Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№14 (686) 13 апреля 2009 г. Мнения

«Ледовый дворец» на колесах

13.04.2009
Очевидное и невероятное с Александром ОБУХОВИЧЕМ



Среди наиболее пострадавших от мирового кризиса отраслей - автопром. Пока во всем мире останавливаются заводы и падают продажи, у нас вознамерились организовать производство легковых автомобилей. 4 апреля президент подписал указ, согласно которому предприятие, взявшееся за такое производство, получит не только господдержку, но и значительные льготы при ввозе автозапчастей.

Конечно, речь не идет о производстве по полному циклу: жизнеспособным производство легковых авто может быть только при объемах не менее 1 млн. штук в год. Продать такой объем самим нереально. Значит, речь идет о сборке машин зарубежных производителей. Сборка тоже бывает разная. Крупные автопроизводители на освоенном дилерами рынке сборку организуют сами. Их и просить не нужно: есть спрос - будет и сборка. В России таких производств уже множество.

И у нас был «Форд». Даже завод в Обчаке построил. Честно пытался помочь с организацией производства автокомпонентов. Ни одно производство освоить не сумели. К тому же выяснилось, что и технически, и экономически наши министерства и предприятия разговаривают с «Фордом» на разных языках. «Форд» ушел в Россию. Для других опыт «Форда» - урок: без развитого на месте производства качественных автокомпонентов, которое может позволить быстро организовать поставки местной комплектации, в страну с узким местным рынком они не пойдут, а затраты заведомо не окупятся.

Пришли иранцы. С технологией производства «Пежо» начала 90-х. Они очень надеялись, что, осваивая производство автокомпонентов, мы поможем модернизировать и их производства. Рассчитывали на наши «высокие технологии». Мы опять провалились - не освоили ничего. Иранцы производство пока не прекратили, но энтузиазм их сильно угас.

Есть и производители, которые только начинают осваивать местные рынки. На первых порах собственная автосборка для них дороговата, и они идут на продажу машинокомплектов под сборку местным фирмам. Под соответствующим контролем, напоминающим контроль «службы заказчика» советских времен. В России часть фирм так и работает. Причем на одном конвейере собирают не только разные модели, но и разные марки. В мире известны и такие заводы, где на одной линейке, под местный рынок, собирают и легковые авто, и легкие грузовики, и даже трактора разных фирм. Для Беларуси, с узким местным рынком и невозможностью реэкспорта в Россию, продажи многих марок не превышают нескольких десятков единиц в год. Такой объем можно собрать и в гараже. Но, в конце концов, при большом желании иметь собственную сборку, именно такой вариант - самый безвредный.

Правда, не очень понятно, за счет каких факторов можно обеспечить экономическую эффективность сборки легковых авто. На транспортных издержках, с учетом необходимости перевозки кузовов, экономия будет невелика. Зарплата по сравнению с Китаем и Ираном у нас повыше. Сборка - производство малоэнергоемкое, на стоимости энергоресурсов не сэкономишь. Серийность не просматривается, следовательно, накладные расходы будут велики. Остаются разве что налоговые и таможенные льготы. И во имя чего их давать?

Конечно, можно рассматривать этот проект и как очередной «ледовый дворец»: престижно! Однако само наличие такого проекта указывает на отсутствие у правительства промышленной политики, без которой в перспективе в нашем государстве не может быть ни аграрной, ни социальной политики. Да и политически сегодня не самое лучшее время для анонсирования подобных проектов: на фоне безуспешных попыток России оживить свой автопром наше желание создать отечественный выглядит ненужным вызовом.

Другое дело, что автомобильная промышленность, и производство легковых автомобилей в частности, весьма соблазнительный рынок для Беларуси. И этот рынок вовсе не сводится к сборке.

Когда-то Генри Форд заявил, что он производит дешевые машины, чтобы потом дорого продавать к ним запчасти. Западный автопром четко следует этому завету: цены на запчасти завышены сверх всякой меры. Это создает на рынке нишу для соответствующих производств. Серьезно этим мы еще и не занимались. Научный и технический потенциал для таких производств у нас есть. Рынок автосервиса никакими монополиями закрыть невозможно. Сборочные производства, заинтересованные в поставках местной комплектации, в России и на Украине есть. Есть и некоторый опыт производства качественных автокомпонентов для ведущих мировых концернов - у небольших частных предприятий.

Правда, работа по освоению производства запчастей не так престижна, как производство автомобилей. И размах проектов поменьше. Но для нашей промышленности эффект и рабочие места важнее маниловских проектов сборки чужих деталей.
Добавить комментарий
Проверочный код