Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№10 (682) 16 марта 2009 г. Портмоне

У белстраха глаза велики

16.03.2009
Госстраховщиков распирает от денег, но не от эффективности


По общему сбору страховой премии белорусские страховщики в 2008г. немного недотянули до триллиона, собрав Br938 млрд. Удивительным образом эта сумма совпадает с бюджетными инвестициями в страхование, произведенными в самом конце прошлого года. Национальное перестраховочное общество получило из бюджета Br350 млрд., Белгосстрах - Br650 млрд., а значит, по уровню капитализации две эти компании претендуют на звание крупнейших в Восточной Европе.

Игорь ВЕРШИНИН

470134881rys10(682)-3.jpg align=left style='margin-right:10px;margin-bottom:0px;margin-top:4px;border:1px solid white'> Другое дело, что, пройдя через счета указанных компаний, бюджетные средства, согласно президентскому указу, воплотились в акции «Белагропромбанка», в котором эти госкомпании отныне являются крупнейшими акционерами. Если допустить, что эти активы вполне ликвидны и банковская система страны не дрогнет перед ударами кризиса, то в целом по палате складывается вполне благопристойная картина - собственный капитал страховщиков сейчас более чем в два раза превышает сформированные страховые резервы. Таким образом, на 1 января 2009г. нормативный размер маржи платежеспособности превышает европейские нормы в пять раз, и без триллиона бюджетных вливаний является вполне достаточным.

А зачем, собственно, нужна такая перекапитализация рынка и на пороге каких рисков стоит страна? Высокий уровень капитализации страховщика вовсе не гарантирует поступления больших взносов, о чем свидетельствует статистика. В прошлом году рентабельность капитала наиболее накачанных бюджетными деньгами страховщиков - БНПО и «Белэксимгарант» - составила соответственно 9,3% и 8,5%, в то время как у остальных компаний, входящих в десятку лидеров, этот показатель в среднем превысил 40%. В конечном счете деньги должны притягивать деньги, и в условиях вялотекущей девальвации рубля «освежать» свои активы валютой можно было бы только при условии активной работы на внешних рынках страхования и перестрахования. Больше возможностей выходить на такие рынки имеют компании с иностранным участием. Они могут обмениваться рисками со своими иностранными учредителями, однако здесь во внимание принимается лишь факт перевода перестраховочной премии за рубеж, который по определению криминален, если только этим не занимается госперестраховщик. Перестраховочную же премию, принятую из-за рубежа, статистика вообще не учитывает. А между тем объемы такой премии уже исчисляются миллионами долларов, и доля госперестраховщика в объеме этой премии ничтожна. Страховые взносы, принятые из-за рубежа, могли быть и выше, если бы не низкий рейтинг отечественных страховщиков или даже его отсутствие. А одна из причин невысокого рейтинга, по заключению главного мирового страхового рейтингового агентства А.M.Best, - обязательность размещения рисков у монопольного перестраховщика.

470134881bg10(682)-port.htm

СПРАВКА «БелГазеты». Индекс Херфиндаля-Хиршмана демонстрирует степень концентрации производства в том или ином секторе рынка. Индекс принимает значения от 0 (в идеальном случае совершенной конкуренции, когда на рынке бесконечно много продавцов, каждый из которых контролирует ничтожную долю рынка) до 1 (когда на рынке действует только одна фирма со 100% выпуска). Во многих странах, включая США, при осуществлении антимонопольной политики индекс служит основным ориентиром. Для белорусского страхования этот индекс, рассчитанный по показателю поступивших взносов с учетом перестрахования, в 2008г. сложился в размере 0,41, что свидетельствует о непомерно высокой концентрации сектора.

Какими индексами руководствуется правительство, усиливая монопольное положение госстраховщиков, непонятно, но уж точно не показателями рентабельности. Если объяснять это тем, что в ближайшие пять-шесть лет страховой рынок должен будет замкнуться сам на себе, принимая под свою ответственность все большую часть национального богатства, то в макроэкономическом смысле это не очень эффективная модель. Да, существуют технологии выращивания ананасов за Полярным кругом, но мы покупаем их в других государствах, потому как это дешевле, и даже тратим на это драгоценную валюту. При этом забываем, что страховая услуга - такой же продукт, как ананасы, и какие-то виды услуг покупать нужно там, где они дешевле и качественнее, предлагая взамен что-то свое, конкурентное.

БЛЮЗ О ЗЕМЛЕКОПЕ

В условиях кризиса к страхованию предъявляются новые требования. Первое - стимулирование экспорта. Отечественная страховая индустрия должна каким-то образом обеспечить гарантии по платежам экспортерам, предоставляющим товарные кредиты зарубежным покупателям. Активов национального страхового сектора для этого недостаточно, даже при условии предоставления господдерж-ки. Да и сами экспортеры к таким возможностям относятся настороженно. В равной мере это касается и импорта, поскольку товарный кредит из-за рубежа под гарантии национальных страховщиков никто не примет: рейтингом не вышли. Таким образом, аккумулированные у страховщиков активы могут обслуживать только внутренний рынок, которому сейчас, увы, не до страхования: нужно зарплату людям платить.

Так что госполитика в страховании сосредоточена только на сбор взносов без создания должной мотивации у населения и предприятий. При этом госпредприятия будут слушать не призывы страховщиков «застрахуйся - или проиграешь», а только прямые указания сверху. При этом целый ряд важнейших рисков должен быть оплачен из прибыли.

На прошлогоднем Лондонском инвестиционном форуме правительство Беларуси предложило ряд мер по либерализации страхового рынка, важнейшей из которых было предоставление равных прав для страховщиков всех форм собственности. Это касалось как видов страхования, так и клиентской базы.

Уже не удивляет то, что очередной проект президентского указа утонул в многочисленных согласованиях, и все новации свелись к поручению страховому надзору «рассмотреть вопросы и подготовить предложения Минфину… по поэтапному созданию равных условий деятельности для всех страховых организаций независимо от формы собственности». В 2002г. уже было аналогичное президентское поручение «подготовить предложения о поэтапной передаче обязательного страхования только государственным страховым организациям», которое, кстати, было оперативно исполнено. Это напоминает малоизвестный блюз о землекопе, который сегодня траншею роет, а завтра ее засыпает. Но при этом выполняются поручения и даже определенные плановые показатели.

Тем не менее белорусский страховой рынок свои денежные активы сохранил, и тут не было бы счастья, да несчастье помогло. Действующее законодательство в области инвестирования страховых резервов не позволяет страховщикам увлекаться вложением средств в акции и прочие ценные бумаги ввиду отсутствия полноценного фондового рынка. С другой стороны, это сильно привязывает страховщиков к банкам и делает их зависимыми от устойчивости банковской системы. В принципе, сейчас впору было бы задуматься о том, каким образом страховщикам диверсифицировать свои активы, но, видимо, в этом вопросе трудно надеяться на взаимное понимание страховщиков и государства. Можно было бы учесть свежий опыт обвального падения рынков Украины, Балтии и России. Поскольку дна кризиса мы достигнем не одновременно, то не хотелось бы, долетев до дна, проломить его и продолжать лететь дальше.
Добавить комментарий
Проверочный код