Воскресенье, 11 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№8 (680) 02 марта 2009 г. Визави

Рынок временно недоступен

02.03.2009
Импорт прижмут ещё жёстче

Марина ГУЛЯЕВА

«Нужно уже приходить к чему-то, - заявил на минувшей неделе министр экономики Николай Зайченко, говоря об ограничении ввоза потребительских товаров. Ради этого министр потребовал повысить ввозные таможенные пошлины. Некоторые белорусские производители уже избрали свой путь борьбы с импортом, почти буквально копируя упаковку и дизайн мировых брендов.

На прошлой неделе распространенность этой практики подтвердил один из лидеров отечественного рынка косметики - компания «Модум - наша косметика». Сайт marketing.by предложил найти десять отличий между L’oreal Men Expert и «МодумMen Expert». Обозреватель «БелГазеты» попыталась найти эти десять отличий в беседе с председателем правления СП ОАО ПКФ «Модум - наша косметика» Виктором ЛОБКОВИЧЕМ и убежденным потребителем зарубежного товара Кириллом КАЛИТОЙ.

Виктор ЛОБКОВИЧ: «Весь мир на этом живёт»

- В различных слоях общества импортозамещение вызывает плохо скрываемое ерничанье...

- Вы имеет в виду заметку о нашей продукции на сайте marketing.by? Зря у нас так относятся к импортозамещению. Хотя такие настроения были еще в XIX в. В России всегда французскую косметику и парфюмерию предпочитали российской, несмотря на то, что в те времена были такие замечательные фабриканты, как Брокар, Остроумов и др. Но их продукция пользовалась популярностью у населения с небольшими доходами, знать же предпочитала только французское. Сегодня происходит то же самое. Мы до сих пор сохранили убежденность в том, что если парфюмерия, то непременно французская.

- Вряд ли такая убежденность возникла на пустом месте…

- Может быть, люксовые бренды заслужили право называться лучшими, но что касается массового сегмента, то я могу уверенно сказать: белорусская косметика не уступает ни французской, ни американской, ни любой другой.

Но нас почему-то все время сравнивают: ведь это же хуже, чем импортное! А мы как-то провели эксперимент: купили зубную пасту разных производителей и дали попробовать группе потребителей, не указав торговую марку. И большинству не понравились именитые бренды. Я вам больше скажу: посмотрите, где они выпускаются? Made in China! Вы посмотрите, какого они качества! Наша зубная паста получает награды и призы уже почти десять лет, а мы импортируем «шило» из Китая!

- Раскрученные бренды легко упрекать, как и легко использовать их дизайн, что сделали и вы - фактически полностью скопировав упаковку L’oreal Men Expert…

- Еще в 2007г., когда даже не вышла реклама L’oreal Men Expert, мы зарегистрировали в России и Беларуси торговое название Men Expert. L’oreal как транснациональная компания имеет такие возможности и ресурсы, которых у нас нет. Да, мы воспользовались их цветовым решением и не скрываем этого. Но не более. Весь мир на этом живет! Все у кого-то что-то подсматривают и используют - в одежде, машинах, песнях. В этом ничего особенного нет!

- Как вам инициатива Минэкономики?

- Я не сторонник репрессивных мер. Но когда мы покупаем китайское, мы поддерживаем их рабочих, а не наших!

- Достаточно ли тех шагов, которые делает государство для поддержки импортозамещения?

- Во времена СССР в Беларуси не было своей косметической промышленности. Сейчас она есть, но ее до сих пор не признают. Ее просто не замечают. Хотя, как мне кто-то говорил, в Беларуси зарегистрировано около сорока предприятий, выпускающих косметику и парфюмерию. Это ведь немало, правда? А у нас даже нормы, которые к нам применяют санитарные органы, были разработаны для пищевой промышленности. Но ведь мы не пищевая промышленность.

Поэтому для начала нас нужно хотя бы заметить и предоставить нам преференции, которые предоставляются легпрому, некоторым отраслям пищевой промышленности, например пивной. Нужно создавать такие условия, чтобы к нам приходили транснациональные корпорации и создавали производства своих брендов. Все-таки есть разница: они в рыночной экономике с XVIII в., а мы - каких-то 15 лет. Молодым и маленьким нужно помогать. Поэтому пусть они продают свою продукцию у нас, но пусть она производится здесь. Пусть они построят здесь завод!

- Есть ли такой продукт на косметическом рынке, который вы хотели бы «импортозаместить»?

- Да мы все можем производить сами! Вся линейка в масс-маркете может производиться белорусскими производителями. Хотите помаду? Пожалуйста! У нас есть «Белордизайн», который делает прекрасную помаду! Хотите духи? У нас есть компания «Дилис», которая использует все наработки и создает прекрасные духи. Хотите зубную пасту? Ее делает компания «Модум». Нет такого ноу-хау на Западе, которое не могли бы сделать белорусские производители косметики.

- Как вы относитесь к присутствию на рынке российских косметических марок? Нужно ограничивать их ввоз?

- Мы ведь живем не за колючим забором, отгородившись от всего мира. Пусть присутствуют. Мы в рыночной экономике.

- Что стратегически важнее: инвестировать в импортозамещение или развивать экспортные производства?

- Одного без другого не бывает. Если мы не будем развивать косметическую промышленность, не будет экспортного потенциала.

- Наша программа импортозамещения по отбору стратегических предприятий и отраслей весьма близка к российским нацпроектам, в основе которых не рыночный, а административный отбор нуждающихся в преференциях компаний. Вы удовлетворены системой выбора стратегических производств для импортозамещения в Беларуси и уровнем их поддержки?

- Конечно, молотки и лопаты не должны импортироваться. Это нонсенс! Я думаю, мы можем производить люксовые бренды с помощью производителей, все остальное можем делать сами. С другой стороны - нужно ли? Разумно отталкиваться от объема потребления каждого продукта.

Я не считаю нужным наличие финансовой поддержки со стороны государства. Деньги должны предоставлять банки - это должен быть нормальный бизнес, если мы говорим о рыночной экономике. Иначе это расхолаживает. Представьте, «Модуму» дали $100 млн. Ну не отлично ли? У меня есть $100 млн., зачем мне что-то делать?

- Можно попытаться создать оригинальное цветовое решение для нового бренда, чтобы не копировать L’oreal

- Я уже говорил вам, что наш срок существования ничтожен по сравнению с L’oreal. Мы всегда будем младенцами по сравнению с этой маркой и другими мировыми брендами.

- Судебных претензий не боитесь?

- Я хотел бы в них поучаствовать! Любой пиар важен.

- А насколько банки готовы участвовать в программе импортозамещения?

- Чтобы получить кредит, у нас уходит более трех месяцев, никаких льгот нет. Хотя в кредитной политике должны быть преференции для национального производителя.

- Какие товары лично вы выбираете как образец удачного импортозамещения?

- Практически все белорусские продукты питания. Хотя йогурты - российские. Если бы компания «Данон» построила у нас свой завод, то, во-первых, цена была бы меньше, а во-вторых, это уже была бы своя марка. Одежду предпочитаю иностранную, косметику - наполовину белорусскую, наполовину - западную.

- Торговые сети вынуждают брать многие позиции отечественных товаров на реализацию, грозя санкциями…

- Вынуждают? Да ладно! В первый раз слышу! У нас нет такой преференции. На самом деле все определяет расторопность менеджера: чем расторопнее наш менеджер, тем лучше мы представлены. Чем расторопнее менеджер российского «Черного жемчуга», тем лучше его продукция выложена.

- Может ли импортозамещение стать основой новой модели белорусской экономики?

- Почему нет? Посмотрите на Польшу, которая сегодня стала одним из европейских центров производства товаров народного потребления.

Нужно менять технологии, устанавливать современное оборудование. На нашем предприятии весь парк оборудования новый. Все, конечно, зависит от руководства предприятия. Да, у нас много госпредприятий, но их руководство должно подходить к ним как к собственным. Не по принципу, что завтра я буду иметь шикарный дом и яхту, я здесь Бог и хозяин. Ты Бог и хозяин только в том случае, если что-то делаешь для этого предприятия.

- Не опасаетесь, что просвещенного потребителя, который, возможно, мог бы заинтересоваться вашей косметикой, оттолкнет откровенное копирование дизайна L’oreal?

- А пусть попробуют наш продукт и сравнят его с L’oreal. Содержимое, а не упаковку.

СПРАВКА «БелГазеты». Виктор Лобкович родился в 1967г. в Минске. Окончил экономический факультет БГЭУ. С 1993г. - председатель правления СП ОАО ПКФ «Модум - наша косметика».

Кирилл КАЛИТА: «ЭТО ПЛАГИАТ БЕЗ ССЫЛКИ НА ИСТОЧНИК»

- Вы знаете белорусскую косметику «Модум»?

- Да, конечно. Еще давным-давно меня удивляла их реклама, потому что они все время использовали интересные слоганы, например «Модум - наша косметика! Следи за мордой!» Буква «р» зачеркнута.

- Вы стали следить за модой, которую диктует «Модум»?

- Нет, конечно! Я выбираю иностранную косметику. Вероятно, все дело в рекламе.Заставить меня пользоваться белорусской косметикой практически невозможно.

- Пытаются ли белорусские производители что-нибудь сделать, чтобы завоевать ваш выбор?

- Нет. Может, я не туда смотрю… Кстати, я не могу купить белорусский товар в т.ч. потому, что не могу найти то, что мне нужно. Я не воспринимаю отечественное как качественное - во всяком случае, значительную его часть. Этот товар либо устарел, либо некачественный, либо, как в старом анекдоте, - одно и то же вино разливают по разным бутылкам.

- Программа импортозамещения - это попытка создать новый качественный белорусский продукт?

- Я так понимаю, что программа импортозамещения нацелена на то, чтобы оставить в стране валюту. Мне это кажется неразумным: создавать импортозамещение на падающем спросе? Замещай не замещай, но спрос-то падает! Тем более продукция местного производителя дороже. Есть такие коктейльные импортные вишенки - они в магазине дешевле, чем наш крыжовник. А везут эти вишни из Китая. Какие должны быть расходы, чтобы произвести эту вишню, красиво упаковать, привезти сюда, растаможить, сертифицировать, продавать в магазине с наценкой, но все равно она будет дешевле, чем крыжовник? В который наш производитель не вкладывает столько, сколько китайский в свою вишню. У белорусского производителя нет тех фиксированных расходов, которые есть у иностранных производителей. Хорошо, коктейльная вишня не яркий пример. Нужно найти такой продукт, который наши производители успешно производят.

- Как насчет пива?

- Вы считаете наше пиво вкусным? Я не могу пить белорусское пиво!

- Тогда тем более нужно научиться делать его качественным!

- Гашек сказал, что «если чехи не научатся фильтровать и газировать пиво, оно так и останется невкусным пойлом». Да, нужно учиться. Недавно у нас начали делать ноутбуки, и это не вызывает ничего, кроме смеха. Они не белорусские ни в чем, кроме места, где их собирают.

- Известнейшие европейские марки одежды шьют в Индонезии, Китае…

- Отлично! Почему бы нам не стать Индонезией? Нет, не стать: у нас очень дорогой труд. Вообще, а для чего нам нужно импортозамещение? Чтобы защитить отечественного производителя? А зачем?

- Ну хотя бы для того, чтобы сохранить и увеличить рабочие места…

- Даже если при этом рабочие ничего не делают? Или работают три дня в неделю? Мне кажется, это близко к коммунизму, когда практически ничего не делают, а зарплату получают. И не важно, что ты производишь.

Буквально месяц назад в США попытались ввести не то чтобы импортозамещение, а предположили в одном из своих планов по спасению экономики, что нужно использовать ресурсы для поддержания своих производителей, в т.ч. ограничить закупки госорганов только местными товарами. ЕС и Япония отреагировали в течение трех часов! Заявив, мол, у нас тут единая зона торговли и ВТО, которая запрещает преференции в отношении друг друга, наши рынки должны быть открыты для капиталов, товаров и трудовых резервов и т.д.

Мы должны импортозамещать то, что выбрал потребитель, т.е. то, что мы умеем делать хорошо. Скажем, мы запросто можем бороться с другими производителями льна.

- Так вы за импортозамещение, но в единичных производствах?

- Я вообще против импортозамещения, т.к. оно расслабляет отечественного производителя. А производитель всегда должен быть уверен в том, что он находится на вершине конкурентной пирамиды.

- Глава «Модума» говорит, что «молодым и маленьким нужно помогать», а международные бренды должны открывать производство в Беларуси…

- Но это глупо. Пусть «Боинг» приходит в Беларусь и собирает у нас свои самолеты. Сколько нам надо? Семь штук за десять лет? Пусть собирает! Но это же будут очень дорогие «боинги», потому что фиксированные затраты остаются.

Я - за свободную экономику. А что касается импортозамещения, то должны быть не искусственно созданные ограничения, а естественные, которые делают производство у себя выгоднее.

Но я действительно не считаю, что импортозамещение может помочь нашей экономике, особенно сейчас, когда происходит сокращение потребления. И я не верю, что эти созданные продукты будут пользоваться спросом.

Алкоголь - достойный пример? У нас многие дамы любят «Мартини». Вы будете пить белорусский вермут вместо «Мартини»? А почему нет? Это же вермут!

Именно поэтому я до сих пор не могу купить хороший телевизор. Есть только китайские, которые называются белорусскими.

- А вы попробуйте купить…

- Да не хочу! Мне нужны определенные размеры и характеристики, которых у наших производителей нет!

Нужно еще импортозаместить Интернет, чтобы всякие идеи оттуда не появлялись…

- Есть ли белорусские товары, которые вам нравятся?

- Гречка китайская, велосипед российский, косметика импортная… Есть хороший белорусский товар - хрусталь завода «Неман»! Я в полном восторге - он прекрасен! И этот продукт стал таким исключительно в силу естественного развития. У них были проблемы с кадрами, с производством. Но что для этого делает рачительный хозяин? Как в старом анекдоте, он не кровати меняет, а девочек. Создали нормальную бизнес-стратегию, отработали маркетинговую кампанию, хотя она меня не впечатляет. Но для меня дело не в рекламе, я знаю, что это продукт хорошего качества.

- Как производители должны выстраивать отношения с торговыми сетями?

- Чтобы они покупали их товар? Мне кажется, что патриотизм - это последнее убежище негодяев. Поэтому провозглашать «Купляйце беларускае!» нужно только в том случае, если оно лучшее. Чем хороша белорусская одежда? Тем, что лекала хорошие, они под белорусскую фигуру скроены. Ведь никуда не денешь десятилетия исследований! Иностранную рубашку нужно выбирать очень долго: если по воротничку подходит, то по животу - нет…

- За счет чего страна может ликвидировать отрицательное внешнеторговое сальдо?

- У нас есть парк высоких технологий, который, без всякой иронии, выпускает товары. Например, рации, которые я видел в такси, на которых почему-то стоит логотип Motorola. Пока мы будем думать, что где-то можно взять чей-то логотип и потому продать дороже, до тех пор наше сальдо будет негативным. Пока мы сами не научимся что-то делать.

- Как вы оцениваете копирование компанией «Модум» графического решения L’oreal?

- Нельзя заработать на лжи. Это уже не цитата, а плагиат без ссылки на источник.

- Но у «Модума» и международных компаний действительно разные возможности…

- Может «Модум» хочет намекнуть L’oreal, что они не возражают, если их купят, и что для этого они уже почти все сделали?

- В «Модуме» убеждены, что эта идея не оттолкнет просвещенных потребителей. Более того, они предлагают попробовать…

- Я не соглашусь. Потребление косметики - это вопрос престижа, который находится исключительно в голове. Человек, который использует косметику, похожую на L’oreal, но знает, что это «Модум», - знает, что он притворяется. Что он сам ненастоящий.

СПРАВКА «БелГазеты». Кирилл Калита родился в 1977г. в Минске. Окончил негосударственный институт права по специальности «правоведение». Последние 10 лет работает перестраховочным брокером в представительстве иностранной компании.
Добавить комментарий
Проверочный код