Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№10 (682) 16 марта 2009 г. Портмоне

В плену иллюзий

16.03.2009
 
Евгений КЕЧКО

На минувшей неделе в ходе заседания Республиканского совета директоров Белорусской научно-промышленной ассоциации было сделано несколько смелых заявлений. В частности, замминистра экономики Татьяна Старченко заявила, что «сегодня стоит вопрос о выживаемости белорусской экономики. Букет финансовых сложностей сказался прежде всего на реальном секторе».

А замдиректора Центра системного анализа и стратегических исследований НАН Георгий Гриц заявил о необходимости специального обращения руководства страны к нации. Какие меры могут стать наиболее эффективными, корреспонденту «БелГазеты» рассказала директор Центра системных бизнес-технологий SATIO Жанна ГРИНЮК.



 
Евгений КЕЧКО

(На фото: Жанна Гринюк: «Производить всё то, что производилось в докризисный период, - безумие»)

- Заявления замминистра - тревожный сигнал для частного бизнеса?

- Для частного бизнеса, который работал в сегменте В2В с крупными валообразующими предприятиями, действительно наступил сложный период. В данном сегменте специализация на товарах и услугах во все времена считается большой удачей и признается отличной маркетинговой стратегией, но в период кризисов оборачивается серьезными рисками. По нашим данным, в различных секторах услуг, к примеру охранной сигнализации, компьютерных систем, рекламных услуг, за январь-февраль спрос снизился на 60% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Как цепная реакция, это отразилось на состоянии частных компаний, завязанных в этой сфере.

Другие сегменты частного бизнеса в силу своих возможностей и способностей быстро перестраиваются - изменяют товарные портфели, ценовую политику, многие компании стоят перед задачей снижения объемов производства товаров и услуг, зарплаты. Компании, не завязанные на сотрудничестве с крупными предприятиями, могут гибко и активно изменять свою маркетинговую политику и быстрее адаптироваться к новым условиям. Крупные структуры менее мобильны, и это влияет на всю систему.

- Какую пользу может принести открытое обращение президента к нации? Снимет социальную напряженность?

- Лидер нации всегда берет на себя определенную долю ответственности, влияет на общественные настроения. Но такое заявление должно быть поддержано экономическими, научными кругами, бизнес-элитой. Глас единственного человека может четко обозначить основные приоритеты. Это важно, ведь белорусы пребывают в плену иллюзий, подпитываясь заявлениями властей, что кризис нас не коснется.

- На что в первую очередь следует обратить внимание в возможном публичном обращении?

- Маркетинг не склонен оперировать категориями объема производства: эта категория не диагностирует реальное состояние экономики конкретных предприятий. Минпром, давший планы на 2009г. по росту объемов и по-прежнему давящий на подведомственные предприятия, пытается добиться роста объема. Но растет ли продажа? Сейчас произошло затоваривание складов, что в следующем цикле может негативно сказаться на отечественной экономике. Ныне необходимо оздоровляющее сокращение объемов производства и четкое регулирование и планирование маркетинга под клиента, а не под производство. На мой взгляд, это главная задача экономики, и об этом должен сказать президент.

Нужно сделать акцент на то, что всем необходимо ужаться - от верхов до рядового потребителя. Для сохранения социальной стабильности и рабочих мест нужно пойти на сокращение зарплаты. Белорусы разбаловались: в докризисный период ежегодный 10-15-процентный рост зарплаты и покупательной способности сформировал серьезные иждивенческие настроения и завышенные ожидания.

Наш Центр на основе мониторинга кризисных настроений прогнозирует довольно большой рост спроса на услуги всех видов ремонта: обуви и одежды. Так что расширение этого бизнеса - самая адекватная реакция на кризис. Так же произойдет перераспределение спроса на рынке детской одежды. За минувший год спрос на нее вырос на 15-20%, в то же время популярность крупных белорусских брендов сократилась.

- Вам известны примеры успешного антикризисного управления?

- Мы проводим анализ мировых кейсов, но информация довольно скудная. Нужно следить за крупными зарубежными и отечественными предприятиями, анализировать, как они выплывают из кризиса. Нужно отметить антикризисную программу и кейс Milavitsa: несмотря ни на что, компания из кризиса выйдет устойчивой. Она еще в докризисный период сделала адекватные шаги - расширила торговые сети, собственные торговые площади.

К сожалению, удачные примеры у нас не становятся достоянием управленческой мысли, в стране отсутствует обмен опытом. Академия управления при президенте больше занимается госслужбой, но управленцы - золотой фонд нации - нуждаются в разработке полномасштабных программ развития и обучения лучшим практикам и опыту.

- Может ли Центр SATIO предложить какие-либо антикризисные рецепты?

- Кризис заставит предприятия активно внедрять маркетинговые информационные системы, налаживать системный маркетинг. Раньше работа предприятий сводилась к следующему: продали, что произвели. Сегодня это непозволительно, маркетинг должен ставить задачу: какое количество какого ценового сегмента нужно производить. Второй момент - обязательное переструктурирование ассортиментного портфеля. Производить все то, что производилось в докризисный период, - безумие. Цепочка ценности должна быть проанализирована и адаптирована к снижению стоимости. Предприятия должны предпринимать и тактические шаги - создавать антикризисные команды, разрабатывать антикризисные планы, а не ждать, что все изменится само собой. Способность быстро изменяться - самая важная управленческая компетенция в период кризиса.
Добавить комментарий
Проверочный код