Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№20 (692) 25 мая 2009 г. Автостоп

«Это приведёт к остановке всех автоцентров»

25.05.2009
 
Елена АНКУДО

На прошлой неделе автоимпортеры запаниковали: банки заявили о наличии устного распоряжения властей по ограничению приема у клиентов заявок на покупку инвалюты на бирже до 1 июня.

К концу недели ажиотаж спал. Нацбанк открестился от своего участия в принятии неких «дополнительных документов», ограничивающих покупку валюты субъектами хозяйствования на внутреннем рынке через уполномоченные банки на бирже. Но в благоприятное разрешение ситуации подавляющее большинство импортеров не верят: отказы банков они получали и в пятницу, 22 мая, в день официального заявления Нацбанка. В конце недели «БелГазета» обратилась за комментариями к топ-менеджерам нескольких минских автосалонов.

«СИТУАЦИЯ БЕЗВЫХОДНАЯ»

Сергей МИХНЕВИЧ, директор импортера Volkswagen в Беларуси ИП «Атлант-М Фарцойгхандель», председатель правления автомобильной ассоциации «БАА». Три последних дня мы, как и большинство членов «БАА», не можем купить валюту. Обращались и сегодня (в пятницу, 22 мая. - «БелГазета»), заявку пока держат на рассмотрении. На бирже валюту покупают по курсу Нацбанка; коммерческие банки предлагают дороже более чем на 2%, хотя есть ограничения - не выше 2%. С очередными заявками на приобретение валюты будем обращаться и дальше, но готовы к отказу: сегодня не можем купить валюту даже на внебиржевом рынке. Это потеря времени, а ведь импортер обязан поставить запчасти, в которых нуждаются граждане. Напомню, согласно закону о защите прав потребителей, автосалоны несут ответственность: если неисправность не будет устранена в течение 14 дней, у них возникнут проблемы. Ситуация безвыходная. Если она не изменится, будем выходить на госструктуры с просьбой признать автозапчасти критическим импортом - с возможностью купить валюту на бирже. Откажут - начнется негативный сценарий: прием заказов на запчасти будет приостановлен, пойдет волна судебных исков о возврате гарантийных автомобилей. Это может привести к остановке всех автоцентров. Запчасти должны поставляться регулярно, как медикаменты, ведь автотранспортом пользуются «скорая помощь», банки, промышленные предприятия. Если все эти структуры остановятся, что будет дальше? Кто будет поставлять машины в страну, узнав, что мы не можем купить валюту? Зато «серые» поставщики запчастей расцветут, поставляя «серые» запчасти из России. Машины будут покупать в Литве, оставляя налоги тамошнему государству. И валюты в стране от ограничительных мер больше не станет.

«МЫ ПЕРЕСТАЛИ ПОДПИСЫВАТЬ КОНТРАКТЫ»

Александр ГАПОНЕНКО, начальник отдела маркетинга дистрибутора Mercedes ООО «Автомобильный дом «Энергия ГмбХ». Сегодня мы получили отказ в продаже валюты. По моим сведениям, на бирже продавали валюту только для критического импорта, и я не думаю, что к нему относятся импортеры, сумевшие, по их словам, купить валюту. Если ситуация не изменится, возникнет много проблем: возникнут убытки из-за завышенного курса, проблемы с поставкой запчастей. Клиентов, нуждающихся в них, тысячи, при этом речь идет об оригинальных запчастях, поставить которые может только импортер. Это создаст серьезные проблемы для конечных покупателей. Мы не знаем, будет ли продаваться валюта, и если да, то по какой цене. Мы перестали подписывать контракты по продаже автомобилей, хотя клиенты, интересующиеся акциями и скидками, есть. Но из какой цены машины исходить? В уже подписанном договоре зафиксирована сумма в евро и сумма пересчета евро в рубли, изменить их нельзя. Следовательно, разница курсов выше Нацбанка - наши убытки. Потеряв 7-10% на ровном месте, мы будем вынуждены поднять цену на автомобили и запчасти, но в первую очередь сами финансово пострадаем. Ни официальных правил игры, к которым можно было бы адаптироваться, ни обоснованного решения нет. Мы осознаем сложность момента, но и сами оказались в непростом положении.

«ЗАЯВКИ НЕ УДОВЛЕТ-ВОРЯЮТСЯ БЕЗ ПРИЧИН»

Александр ЧУПРИГИН, коммерческий директор дистрибутора Nissan автоцентра «Ниссан на Куприянова». В пятницу, 15 мая, мы отправили заявку на покупку валюты, в понедельник нам сообщили, что заявка не удовлетворена, и деньги вернулись назад. Банк ничего не объяснил, сказал, что ждет неких указаний. Видимо, в среду эти указания поступили, а в четверг разные банки готовы были продать валюту, но уже не по курсу Нацбанка, а с серьезной комиссией - от 2% до 5%. По такой цене мы валюту не купили. 21 мая появились слухи о грядущем разрешении. Сегодня, в пятницу, 22 мая, мы разместили заявку и перечислили деньги - на следующей неделе валюта поступит. Купим мы ее на бирже с минимальной комиссией, но исправилась ли ситуация, сказать не могу. Люди из Нацбанка ссылались на какие-то письма Минпрома, никем не подписанные. Это внесло неразбериху, которая породила слухи, а затем и панику. Сегодня ситуация должна вернуться в нормальное русло, но доверие вновь подорвано. Если бы появился документ, который можно было читать и анализировать, - другое дело. Но заявки не удовлетворяются без причин, хотя дилеры и так еле сводят концы с концами.

«ОТКАЗАЛИ НАМ ТОЛЬКО РАЗ»

Татьяна КРЕПЧУК, директор дистрибутора Toyota СООО «Эмир Моторс». Заявки на бирже принимают, официального запрета не было. Согласно устному запрету, заявки отклонили, но затем приняли. Мы купили валюту по биржевому курсу - Br2848 за $1. Отказали нам только раз, в понедельник, 18 мая. Сейчас говорят, что биржа будет удовлетворять заявки, только не нужно ее обрушивать сумасшедшим напором. С поступившими заявками разберутся - и все войдет в свое русло. Я смотрю в будущее с оптимизмом.

«НЕ ИСКЛЮЧЕНА МНОЖЕСТВЕННОСТЬ КУРСОВ»

Сергей ГЕРШМАН, коммерческий директор импортера Citroen в Беларуси ООО «Вуатюр де Франс». Не могу дать ответ именно сегодня: покупка валюты запланирована на понедельник, 25 мая. До этого закупка состоялась 18 мая. С проблемами не сталкивались, хотя отказы могут коснуться и нас. Ситуация может парализовать работу и привести к росту стоимости валюты. Не исключена множественность курсов, когда реальный курс покупки будет отличаться от установленного Нацбанком. Возможный негатив - увеличение цены автомобиля, как следствие - падение продаж.

«ПРОБЛЕМ НЕТ»

Георгий КАЛЕНЧИЦ, директор импортера Skoda СП ООО «Фел-Окт-сервис». Валюту покупаем, проблем нет, комментировать нечего.
Добавить комментарий
Проверочный код