Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№16 (688) 27 апреля 2009 г. Экономика

Правительство поклялось

27.04.2009
МВФ принял к сведению

Ярослав РОМАНЧУК

В конце декабря 2008г. Совмин и Нацбанк Беларуси представили, пожалуй, самую серьезную для себя программу рыночных реформ. Для МВФ - с иностранными экспертами, особенно если у них можно попросить денег, наши министры гораздо откровеннее и прагматичнее.

ТОРЖЕСТВЕННО КЛЯНУСЬ

Правительство и Нацбанк пообещали МВФ в 2009г. использовать обменный курс рубля как номинальный якорь, но потом заменить его привязкой к корзине валют, расширив коридор до 5%. В случае угрозы истощения золотовалютных резервов (ЗВР) предусматривается возможность удешевления рубля, т.е. очередная девальвация вроде как уже согласована с Фондом. Какой ей быть на этот раз - ползучей или порционной, по 10-15%, - это другой вопрос.

Власти пообещали в 2009г. удержать инфляцию в пределах 11,5% и поддерживать положительные реальные процентные ставки. Но темпы роста цен за I квартал грозят годовой инфляцией более 20%. Если, конечно, не вмешаются некие «методологические» силы свыше.

Есть проблемы и с выходом на положительную ставку процента. В I квартале Нацбанк держал ставку рефинансирования на уровне 14%. Банкам разрешили резко поднять ставки по кредитам, но Нацбанк не может поставить себе в заслугу устойчивый выход из зоны отрицательных процентных ставок.

Правительство заверило МВФ, что будет поддерживать стабильность банковской системы и только в экстренных случаях поступать, как в конце 2008г., когда госбанки получили из бюджета Br3 трлн. Планировалось перейти на режим прямого заимствования банкам из бюджета, но о валютном СВОПе между Нацбанком и коммерческими банками в программе не было ни слова. Нацбанк взял на себя обязательство ограничить в 2009г. прямое кредитование нефинансового сектора до Br350 млрд., хотя по итогам 2008г. эта сумма была в 2 раза больше.

На 2009г. правительство анонсировало продажу контрольного пакета акций «Белпромстройбанка» и «Белинвестбанка», а также неконтрольного пакета «Беларусбанка». Этим должна заняться выбранная властями авторитетная международная структура. Совмин и Нацбанк обещали ускорить приватизацию и сделать акцент на приватизации крупных коммерческих организаций. В 2009г. должно быть продано 147 предприятий химического, нефтехимического, телекоммуникационного и строительного секторов. После мартовских высказываний президента о неизменности процедуры приватизации государство вряд ли продаст крупные промзаводы, а себе оставит мелочевку. Тем более что власти ждут инвесторов, готовых купить предприятия по ценам 2007г. - начала 2008г.

Правительство обещало завершить 2009г. со сбалансированным бюджетом, но сделало очень важную оговорку: кроме ресурсов, которые будут потрачены «на рекапитализацию операций банков». Это значит, что бюджет может быть дефицитным, но МВФ не посчитает это нарушением условий получения кредита.

В РЕЖИМЕ «ЗАМОРОЗКИ»

К концу июня 2009г. власти страны обещали утвердить новую версию бюджета и очень бережливо относиться к расходам. Но, по оценке МВФ, для выполнения финобязательств в 2009г. Беларуси потребуется привлечение кредитов в размере $10,7 млрд. и около $9,5 млрд. в 2010г. При этом Фонд считает, что в 2009г. наши власти смогут привлечь только $4,2 млрд. Откуда взять остальные $6,5 млрд., чтобы не испортить красивую картину выхода из кризиса к концу 2010г., непонятно.

Если позволят экономические условия, в мае 2009г. ставка I разряда будет увеличена на 5%. К тому же власти обязались «одобрить указ, который установит на 2009г. лимит роста зарплат в полностью государственных компаниях или в организациях с преобладанием госкапитала или возможностью блокировать решения акционеров, до 5% в номинальном выражении. Мы уверены, что данная мера коснется около 80% всех наемных работников Республики Беларусь».

При этом в начале апреля руководители страны заявили о 14-процентном росте реальной зарплаты в Беларуси. Получается, что когда власти просили у МВФ кредит, они говорили о сокращении реальной зарплаты в 2009г. примерно на 10-15%, а после I квартала, когда кризис уже нельзя скрыть никакой пропагандой в госСМИ, Сов-мин заговорил о прямо противоположной тенденции. Может, кто-то перепутал знаки «плюс» и «минус» в докладной записке?

Еще правительство обещало Фонду в 2009г. «сократить объем инвестиций в основной капитал республиканского бюджета по сравнению с 2008г.». В условиях острого дефицита кредитных ресурсов и инвестиций это выглядит вполне разумно, но в начале апреля то же правительство заявило о неизменности плана роста инвестиций в основной капитал на 23-25%. Очевидно, у него есть цифры для внешнего и внутреннего потребления. И какие из них будут реальными - вопрос открытый. I квартал 2009г. показал, что даже цифры прогноза, согласованные с МВФ, являются чрезмерно оптимистичными.

НЕ ПУТАТЬ ОБЩЕЕ С ЧАСТНЫМ

«Мы осознаем, что наша система контроля над ценами и зарплатами, обеспечивая краткосрочную стабильность, является неэффективной, источником уязвимости», - прозревает правительство в меморандуме для МВФ. Премьер-министр и глава Нацбанка признают: жесткое регулирование цен подрывает возможность адаптации экономики к шокам. Для Фонда они обещали либерализацию цен, отказ от целевых показателей по зарплате в долларах, прекращение действия норматива роста цен на 0,5% в месяц после I квартала, сокращение списка товаров, на которые распространяются другие меры ценового регулирования. Но навязывание уровня зарплаты для частного сектора будет отменено только в 2010г., когда «экономика адаптируется к шокам».

Совмин и Нацбанк декларируют желание войти в 30-ку лучших стран по качеству делового климата, для чего готовы снизить размер государства, налоговую нагрузку, предоставить больше свободы для частных предприятий и для тех, где государство является миноритарным акционером. «Права правительства в таких компаниях не будут выходить за рамки прав других миноритарных акционеров». В I квартале 2009г. движения в этом направлении не было, зато был подготовлен проект указа о необходимости согласования с президентом дополнительной эмиссии акций любого акционерного общества, созданного в процессе приватизации.

Понимая сверхоптимистичность планов белорусских властей, МВФ пишет о рисках, которые могут разрушить идиллическую картину выхода из кризиса. В условиях падения внешнего спроса на белорусские товары, растущих проблем банковского сектора и бюджета МВФ считает, что одним из основных рисков является девальвация. Второй риск - высокая степень неопределенности внешней экономической и финансовой среды. На фоне падающих в бездну экономик России и Украины, рецессии в Европе белорусским расчетам на выздоровление экономики к середине 2009г. едва ли суждено сбыться. Значит, рано или поздно нужно будет отпустить цены, снизить налоги и начать бороться с бюрократией, т.к. именно она является главным институциональным риском Беларуси. Но об этом МВФ не пишет. Политическая корректность, понимаете ли…
Добавить комментарий
Проверочный код