Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№16 (688) 27 апреля 2009 г. Личный вкус

Будзьма учить китайцев

27.04.2009
Меломания

Татьяна ЗАМИРОВСКАЯ

Общественная компания «Будзьма!» существует всего полгода, тем не менее кажется, что ей тысяча лет - так навязчиво она присутствует практически во всех мероприятиях, связанных с белорусской музыкой и культурой.

Вокруг мифической «будзьмы» уже разражались невнятные интернет-скандалы. Молодежь, например, интересовалась, чем же занимается эта вездесущая организация, материально проявляющаяся разве что в форме домотканых льняных сумок с логотипом, открыток Fly Cards да громогласных заявлений о том, что вот-вот зазвенит, зазвучит тонкострунный многоголосый сад культуры белорусской!

Другая молодежь обижалась, обвиняла всех в зависти к светлым начинаниям и обещала незабываемые мероприятия. В любом случае, рекламная кампания проекта удалась - через полгода о «Будзьма!» не слышал разве что ленивый. Даже начали сочинять анекдоты про «Будзьма беларусами!» (они неприличные, поэтому от цитирования воздержусь). В свете неясной информационной угрозы, сквозящей от пропитавшего все мероприятия - от презентации журнала «Партизан» до концерта «Старога Ольсы» - логотипа «Будзьма!» итоговая пресс-конференция, посвященная полугодовой деятельности организации, была как нельзя кстати. Локальные мифы надо знать в лицо.

Оказалось, главная цель проекта - доказать, что белорусы должны «быть белорусами» - гордиться своей культурой и самобытностью. «То, что в последнее время на Беларусь обращает внимание Европа, в т.ч. наша заслуга!» - c восторгом говорят руководители проекта. Правда, не совсем понятно, кому они собираются презентовать самодостаточную культуру Беларуси - европейскому Западу или белорусской глубинке, в которой о белорусской культуре наверняка знают намного меньше, чем в Европе.

В пламенных речах пресс-конференции звучало стремление в первую очередь охватить все-таки тех, кто «не в теме». «Мы с Акудовичем ездили по маленьким белорусским городкам с лекциями и выступлениями, - рассказывает художник и редактор альманаха «Партизан» Артур Клинов. - Так вот, мы боялись, что никто не придет. Однажды пришло всего 15 человек. Мы посмотрели им в глаза и поняли: ради таких глаз стоило было ехать!» Клинов процитировал высказывание отсутствующего на пресс-конференции Акудовича (те, кто знает Акудовича, в курсе, что отсутствие для него - наиболее естественное и продуктивное с философской точки зрения состояние) о «КПД Беларушчыны», а также сравнил эту самую «Беларушчыну» со ржавым колесом, «которое вначале очень трудно сдвинуть с места, чтобы раскрутить, но придет время - и оно раскрутится!». Тем не менее разговоры о том, что Европе надо показать, какие мы самобытные, все-таки звучали. Как действовать - дедуктивными или индуктивными методами, - «Будзьма!», видимо, так и не определились. Либо решили работать сразу по всем направлениям.

Выступали многочисленные друзья и товарищи проекта. Директор компании «БелПи» пообещал непременно выпустить алкогольный напиток «Будзьма!», его поддержали остальные, сказав, что нужно сделать еще и одноименные конфеты, обратившись к фабрике «Коммунарка». «И мороженое!» - радостно закричал кто-то. Выступили представители ТБМ и рассказали о том, как они уговорили гипермаркет «Корона» сделать белорусские вывески:«Нужно иногда напоминать о том, что у нас Беларусь, а не Великая Россия!» Выступил также назвавший себя «бездомным» Союз писателей Беларуси, объявив, что теперь у них «появился новый дом - это вся Беларусь». Оказывается, с подачи «Будзьма!» в городах страны прошло больше 160 литературных мероприятий и презентаций. «Мы наконец-то отказались от квартирников и выступаем не только для себя, - радовались писатели. - О нас пишут в региональных газетах. И вообще, даже один китаец надел майку «Budzma!» и сказал, что будет учить китайцев быть белорусами!»

В проекте «перетекает одно в другое: музыкальные проекты - в литературные, поэтические, общекультурные». Даже сайт организации хотят сделать «уникальной площадкой, которая содержит всю информацию о некоммерческом и неполитическом искусстве, а также про все, что происходит в Беларуси». В будущем компания намерена объединить всю белорусскую культуру под единой вывеской, а также основать на базе сайта «профессиональное культурное СМИ со своим собственным радио и телеканалом». В общем, налицо слоган панк-коллектива Gogol Bordello: «Думай локально, действуй глобально». Объять необъятное невозможно. К счастью, современная белорусскоязычная культура - не такая уж и необъятная штука, в отличие от сегментов реальности, ею не охваченной.

Что касается слогана «Будзьма меламанамi!», то диск «Фольк-мадэрн The Best», который раздавали на пресс-конференции, видимо, должен обратить несведущих в мир белорусской фолк-музыки и продемонстрировать, что национальные традиции - это не задумчивые лубочные песнопения в хате при лучине, а актуальная молодежная музыка. Правда, молодежи, отплясывающей под рок-н-ролльные ритмы «Старога Ольсы» и волыночный хард-рок группы Lithvintroll, данная «складанка» покажется смешной и нелепой: «Палац» и Osimira там промаркированы как «пост-фольк», а Unia - как «фольк-рок». Юношеству же из райцентров, предпочитающему дискотеки, данный диск тоже покажется довольно дурацким: неподготовленное к качественной музыке ухо будет воспринимать «Палац» именно как «бабушкины песни».

А вдруг и правда что-нибудь изменится? И кто-то, послушав этот диск или увидев в транспорте дурацкую льняную сумку с надписью «Budzma.org», зайдет на пресловутый сайт и станет-таки белорусом? Пусть даже это будет и китаец.
Добавить комментарий
Проверочный код