нужно учитывать экономическую ситуацию. Курсовые колебания могут оказать куда более действенное влияние на продажи, нежели скидки. К примеру, в прошлом году продажи автомобилей, цены на которые были зафиксированы в долларах, росли в т.ч. из-за снижавшегося на протяжении длительного периода курса доллара по отношению к евро.

НЕГЛАСНОЕ ОСЛОЖНЕНИЕ

- Чем больше на складе автосалона скидочных машин, тем хуже у него дела?

Д.Н.:
- Вопрос в том, насколько быстро дилер выйдет из такой ситуации. Прибыль от продажи автомобилей никогда не была основополагающей для дилерского предприятия. Есть сервис, продажа запчастей. В данной ситуации увереннее могут чувствовать себя дилеры, имеющие более развитую инфраструктуру.

Д.П.: - Чтобы судить о проблеме, необходимо сопоставлять объемы складов с продажами и акционными мероприятиями.

КОМУ ДОСТАЛОСЬ БОЛЬШЕ

- Как повлияли скидки на отечественный авторынок, пострадали ли продавцы подержанных машин трех-пятилетнего возраста?

Д.П.:
- В Европе объем предложения подержанных автомобилей за последние четыре месяца сократился на 15%. Меры европейских государств побуждают граждан не продавать машину, а сдать ее на переработку или продолжать использовать. Снижению цен это не способствует. «Шрот», позволяющий заработать на его восстановлении, не дорожает. Но «живые» машины по-прежнему в цене, хотя их сбыту акции дилеров не способствуют.

Д.Н.: - Больше всего пострадал сегмент дорогих автомобилей (более $25 тыс.) в возрасте трех-пяти лет, а также машины из США.

540190751bg20(692)-auto.htm
Добавить комментарий
Проверочный код