Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Ожидается, что декрет об обеспечительном депозите позволит бизнесменам не опасаться за свою свободу,если они выйдут за правовые рамки. Нужно просто заблаговременно положить не менее BYN50 тыс. на счет в Беларусбанке. От чего еще можно обезопасить граждан?
от призыва в армию
от бедных родственников
от оплаты коммунальных услуг
от вредных привычек
от прохождения флюрографии
№16 (688) 27 апреля 2009 г. Личный вкус

Будзьма учить китайцев

27.04.2009
Меломания

Татьяна ЗАМИРОВСКАЯ

Общественная компания «Будзьма!» существует всего полгода, тем не менее кажется, что ей тысяча лет - так навязчиво она присутствует практически во всех мероприятиях, связанных с белорусской музыкой и культурой.

Вокруг мифической «будзьмы» уже разражались невнятные интернет-скандалы. Молодежь, например, интересовалась, чем же занимается эта вездесущая организация, материально проявляющаяся разве что в форме домотканых льняных сумок с логотипом, открыток Fly Cards да громогласных заявлений о том, что вот-вот зазвенит, зазвучит тонкострунный многоголосый сад культуры белорусской!

Другая молодежь обижалась, обвиняла всех в зависти к светлым начинаниям и обещала незабываемые мероприятия. В любом случае, рекламная кампания проекта удалась - через полгода о «Будзьма!» не слышал разве что ленивый. Даже начали сочинять анекдоты про «Будзьма беларусами!» (они неприличные, поэтому от цитирования воздержусь). В свете неясной информационной угрозы, сквозящей от пропитавшего все мероприятия - от презентации журнала «Партизан» до концерта «Старога Ольсы» - логотипа «Будзьма!» итоговая пресс-конференция, посвященная полугодовой деятельности организации, была как нельзя кстати. Локальные мифы надо знать в лицо.

Оказалось, главная цель проекта - доказать, что белорусы должны «быть белорусами» - гордиться своей культурой и самобытностью. «То, что в последнее время на Беларусь обращает внимание Европа, в т.ч. наша заслуга!» - c восторгом говорят руководители проекта. Правда, не совсем понятно, кому они собираются презентовать самодостаточную культуру Беларуси - европейскому Западу или белорусской глубинке, в которой о белорусской культуре наверняка знают намного меньше, чем в Европе.

В пламенных речах пресс-конференции звучало стремление в первую очередь охватить все-таки тех, кто «не в теме». «Мы с Акудовичем ездили по маленьким белорусским городкам с лекциями и выступлениями, - рассказывает художник и редактор альманаха «Партизан» Артур Клинов. - Так вот, мы боялись, что никто не придет. Однажды пришло всего 15 человек. Мы посмотрели им в глаза и поняли: ради таких глаз стоило было ехать!» Клинов процитировал высказывание отсутствующего на пресс-конференции Акудовича (те, кто знает Акудовича, в курсе, что отсутствие для него - наиболее естественное и продуктивное с философской точки зрения состояние) о «КПД Беларушчыны», а также сравнил эту самую «Беларушчыну» со ржавым колесом, «которое вначале очень трудно сдвинуть с места, чтобы раскрутить, но придет время - и оно раскрутится!». Тем не менее разговоры о том, что Европе надо показать, какие мы самобытные, все-таки звучали. Как действовать - дедуктивными или индуктивными методами, - «Будзьма!», видимо, так и не определились. Либо решили работать сразу по всем направлениям.

Выступали многочисленные друзья и товарищи проекта. Директор компании «БелПи» пообещал непременно выпустить алкогольный напиток «Будзьма!», его поддержали остальные, сказав, что нужно сделать еще и одноименные конфеты, обратившись к фабрике «Коммунарка». «И мороженое!» - радостно закричал кто-то. Выступили представители ТБМ и рассказали о том, как они уговорили гипермаркет «Корона» сделать белорусские вывески:«Нужно иногда напоминать о том, что у нас Беларусь, а не Великая Россия!» Выступил также назвавший себя «бездомным» Союз писателей Беларуси, объявив, что теперь у них «появился новый дом - это вся Беларусь». Оказывается, с подачи «Будзьма!» в городах страны прошло больше 160 литературных мероприятий и презентаций. «Мы наконец-то отказались от квартирников и выступаем не только для себя, - радовались писатели. - О нас пишут в региональных газетах. И вообще, даже один китаец надел майку «Budzma!» и сказал, что будет учить китайцев быть белорусами!»

В проекте «перетекает одно в другое: музыкальные проекты - в литературные, поэтические, общекультурные». Даже сайт организации хотят сделать «уникальной площадкой, которая содержит всю информацию о некоммерческом и неполитическом искусстве, а также про все, что происходит в Беларуси». В будущем компания намерена объединить всю белорусскую культуру под единой вывеской, а также основать на базе сайта «профессиональное культурное СМИ со своим собственным радио и телеканалом». В общем, налицо слоган панк-коллектива Gogol Bordello: «Думай локально, действуй глобально». Объять необъятное невозможно. К счастью, современная белорусскоязычная культура - не такая уж и необъятная штука, в отличие от сегментов реальности, ею не охваченной.

Что касается слогана «Будзьма меламанамi!», то диск «Фольк-мадэрн The Best», который раздавали на пресс-конференции, видимо, должен обратить несведущих в мир белорусской фолк-музыки и продемонстрировать, что национальные традиции - это не задумчивые лубочные песнопения в хате при лучине, а актуальная молодежная музыка. Правда, молодежи, отплясывающей под рок-н-ролльные ритмы «Старога Ольсы» и волыночный хард-рок группы Lithvintroll, данная «складанка» покажется смешной и нелепой: «Палац» и Osimira там промаркированы как «пост-фольк», а Unia - как «фольк-рок». Юношеству же из райцентров, предпочитающему дискотеки, данный диск тоже покажется довольно дурацким: неподготовленное к качественной музыке ухо будет воспринимать «Палац» именно как «бабушкины песни».

А вдруг и правда что-нибудь изменится? И кто-то, послушав этот диск или увидев в транспорте дурацкую льняную сумку с надписью «Budzma.org», зайдет на пресловутый сайт и станет-таки белорусом? Пусть даже это будет и китаец.
Добавить комментарий
Проверочный код