Воскресенье, 11 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№14 (686) 13 апреля 2009 г. Экономика

«Человек, мягко говоря, должен раком встать!»

13.04.2009
Производители и торговля поговорили

Марина ГУЛЯЕВА

Производители алкогольных напитков и представители розничной торговли на минувшей неделе выясняли отношения. Дискуссия была эмоциональной: ни та ни другая сторона не сдерживала взаимных претензий.

«ЭТО НЕ ТОТ ПРОДУКТ»

Предполагалось, что участвовать в круглом столе в рамках выставки «Пиво. Вина. Напитки» будут производители разных категорий напитков. Но производителей пива практически не было, как отсутствовали они и на выставке (в нынешнем году выставился только «Двинский бровар»). Так что общаться с торговлей, которую представляли директор столичного универсама «Юбилейный» Владимир Нерозя и замглавы столичного союза предпринимателей, владелец нескольких продовольственных магазинов и кафе Виктор Маргелов, пришли в основном водочники. Выступление Нерози проанонсировали, сказав, что он только что прилетел из Дюссельдорфа, где состоялась мировая выставка напитков. Этот Дюссельдорф директору «Юбилейного» потом не раз вспоминали.

Владимир Нерозя действительно недавно вернулся из Дюссельдорфа, где, по его словам, у него была возможность сравнить работу торговли на Западе и то, как «нас заставляют торговать в Беларуси». Хотя «Юбилейный» старается формировать свою матрицу в определенной ценовой категории: «Мы отказались от плодово-ягодных вин: какие бы они хорошие ни были, но это чернила. Не обижайтесь, но это так».

По залу прокатился нарастающий недовольный ропот. Нерозя начал объяснять, что магазин не берет дешевую продукцию, «поскольку она предназначена для людей, которые хотят себя одурманить… Нигде в мире нет таких низких цен на водку и крепкие алкогольные напитки! Во всем мире делается акцент на производство напитков для наслаждения, а не одурманивания».

Во всяком случае, статистика количественно подтверждает слова Владимира Нерози: производство водки, в котором основная доля принадлежит недорогой водке, и ликеро-водочных изделий в стране ежегодно растет, вина плодовые с громадным отрывом лидируют по сравнению с виноградными - в прошлом году их было произведено 20,7 млн. дал, виноградных - 2,6 млн. дал. По словам Нерози, и наши коньяки «это не тот продукт, каким он должен быть на самом деле, какими бы хорошими мы их ни считали».

«КУПИТЕ НАШЕ ЧИЛИЙСКОЕ БЕЛОЕ!»

Еще директор «Юбилейного» рассказал, как дегустировал европейские вина, удовольствия пробовать которые «мы, к сожалению, лишены». Тут не выдержала представитель одного из ликеро-водочных заводов: «А вы пробовали наши вина? Мы разливаем их из чилийского, итальянского виноматериала». Владимир Нерозя доброжелательно ответил: «Я из тех счастливчиков, которые регулярно посещают ликеро-водочные заводы. Ваше предприятие я также посещал, и пробовал весь ассортимент». Однако дама не успокоилась: «Значит, плохо пробовали! Купите наше чилийское белое!» Директор «Юбилейного» промолчал. «Не понравилось?» - с удивлением спросила дама. Нерозя печально качнул головой: «Не тот букет…»

«ХОТЬ УБЕЙСЯ!»

«Сегодня торговлю заставляют брать белорусский товар. Хоть ты убейся! Если же не берешь, начинается давление. Но, знаете, если на торговлю начинают давить, то она и торговать будет так...» Директор «Юбилейного» считает, что сегодня «практически ни одно белорусское предприятие не занимается продвижением своего товара. Вы тут рассказываете, как много нового придумываете, но мы-то ничего об этом не знаем!»

Насчет продвижения упрек не совсем справедлив, о чем позже с яростной эмоциональностью заявила замначальника отдела технологий ликеро-водочной, винодельческой и пивобезалкогольной продукции НПЦ НАН РБ по продовольствию Каринэ Алексанян.

Она сказала, что в условиях фактически полного запрета рекламы невозможно заниматься продвижением алкогольной продукции, и вообще, что неприлично в обществе уважающих себя людей произносить слово «чернила»: «Вы представляете официальную организацию и позволяете себе произносить неформальные выражения!»

В наступлении на розничную торговлю Алексанян поддержала еще одна дама из зала: «Вы все время приводите в пример Запад, но почему вы не говорите об уровне зарплаты в европейских странах? Если у нас кто-то приходит в магазин и спрашивает дешевый коньяк, это не значит, что он ни в чем не разбирается… Когда мы осуществляем розлив в Беларуси, контроль очень жесткий. Что будет в бутылке дорогого итальянского вина, неизвестно. Но что будет в бутылке белорусского производителя, я вам гарантирую».

Нерозе досталось и за Дюссельдорф («как будто там никто не был!»), и за приведенного в качестве примера мирового производителя безалкогольных напитков с его маркетинговой стратегией («А вы знаете, сколько там сахара? Смерть диабетикам!»)

«ЕСЛИ ВАМ НАЛЬЮТ»

По словам представителя одного пивоваренного завода, «сама торговля принижает достоинство белорусских производителей, ставя их продукцию на самые низкие полки. Человек, мягко говоря, должен раком встать, чтобы достать где-то что-то! Даже если человек захочет взять нашу продукцию, он никогда в жизни оттуда ее не выгребет!»

Специалистом пивзавода был представлен сравнительный анализ цен на импортное и отечественное пиво, отлично характеризующий уровень мышления: «Себестоимость моей бутылки пива составляет около Br1 тыс. Добавим 40-процентную рентабельность, розничную наценку - получается Br2 тыс. А чешское, немецкое пиво стоит Br7-8 тыс. Могу я поставить себе такую рентабельность? А если поставлю, цi долго буду на свободе?» Бутылка пива, авторитетно заявила представитель завода, не может стоить Br5 тыс.! И «абсолютно не факт, что если вам нальют пиво в одинаковые бокалы, то вы отличите белорусское пиво от чешского или немецкого».

ОЧЕНЬ «ПРИМИТИВНАЯ» ПОЗИЦИЯ

Владимира Нерозю поддержал замглавы столичного союза предпринимателей Виктор Маргелов: «Я не знаю, как производители относятся к качеству, но в торговле это так: качественно то, что выбирает потребитель. Вы тут все время пытались добить Нерозю, но он-то, как представитель торговли, знает, что нравится потребителю!» Маргелов, заявив производителям, что те занимают «очень примитивную позицию по принципу: я произвел, и пусть только попробуют не продать», не церемонился в выборе эпитетов: «Торговля поступает как добропорядочная проститутка: в чем она больше имеет выручки, тем она и торгует. Торговля всегда поставит лучшие товары на лучшее место: это ее выручка!»

Маргелов, опираясь на продажи в своей сети магазинов, представил перечень напитков, которые пользуются наибольшим спросом. Например, приведя в качестве примера «насилие» со стороны одного из лидеров водочного рынка, который заставляет в нагрузку к обычной водке брать сувенирную, он сказал, что это привело к росту интереса на региональную водку. «Если вы будете так давить, то в какой-то момент не поймете, почему с вами перестают работать». В целом Виктор Маргелов не готов восхвалять белорусскую водку, т.к. «о ее конкурентоспособности говорить пока просто неприлично, стабильным качество водки назвать нельзя». Очевидно и то, что «розлив наших вин и коньяков и наличие их на полках связано только с тем, что на алкогольном рынке существует квотирование. Не обижайтесь, но вы еще не доказали, что ваши напитки лучшие. Если бы был доступ к дешевому европейскому вину, ваше вино никто бы не брал».

ПОСЛЕДНЯЯ КАПЛЯ

На выставке прошла дегустация белорусских плодово-ягодных вин, среди которых были действительно блестящие образцы. Но недавно партию одного из таких вин торговля полностью вернула производителю: низкая цена (около Br4 тыс.), обычная бутылка. Для потребителя дешевого алкоголя в этом вине слишком мало спирта, для ценителя оно слишком примитивно выглядит и дешево стоит. В нынешнем году в выставке впервые участвовал армянский винодельческий завод, который выпускает в т.ч. натуральные ягодные вина и продает их в Россию - $150 за бутылку. У нас, как сказал, представитель одного из заинтересованных ведомств, «все решает вал».
Добавить комментарий
Проверочный код