Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№12 (684) 30 марта 2009 г. Экономика

В Вильнюсе - штурм, а в Минске - штиль

30.03.2009
Расклад недели
Сергей ЖБАНОВ

«Автомобильные пробки, толпы людей, движущиеся в одну сторону, огромное количество тех, кто не смог пробраться в магазин, и истерический смех зажатых в толпе девушек». Так описывает портал Delfi.lt подступы к вильнюсскому торговому центру Akropolis, в котором поздно вечером 21 марта магазин Maxima устроил распродажу непродовольственных товаров со скидкой 40%.

Наплыв покупателей был таким, что все кассы огромного магазина с трудом справлялись с обслуживанием и после полуночи. Около двадцати работников охраны из последних сил сдерживали поток посетителей у входной двери, пока около часа ночи к ним на помощь не подоспел наряд полиции. Но только около двух часов ночи, когда всех желающих впустили в магазин, ажиотаж у входа начал стихать. За всем этим действом наблюдали врачи, прибывшие вместе с каретой скорой помощи…

Минский ажиотаж по скупке бытовых импортных товаров после объявления о девальвации рубля не идет ни в какое сравнение со столь ярким зрелищем. Одно объединяет эти сцены: во всех странах, независимо от среднестатистического уровня материального благополучия, люди одинаковы. От больших скидок обыватели теряют разум так же, как и капиталисты от нормы прибыли в 300% и выше. Те и другие - прежде всего люди с их маленькими слабостями. И осуждать их - удел снобов.

Вопрос в другом. Почему столь очевидный и эффективный прием не используют белорусские производители, под крышу завалившие склады товарами отечественного производства? Два года назад Александр Лукашенко заявил, что ему «страшно смотреть» на изделия белорусского легпрома. С тех пор если что и изменилось, так это запасы готовой продукции концерна «Беллегпром». На 1 марта 2009г. их стоимость составила Br544 млрд. (196% среднемесячного производства). Причем только за два последних месяца товарные залежи концерна возросли на 26%.

Но до сих пор правительство занималось лишь финансированием дальнейшего производства невостребованного утиля. Результат этой плодотворной работы нашел отражение в пресс-релизе КГК. За 2007-08гг. организациям «Беллегпрома» оказана господдержка на Br245,3 млрд. Ее основной объем составили: бюджетные субсидии (Br85,8 млрд.), отсрочка (рассрочка) погашения задолженности по платежам в бюджет (Br46,7 млрд.) и снижение тарифов на энергоносители (Br44,2 млрд.). Однако в подавляющей массе товар так и не дошел до конечного потребителя. Даже 30-процентная девальвация рубля оказалась бессильной в борьбе против нарастающей производственной мощи концерна.

Напрашивается очевидный вывод о необходимости радикальной (эдак еще на 50%) уценки товарного хлама, произведенного концерном. Если и это не поможет, придется бесплатно раздавать изделия легпромовских умельцев в сиротских или ветеранских приютах. Но Минторг и Минпром решили поступить иначе. Ознакомившись с унылым выводом КГК «о невостребованности продукции отдельных предприятий на внутреннем рынке при одновременном увеличении импорта аналогичной продукции», государственные топ-менеджеры разрешили отпускать потребительские товары, производимые отечественными предприятиями, розничной торговле в долг. Правильно, нужно разгружать производственные площади от «ветоши», условно называемой товаром, и заполнять ею прилавки магазинов.

Осталось только определиться: а куда дальше денется невостребованная продукция? Без массовых распродаж от нее не избавиться. Но в Беларуси ни у торговых предприятий госконцерна, ни и у крупных частных ритейлеров такая мера особой популярностью не пользуется. Организаторы розницы, независимо от формы собственности, предпочитают скорее наблюдать за торговыми процессами, чем использовать современные методы стимулирования продаж. Об этом красноречиво свидетельствует беседа корреспондента агентства «Интерфакс-Запад» с анонимным представителем одного из розничных предприятий.

«Товарооборот падает», но не столь «существенно, как в соседних странах», доверительно сообщил собеседник. «У людей стало просто меньше денег», - поясняет он. Люди отказываются от «излишеств» даже в продовольственном наборе, в ответ торговые предприятия сокращают ассортимент на 5-20%, оставляя только ликвидный товар. Начинаются проблемы с оборотным капиталом: «поставщики начинают работать с дебиторской задолженностью» и уменьшают ценовые скидки, ранее предоставлявшиеся крупным ритейлерам. Какая уж тут лояльность покупателей, о которой переживают работники гипермаркетов!

Потенциальные покупатели меньше ходят в магазины, поскольку уже не ждут ассортиментных сюрпризов от крупных магазинов и предпочитают пойти за покупками на рынок, где ассортимент тот же, а цены на отдельные виды товаров все же ниже. Конечно, там могут обвесить, но цена, изображенная в торговом зале или на прилавке, будет идентична цифрам, указанным в кассовом чеке. Неприятные ценовые сюрпризы такого рода типичны не для рынков, а для современных гипермаркетов. И покупатели, вынужденные теперь тщательно следить за своими расходами, не прощают магазинам подобных приемов.

В условиях кризиса их покупательские привычки меняются. Странно, что этого не заметили эксперты. А проблему покупки новых промтоваров публика решает еще проще: или откладывая покупку в долгий ящик, или направляясь в секонд-хэнд, или в те самые соседние страны, где товарооборот (в отличие от Беларуси), может быть, и падает, но только вместе с ценами. Поэтому в Вильнюсе или Варшаве порой и ночью штурмуют магазины, а в минской торговле даже днем полный штиль.
Добавить комментарий
Проверочный код