Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№10 (682) 16 марта 2009 г. Мнения

Требуется ребрендинг мозгов

16.03.2009
Размышления о текущем
Александр ГРИЦАНОВ

Посещая на минувшей неделе Минск, глава ПА ОБСЕ Жоао Соареш вполне откровенно обратил внимание представителей местных официальных властей на то, что у их «сильного и процветающего» государства есть «проблемы с имиджем на международной арене». В эпохи кризисов, уточнил европейский дипломат, «имидж весьма важен, и Беларуси необходимо изменить свой образ».

Вряд ли стоит предполагать, что напряженность с восприятием мировой общественностью белорусского «геополитического лица» сложилась неожиданно. «Позитивная» и «негативная» репутация создается (даже в условиях системы глобальной коммуникации) за годы напряженной работы. Официальный Минск на протяжении последних полутора десятков лет преуспел главным образом в конструировании собственного сугубо отрицательного внешнеполитического реноме. Связано это было с тем, что горделивые генералы калийно-солевых копий были убеждены в том, что уж кому-кому, но им, сидящим на транзитных нефтегазовых трубопроводах Кремля, можно корчить в направлении солнечного заката любые «козьи морды».

Кризис радикально изменил ситуацию: теперь перед новоопределившейся нацией стоит задача элементарного выживания. А оно может быть обеспечено только в респектабельной геополитической стае, не принимающей амбициозных парвеню.

Причем если страны Центральной Европы и Балтии ринулись под «крышу» Запада довольно синхронно, особо не заминая друг другу, то белорусскому руководству уже приходится иметь дело с тремя оппонентами. С недоверчиво-подозрительным Старым Светом, все еще изображающим необходимость исключительно «бескорыстной любви» на основе либеральных идеалов. С «московскими братьями», начинающими искренне возмущаться все более откровенной меркантильностью «белорусской сестренки». И со свежеиспеченными членами евроатлантических межгосударственных блоков, предпочитающими не забывать о вполне реальной материальной ценности исповедования демократических принципов. Эти последние ведут себя наиболее настороженно (по понятным причинам: им не нужны новые претенденты на ресурсную делянку).

В этом году отмечается тысячелетний юбилей некогда братской нам Литвы. Робкие попытки белорусских историков намекнуть на то, что название «Литва» относится к древней территории Беларуси, а нынешние белорусы до начала XX в. называли себя литвинами, встречают жесткий отпор. Официальный Вильнюс уже не приемлет отечественные исторические реконструкции, согласно которым в свое время, «войдя в контакт с белорусами, представителями более высокой цивилизации, литовцы освоили политические институты, белорусскую городскую культуру, а белорусский язык стал государственным языком ВКЛ». Литовские наследники бренда «ВКЛ», положившие на борьбу за эту весомую имиджевую «спадчыну» значительный державный ресурс, замечают: «Новая белорусская историография отвечает задачам политологии. Концепция ВКЛ вызвана проблемами становления национального сознания и государственности современного белорусского народа. Собирается все, что содействует усилению слабого национального самосознания и прокладывает белорусам путь на Запад… путь от великорусской к европейской цивилизации».

Наиболее же грустно то, что поисками перспективного идейно-дипломатического облика белорусского государства по-прежнему занимаются патриоты-подвижники. Официальные же чиновники предпочитают изображать на фольклорных «дажынках» единство «партии и народа», еще в прошлом веке набившее оскомину всему миру.

Ребрендинг действительно необходим Беларуси. Но для этого нужно преодолеть разруху в царственных головах.
Добавить комментарий
Проверочный код