Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№18 (690) 11 мая 2009 г. Контекст

Вадим Карасёв: «Как люди с чутьём они интересны друг другу»

11.05.2009
 
Виктор МАРТИНОВИЧ

Встреча Александра Лукашенко и Виктора Ющенко в Гомеле оставила очень странное впечатление: беседовали вроде больше трех часов, а толковой информации - мизер. Что значит пресловутое «энергетическое партнерство» - транзит в обход России или что-то другое? Почему Лукашенко благодарил Ющенко за участие Беларуси в «Восточном партнерстве»? Как, наконец, чувствует себя лидер «оранжевой революции» Виктор Ющенко, общаясь с коллегой, цветной революции у себя не допустившим?

Об этом обозреватель «БелГазеты» решил поговорить с советником главы секретариата президента Украины, человеком, по учебникам которого на Украине учат политологию, - Вадимом КАРАСЁВЫМ.

- О чем говорили президенты Беларуси и Украины?


- Обсуждались три блока вопросов. Первый - вопросы, связанные с намерением России восстановить региональную гегемонию, консолидировать постсоветское пространство. В связи с этим у Беларуси и Украины есть риск попасть в зону влияния России. Учитывая то, что Украина и Беларусь хоть по-разному, но заняты сейчас созданием национальных государств, это не входит в планы элит.

Второй блок вопросов связан с формированием общего транзитного пространства с подключением к этому пространству Беларуси. Не исключено, что проговаривались не только роли, но и участие стран в новых маршрутах, поскольку обе страны могут иметь общие подходы к формированию новой транзитной логистики энергоресурсов в регионе Восточной Европы в отношениях ее с Россией. Не исключено, что рассматривалось формирование общего рынка электроэнергии. И здесь полный набор энергетической проблематики, очевидно, был задействован.

Третий блок вопросов - «Восточное партнерство», подключение к нему не только Украины, у которой сложились тесные стратегические отношения с ЕС, но и вашей страны. Беларусь - участник этой новой программы, которая сегодня фактически будет составлять основное содержание политики ЕС. По ряду причин Украина может стать лидером «ВП» - провайдером, посредником, адвокатом, катализатором активного включения Беларуси в эту новую программу ЕС.

Нужно учитывать, что отношения белорусского руководства и европейской бюрократии не являются оптимальными для обеих сторон. Мы знаем, что президент Беларуси не участвовал в саммите в Праге. Это значит, что в деликатных, сложных проблемах, которые могут возникать между вашей страной и ЕС, президент Ющенко, имеющий неплохие связи в Европе, может стать посредником в налаживании диалога с Лукашенко.

«ПЛОХ ПРЕЗИДЕНТ, КОТОРЫЙ ОСТАЁТСЯ РЕВОЛЮЦИОНЕРОМ»

- Ющенко - лидер «оранжевой революции». Белорусский лидер о цветных революциях и раньше высказывался, и продолжает высказываться крайне уничижительно. С чем связана позиция Ющенко-«адвоката»?

- Президенты ведь не только политики, но и главы государств. Есть политические взгляды, политические убеждения, своя биография, свой путь к власти. Но есть еще прагматика межгосударственных отношений, прагматика геостратегической ситуации в регионе, необходимость проявления инициативы в формировании общих проектов. И плох тот президент, который остается только революционером и не может реализоваться в амплуа человека, проводящего национальные интересы, учитывающего более широкий спектр ограничений и задач, умеющего маневрировать.

Но даже не это главное. Я бы хотел обратить внимание вот на что. И Лукашенко, и Ющенко пришли к власти не просто. Они были лидерами оппозиции, сумели переломить и переломать властвующие элиты и стать главами государств. По-разному, путем революции или народного протеста, как это было в Беларуси в 1994г., но они знают, что такое путь к власти и как ее добиваются. На постсоветском пространстве, на его западном фланге Ющенко и Лукашенко - наиболее подготовленные лидеры с острым чутьем. Разные у них проблемы, позиции, структуры власти, формы легитимизации этой власти, но общее у них понимание новых трендов и новых задач, которые стоят перед постсоветскими странами. И тот и другой понимают, что нужно что-то делать, ведь контексты - геополитический и геостратегический - изменились. И как люди с чутьем они интересны друг другу. Уверен, большую часть времени они обсуждали эти новые тренды и проблемы, которые возникают сейчас, новые вызовы, на которые нужно ответить.

И последнее. Лукашенко и Ющенко не могут не сближать тревожные тенденции, связанные с изменением баланса сил между внешними центрами влияния: НАТО и Россией. Обострение конкуренции за контроль над Беларусью и Украиной не в интересах Беларуси и не в интересах Украины. Нужно искать некий общий для Украины и Беларуси выход, обсуждать тревожные ощущения, которые сегодня есть у обоих президентов, когда они смотрят на внешнеполитическое и дипломатическое наступление Москвы как на международной арене, так и на постсоветском пространстве, которое она считает своей «зоной глобальной ответственности». СНГ для россиян уже не просто форма цивилизованного развода постсоветских стран, а форма консолидации вокруг России, реализация доктрины Брежнева на новый лад.

О МАНЕВРАХ БЕЛОРУССКОГО ПРЕЗИДЕНТА

- Разрешите с вами не согласиться: Лукашенко не вполне укладывается в нарисованную вами перспективу. Вы, наверное, знаете, что 7 мая, в день открытия саммита в Праге, он демонстративно провел встречу с послом России. Не кажется ли вам, что в данном случае позиция Беларуси несимметрична позиции Украины?

- Другая страна, другие возможности! Но у Лукашенко меньше маневра: внутриполитическая ситуация иная. В Беларуси нет партии Запада и партии Востока. И тем не менее Лукашенко вынужден лавировать, интенсифицировать многовекторность. Но это только подтверждает, что он учитывает новые риски, которые формируются вокруг Беларуси на российском направлении.

Если бы это было не так, не было бы игры Лукашенко с Европой. А игра свидетельствует о том, что он понимает риск попадания вашей страны под крыло России. Потому он и вынужден двигаться, в т.ч. создавая зоны личных контактов с президентом Украины.

На Украине ситуация действительно иная, хотя не менее сложная, а для Ющенко, может быть, даже более сложная. Для Ющенко, но не для украинской элиты. Все-таки Украина больше по размерам, ее геополитический вес больше, у нее меньше зажатости между Западом и Россией, от которой страдает Беларусь. Именно эта ваша зажатость сегодня находится в зоне внимания белорусского президента, который понимает: так, как было 15-10 лет назад, уже не будет. Поэтому и политика должна быть другой. Отсюда - постоянное маневрирование между Россией и Западом. Украина в нем - один из транзитных пунктов.

ЮЩЕНКО КАК ИНСТРУМЕНТ

- Есть мнение, что причина, по которой Лукашенко начал дрейф в сторону Европы, заключается не в его переоценке роли России, а в том, что просто Россия перестала давать дешевый газ Беларуси. И что своими встречами с европейцами белорусский лидер пытается в первую очередь повлиять на Россию, вернуть ее дотирование, которое было при Ельцине. Получается, Лукашенко де-факто может сейчас в очередной раз всех переиграть, в т.ч. украинского президента, которого использует просто как рычаг давления на Москву.

- Уже не перехитрит. Не будет Россия вести себя, как при Ельцине. Дешевых энергоносителей больше не будет. И Лукашенко это понимает. Хитрость, срабатывавшая пять лет назад, сегодня быстро прочитывается любым политиком в России, и тем более в Кремле.

Лукашенко понимает, что Россия будет вести себя по-другому, с позиции великой державы. Она пытается возродить свой державный статус, роль гегемона, а это другой, более силовой, более жесткий подход. И в отношении Украины, и в отношении Беларуси.

Теперь Лукашенко ищет разные амортизаторы. Поскольку возможностей для маневра у него меньше, чем у украинского коллеги, он вынужден находить какие-то новые дипломатические треки, заново формировать свою политику на европейском направлении. И роль Украины здесь чрезвычайно важна.

- Почему?

- Потому что выстроить полноценную европейскую внешнюю политику Лукашенко не может. По многим причинам - внешним, внутренним, кадровым. Ющенко - ресурс, инструмент в формировании наброска нового внешнеполитического позиционирования Беларуси в целом.

ЕС: ВХОД СО СТОРОНЫ ЭНЕРГЕТИКИ

- Вы упомянули о роли Украины как «провайдера» в «Восточном партнерстве». Каким образом это может работать? Очевидно, что у чиновников белорусского правительства тоже есть языки и головы. Они ими могут как-то договариваться. В чем в данном случае может заключаться конкретно роль Ющенко и Украины в качестве «амортизатора»?

- Мне кажется, белорусский президент и европейская бюрократия не могут найти общего языка в силу того, что европейцы не до конца понимают специфику национального строительства в Беларуси и ситуацию, в которой оказался Лукашенко. Не понимают в т.ч. и из-за ошибок, допущенных европейцами же. Но эту ситуацию нужно как-то разруливать. ЕС видит, что альтернативы Лукашенко пока нет. И ее не будет в обозримом будущем. Тем более что проблема-то не в Лукашенко.

Проблема - в белорусских элитах, обществе, электоральной географии, в большой вашей привязке к России. Украина может помочь в объяснении сложностей, с которыми сталкивается Беларусь в национальном развитии и его внешнеполитических проекциях. И второе. Понятно, что по многим причинам Беларусь не готова сейчас либерализовать свой политический режим, разгерметизировать, открыть себя внешним влияниям. Ведь страховочных механизмов у вас нет! А без страховки это делать страшно. Но Украина вместе с Беларусью может начать работать на направлениях, которые носят прагматический, долговременный характер.

Первым важным, наиболее приемлемым для всех стран направлением является энергетика. Транзит ресурсов и формирование пространства, которое будет составной частью общего энергетического рынка Европы. И для Украины, и для Беларуси путь в Европу лежит не через финансовые институты, не через гуманитарные проекты, не через военно-политические союзы. Оптимальный путь - энергетика. Через энергетическое сотрудничество в рамках «Восточного партнерства» Беларусь и Украина смогут проложить свои траектории в объединенную Европу и в конечном итоге стать составной частью ЕС. Не провинцией, не рынком сбыта, а полноценными участниками общей Европы.

СПРАВКА «БелГазеты». Вадим Карасев с 1999г. занимается политическим консалтингом. В 1999г. - руководитель креативно-аналитической группы избирательного штаба кандидата в президенты Украины Леонида Кучмы. В 2003-04гг. - советник вице-премьер-министра. С 2003г. - директор Института глобальных стратегий. Ныне - советник главы секретариата президента. Соавтор украинских учебников политологии для вузов, автор госдокументов, стратегических доктрин и программ. Автор и ведущий политического ток-шоу «Полифест» на радио «Киев». Автор книг: «Мысль со скоростью политики» (2002), «Мысль со скоростью революции» (2005), «Мысль со скоростью 2005. Свидетельства политолога» (2006).
Добавить комментарий
Проверочный код