Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№14 (686) 13 апреля 2009 г. Мнения

Мы за ценой не постоим

13.04.2009
Окончательный анализ с Александром САМАНКОВЫМ



Совмин своим постановлением предоставил право субъектам хозяйствования не начислять амортизацию по всем или отдельным объектам основных средств и нематериальных активов. Как считают в правительстве, это позволит предприятиям сформировать более конкурентоспособные цены, исключив данный вид затрат из себестоимости продукции.

В условиях обострившейся конкуренции на рынках и падения спроса формирование цен на белорусскую продукцию и услуги приобретает еще большее значение. Выиграет тот, чьи цены будут более гибкими и «покладистыми». Ради такой цели можно временно проигнорировать основы экономической науки и дать возможность трансформировать часть основного капитала в оборотный. Можно отменить амортизационные начисления, но невозможно затормозить протекающий непрерывно физический и моральный износ. При критической изношенности основных фондов предприятиям предлагается лишить самих себя отчислений на капитальный и текущий ремонт оборудования. Однако дело здесь не столько в теоретической спорности. Решение правительства вновь показало неэффективность жестко контролируемой госпрактики формирования цен. Если бы отдельно взятое предприятие при падении объемов продаж в лучшие времена самостоятельно не начислило бы амортизацию, это повлекло бы штрафные санкции и «смех в зале» правительства.

Экономическая ситуация должна драматически ухудшиться, чтобы правительство начало по капле выдавливать из себя, а затем наделять товаропроизводителя этим капельным правом освобождать цены на собственную продукцию от нормирования затрат. На практике жесткое администрирование в нормировании приводит к повсеместному завышению различных норм. Предприятия закладывают резервы в нормы выработки, расхода основных и вспомогательных материалов, потребления электрической и тепловой энергии, а также в массу других показателей. На стадии калькуляции изделия государство не в состоянии проконтролировать этот этап.

Наблюдается известный парадокс: организации готовы поставлять свою продукцию на экспорт по ценам более низким, чем на отечественный рынок. На одном из недавних заседаний правительства прозвучало, что цена тонны нашего цемента на внутреннем рынке вдвое выше, чем в России, и это является резервом в снижении себестоимости квадратного метра возводимого жилья. Разумеется, на отечественных цементных заводах нормированы все издержки, и они прошли оценку в профильном министерстве. В экспортно-ориентированной экономике имеющийся механизм нормирования затрат со стороны государства через себестоимость становится все более условным, т.к. цены на внешних рынках диктуются отнюдь не отечественными нормативами.

Недавно объявлено о поддержке предприятий автомобильной промышленности, агрегатных заводов. Для увеличения поставок машин на внутренний рынок в этом году выделяется Br3,6 трлн. Приобретение техники на белорусском рынке будет осуществляться за счет инновационных фондов министерств и облисполкомов. Отчисления в такие фонды производят все белорусские предприятия независимо от форм собственности. Деньги же уйдут на поддержку нескольких крупных производителей. Если на Западе в условиях кризиса правительства выделяют дополнительные средства на инновационные проекты, то наше руководство расходует деньги инновационных фондов на поддержку неэффективных производств.

Калькуляция себестоимости для регулирования цен создана в период монопольного производства и являлась атрибутом тотального планирования. Главный недостаток методики - отсутствие эффективного механизма снижения затрат. Энерго- и материалоемкость нашей продукции в разы превышает показатели зарубежных аналогов. В советские времена до каждого предприятия доводился план по снижению трудовых и материальных затрат. Была создана система стимулирования. Пусть она работала неэффективно, но сейчас и этого нет. Сохранили атрибуты плановой экономики, а кто будет делать все остальное? Рынок? Конкуренция? А может, идеология?
Добавить комментарий
Проверочный код