Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№9 (681) 09 марта 2009 г. Глобалист

Еврооптимисты с ветерком

09.03.2009
«ЕС вступил в период продолжительной и глубокой рецессии»

Константин ФИРСОВ

Лиссабонская стратегия (ЛС) Евросоюза была принята в 2000г. для того, чтобы к 2010г. превратить ЕС в самый конкурентный регион мира. Евросоюз план провалил. Сегодня разница по показателям, определяющим конкурентоспособность, между странами ЕС даже больше, чем в год принятия ЛС. Увеличилось отставание от США. Большинство стран ЕС - убежденные еврооптимисты - просто проигнорировали ЛС, не считая необходимым адаптировать свою политику под общеевропейские императивы. Такой вывод сделали эксперты Центра европейских реформ (Centrе for European reform) в феврале 2009г.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРОПЫ ПРОТИВ ЛИССАБОНСКОЙ ДОРОГИ

Авторы доклада The Lisbon scorecard IX. How to emerge from the wreckage Саймон Тилфорд и Филипп Уайт считают, что ни принятие стратегии, ни вступление в ЕС не повлияло на ход реформ в большинстве крупных стран. Британия в привычной для себя атмосфере евроскептицизма проспала почти десятилетие. Франция провела отдельные структурные реформы, но они были вызваны скорее внутренними императивами, чем стремлением выполнить положения ЛС. Только Германия приняла документ «Повестка дня - 2010», установив четкую взаимосвязь между европейской и внутренней политикой.

В малых странах связь между ЛС и национальными программами реформ также была очень слабой. Принятая в Евросоюзе политкорректность не позволила Еврокомиссии в открытую критиковать аутсайдеров. Тем не менее ЛС задала некое общее направление реформ. Ход ее выполнения странами-лидерами еще раз позволяет развеять миф о том, что «страны, которые либерализуют рынки товаров, услуг и рабочей силы, обречены на ухудшение социального положения по сравнению с теми, которые сохраняют национальный протекционизм».

НАКАЗАНИЕ ЗА ИНЕРЦИЮ

ЕС начинал 2008г. с уверенностью, что он гораздо лучше готов противостоять глобальному кризису, чем Америка. Но быстро не стало дешевых кредитных ресурсов, резко сократились объемы пром-производства. ЕЦБ вслед за ФРС снизил процентные ставки практически до нуля, но финансовые рынки и реальный сектор отреагировали дальнейшим падением. Безработица растет как на дрожжах. В свете вбрасывания в экономику сотен миллиардов свеженапечатанных долларов, евро и фунтов резко выросла угроза инфляции. И это еще не конец самого глубокого со времен 30-х гг. экономического кризиса, природа которого рукотворна.

Выход большинства стран ЕС из кризиса похож на тушение пожара бензином: национализация коммерческих банков, накачка компаний и финучреждений бюджетными деньгами, защита от внешней конкуренции и банкротств. Еврокомиссары, евродепутаты и десятки тысяч обслуживающих их чиновников и экспертов, очевидно, забыли, почему развалился социализм и отчего вдруг Маргарет Тэтчер начала курс глубокого лечения Британии.

Левая по ценностям и взглядам Европа проводит «левую», т.е. некачественную, антикризисную политику. Даже традиционно консервативные центробанки (ЕЦБ, Банк Англии) по примеру американской ФРС внедряют новые инструменты для легализации вброса в экономику вновь напечатанных банкнот.

МВФ всегда критически относился к хроническим бюджетным дефицитам стран ЕС, но в 2008-09гг. призвал европейцев тратить как можно больше и быстрее. Такие же мудрые советы последовали от ОЭСР, Всемирного банка и саммита «Большой двадцатки» (G-20). Зарегулированные государством финансовые рынки и зоркое око надзорных органов проморгали глобальный кризис.

ЛС должна была либерализовать рынки товаров, услуг и рабочей силы, повысить уровень знаний и умений людей, реформировать пенсионную систему и т.д. Не добившись выполнения этих целей, страны ЕС столкнулись с циклическим кризисом. Многие политики поспешили свалить всю вину на США, но это обвинение лишено оснований. ЕС построил модель мощного бюрократического государства с высокой степенью интервенционизма в финансовые и товарные рынки, в рынки услуг и труда и уверен: сегодня нужно делать акцент на экономику спроса, т.е. всячески стимулировать покупки. Если люди и бизнес отказываются продолжать безумный потребительский бум, государство делает это за них, преимущественно на их же или заемные деньги.

Чтобы оставаться в рамках этой теоретической модели, руководство ЕС и национальные правительства в большинстве своем пожертвовали важнейшими экономическими показателями Пакта стабильности и роста. В 2009г. дефицит бюджета в богатых странах ЕС может превысить 7% ВВП. Внешние долги стран заметно больше порогового значения в 60% ВВП. К концу 2009г. даже инфляция может вырваться из-под трехпроцентного потолка. Такая политика - путь к развалу зоны общей евровалюты в среднесрочной перспективе.

Таблица

СПРАВКА «БелГазеты». Невыполнение с помпой принятого десятилетнего плана разрушает имидж ЕС и укрепляет уверенность евроскептиков в том, что за фасадом красивых слов скрывается смысловая пустота. Но у Брюсселя нет ни полномочий, ни средств выполнять пять основных положений ЛС - это задача национальных правительств: инновации; либерализация; реформа делового климата и изменение отношения к предпринимательству; занятость и социальный охват; устойчивое развитие и окружающая среда.

СКАНДИНАВСКАЯ НЕКОПИРУЕМАЯ МОДЕЛЬ

Швеция и Дания занимают верхние строчки в рейтинге выполнения положений ЛС. Авторы стратегии хотели бы, чтобы таким был весь Евросоюз: высокие налоги, щедрые соцвыплаты, конкурентные рынки и даже высокая степень гибкости рынка труда. Плюс почти полная прозрачность всех операций государства. Но даже в Скандинавских странах эта уникальная модель начала давать сбои. Например, в Швеции один из самых высоких уровней безработицы среди молодежи. Пользуясь щедрыми медицинскими пособиями, население предпочитает «болеть».

(На фото: Премьер-министр Венгрии Ференц Дюрчань покинул Брюссель в расстроенных чувствах: Старая Европа отказалась оплачивать макроэкономические провалы «новичков»)

Если взять от скандинавской модели бюджетную часть и модель распределения, а не свободную торговлю и открытую конкуренцию, можно быстро попасть в номенклатурно-олигархическую ловушку. «Трудно избежать вывода о том, что многие правительства безрассудно потратили возможности реформирования, которые появились в результате благоприятной экономической ситуации 2000-07гг. ЕС вступил в период, который обещает быть продолжительной и глубокой рецессией. Проведение реформ, вероятно, будет затруднено перед лицом растущего социального недовольства и протеста. Действительно, существует риск, что правительства поддадутся искушению свернуть реформы, разрушить единый рынок и отказаться от единой валюты».

Франция, Германия, Италия, Испания и Британия производят 75% ВВП ЕС. От того, как будут себя вести правительства этих стран, зависит судьба всего Евросоюза. Поскольку у власти здесь находятся убежденные интервенционисты, ожидать прорыва к новому качеству не приходится. В новых странах ЕС проблем гораздо больше.

Так, Венгрия, сделав акцент на внешние заимствования и огромные бюджетные расходы, провалила макроэкономическую политику и вынуждена за это платить, в т.ч. ресурсами МВФ и ЕС. По выполнению критериев ЛС Польша на 24-м месте из 27. В этой стране один из самых зарегулированных рынков труда, неблагоприятный бизнес-климат, а низкий уровень инвестиций и инновационной деятельности не позволяют строить оптимистические планы на долгосрочный устойчивый рост.

Так что провал ЛС симптоматичен. Время романтики и рыночного оптимизма прошло. 
Добавить комментарий
Проверочный код