Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Обеспечит ли работой 500 тыс. граждан, официально зарегистрированных как безработные, обновленная версия декрета N3 «о тунеядцах»?
нет, скрытая безработица гораздо выше
нет, пока не будут проведены структурные реформы в экономике
нет, все закончится очередными акциями протеста
да, если президент приказал
нет, пятая колонна в Совмине преднамеренно дезинформирует президента
№14 (686) 13 апреля 2009 г. Мнения

«Ледовый дворец» на колесах

13.04.2009
Очевидное и невероятное с Александром ОБУХОВИЧЕМ



Среди наиболее пострадавших от мирового кризиса отраслей - автопром. Пока во всем мире останавливаются заводы и падают продажи, у нас вознамерились организовать производство легковых автомобилей. 4 апреля президент подписал указ, согласно которому предприятие, взявшееся за такое производство, получит не только господдержку, но и значительные льготы при ввозе автозапчастей.

Конечно, речь не идет о производстве по полному циклу: жизнеспособным производство легковых авто может быть только при объемах не менее 1 млн. штук в год. Продать такой объем самим нереально. Значит, речь идет о сборке машин зарубежных производителей. Сборка тоже бывает разная. Крупные автопроизводители на освоенном дилерами рынке сборку организуют сами. Их и просить не нужно: есть спрос - будет и сборка. В России таких производств уже множество.

И у нас был «Форд». Даже завод в Обчаке построил. Честно пытался помочь с организацией производства автокомпонентов. Ни одно производство освоить не сумели. К тому же выяснилось, что и технически, и экономически наши министерства и предприятия разговаривают с «Фордом» на разных языках. «Форд» ушел в Россию. Для других опыт «Форда» - урок: без развитого на месте производства качественных автокомпонентов, которое может позволить быстро организовать поставки местной комплектации, в страну с узким местным рынком они не пойдут, а затраты заведомо не окупятся.

Пришли иранцы. С технологией производства «Пежо» начала 90-х. Они очень надеялись, что, осваивая производство автокомпонентов, мы поможем модернизировать и их производства. Рассчитывали на наши «высокие технологии». Мы опять провалились - не освоили ничего. Иранцы производство пока не прекратили, но энтузиазм их сильно угас.

Есть и производители, которые только начинают осваивать местные рынки. На первых порах собственная автосборка для них дороговата, и они идут на продажу машинокомплектов под сборку местным фирмам. Под соответствующим контролем, напоминающим контроль «службы заказчика» советских времен. В России часть фирм так и работает. Причем на одном конвейере собирают не только разные модели, но и разные марки. В мире известны и такие заводы, где на одной линейке, под местный рынок, собирают и легковые авто, и легкие грузовики, и даже трактора разных фирм. Для Беларуси, с узким местным рынком и невозможностью реэкспорта в Россию, продажи многих марок не превышают нескольких десятков единиц в год. Такой объем можно собрать и в гараже. Но, в конце концов, при большом желании иметь собственную сборку, именно такой вариант - самый безвредный.

Правда, не очень понятно, за счет каких факторов можно обеспечить экономическую эффективность сборки легковых авто. На транспортных издержках, с учетом необходимости перевозки кузовов, экономия будет невелика. Зарплата по сравнению с Китаем и Ираном у нас повыше. Сборка - производство малоэнергоемкое, на стоимости энергоресурсов не сэкономишь. Серийность не просматривается, следовательно, накладные расходы будут велики. Остаются разве что налоговые и таможенные льготы. И во имя чего их давать?

Конечно, можно рассматривать этот проект и как очередной «ледовый дворец»: престижно! Однако само наличие такого проекта указывает на отсутствие у правительства промышленной политики, без которой в перспективе в нашем государстве не может быть ни аграрной, ни социальной политики. Да и политически сегодня не самое лучшее время для анонсирования подобных проектов: на фоне безуспешных попыток России оживить свой автопром наше желание создать отечественный выглядит ненужным вызовом.

Другое дело, что автомобильная промышленность, и производство легковых автомобилей в частности, весьма соблазнительный рынок для Беларуси. И этот рынок вовсе не сводится к сборке.

Когда-то Генри Форд заявил, что он производит дешевые машины, чтобы потом дорого продавать к ним запчасти. Западный автопром четко следует этому завету: цены на запчасти завышены сверх всякой меры. Это создает на рынке нишу для соответствующих производств. Серьезно этим мы еще и не занимались. Научный и технический потенциал для таких производств у нас есть. Рынок автосервиса никакими монополиями закрыть невозможно. Сборочные производства, заинтересованные в поставках местной комплектации, в России и на Украине есть. Есть и некоторый опыт производства качественных автокомпонентов для ведущих мировых концернов - у небольших частных предприятий.

Правда, работа по освоению производства запчастей не так престижна, как производство автомобилей. И размах проектов поменьше. Но для нашей промышленности эффект и рабочие места важнее маниловских проектов сборки чужих деталей.
Добавить комментарий
Проверочный код