Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Обеспечит ли работой 500 тыс. граждан, официально зарегистрированных как безработные, обновленная версия декрета N3 «о тунеядцах»?
нет, скрытая безработица гораздо выше
нет, пока не будут проведены структурные реформы в экономике
нет, все закончится очередными акциями протеста
да, если президент приказал
нет, пятая колонна в Совмине преднамеренно дезинформирует президента
№20 (692) 25 мая 2009 г. Автостоп

Национализм с автолицом*

25.05.2009
Месячный отчёт с Дмитрием Новицким

Дмитрий НОВИЦКИЙ

Я первым куплю белорусский автомобиль - если узнаю в нем себя. Ведь каждая машина несет глобальный message нации, главную идею создававшего ее народа.

Я знаю о французской революции не меньше доктора наук: я ездил на Citroen DS. Для французов солнце в бокале интереснее серьезных схем, но итальянцы веселее: что поделаешь, больше солнца. В гранитном камне салонов Volvo я верю в твердость слова скандинавов. Равно как и в искренность американских демократов. Я - свободная личность в пятиакровом салоне и на мягком кожаном сиденье. Но пласта культуры нет, американец - внук простолюдина-переселенца, о чем мягко намекнет отшлифованный веками дизайн Land Rover. «К черту ваш аристократичный понт, когда планета в парнике угарных газов», - прошепчет через марлевую повязку житель Токио в электромоторной тишине Toyota Prius.

А что скажут миру белорусы, создавая свой автомобиль? О чем вся наша материальная культура, которая сейчас пылится на складах?

О деградации народа.

Продолжим чтение идей в колесной гуще: все помнят прекрасный байк «минскач», который работал почти бесплатно, не ломаясь. Стакан не «Чарли», но бензина, да ласковые руки - вот и все желания ММВЗ.

Белорусы - трудолюбивый и, главное, неприхотливый народ. Об этом расскажет шедевральный МТЗ-80/82 на пару с МАЗ-500. Пусть не хватает интеллигентности, тонкости, но есть желание работать, а значит, будем развиваться. Увы и ах: знаете, как сейчас переводят название МТЗ-3022ДВ слесари по обслуживанию таких машин? МТЗ идет как «мы тут здохнем», а «ДВ» означает «достал всех».

Вот она, национальная идея. И тесная дружба с Китаем вовсе не случайна: мы с ними действительно близки. Беларусь превращается в большие мозолистые руки с микромозгом, способным только на копирование чужих идей. Что оригинального белорусы придумали за последние 15 лет? Автобус, слизанный с Neoplan. Комбайн, срисованный у американцев. И китайские микроволновки с белорусскими наклейками «Горизонт».

Когда инженер получает меньше рабочего, в его творениях увидим лишь квартирный страх и ненависть к зарплате. Украсть ему нечего, поэтому давайте честно: парки высоких технологий созданы для проектирования каменных топоров.

Но не все так плохо. Беларусь - «сялянскi» край, поэтому наши молочные реки и колбасные берега пока не испорчены ядохимикатом. Они - единственное, что можно показывать в мире, не покрываясь красной краской. Мир скажет: не животом единым в силе человек, и будет прав. Но мир не может представить массовый психоз с кодовым названием Iran Khodro Samand. Или китайский Geely. Мы ощущаем разницу между «народностью» Renault и большим изяществом Citroen. Вентилятором эмблемы BMW обдуваем эго и грустим в простецком салоне Logan. Белорусы по-европейски чувствуют момент, который называют жизнью. Зачем нам арабская чадра, прикрывающая лицо мертвой французской кобылы? Только всадник без головы может подумать, что белорусу приятно вникать в разницу менталитета Северного и Южного Китая - когда китайцы картошку с сахаром едят! Что, в общем-то, заметно по машинам: без кисло-сладкого соуса цены они неактуальны.

«Жывеш не вечна, чалавек»: национальные технические продукты, наши бренды и тренды доживают свой век, уступая место чужим. Увы, не самым лучшим. А главное, чужим ментально. Одним указом автопрому не поможешь: нам ведь просто нечего сказать. Без обид, но даже мелочные поляки с «малюха» перешли на выпуск крошек «панд», и это значит, что национальное бессознательное живет в технических продуктах. Это ценит мир и это нужно продавать: национальную идею, а не сборную солянку из гаек и болтов.

Сейчас мы деградировали до уровня кефира и коллекционных видов «Чарли». Впрочем, все легко исправить: белорусам быстро восстанавливаться не впервой. Национальная черта такая.

* указу N175 «О мерах по развитию производства легковых автомобилей» посвящается эта песня
Добавить комментарий
Проверочный код