Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
Количество проголосовавших: 79
это эксцесс исполнителя
 2.53%
после информобработки Украины настала очередь РБ
 31.65%
это заказ Кремля
 31.65%
атака СМИ - вымысел оппозиции
 12.66%
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
 7.59%
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
 13.92%
№8 (680) 02 марта 2009 г. Личный вкус

Прэм’ер Тузін’08

02.03.2009
CD-обзор

Татьяна ЗАМИРОВСКАЯ

Песьні-пераможцы гіт-параду «Тузін гітоў». BMAGroup, 2009

Очередной отчетный сборник от поразительно долгоиграющего портала «Тузін гітоў» представляет то, что за год случилось с белорусскоязычной музыкой. Так и хочется узнать, что с ней происходит: очень уж притягателен дизайн диска со схематичным пурпурным эмо-утюгом. Кстати, когда вставляешь диск в компьютер, он продолжает радовать дизайнерскими решениями: там можно почитать историю каждой из песен (например, когда IQ48 решили написать песню «Гэй, наперад!» на стихи Янки Купалы, они не знали, что это Янка Купала), а также наиболее хлесткие отзывы приглашенных экспертов хит-парада. О той же песне Адам Глобус говорит: «Да не про нас она, потому что у нас никто никуда не идет. Сидят, как мыши под веником». Но некоторые, по его словам, все-таки начинают бороться.

Об этом и повествует белорусская музыка 2008-го: из нее исчезли аллегории и метафоры, зато появился дух идиотской и оголтелой веселой борьбы. Беспричинная белорусская «туга» и «нуда» уступили место панковской прямолинейности - не случайно диск открывается бодрым диско-фанком IQ48, выгодно сочетающим гитарную отрывистость с тягучими, вязкими звуками саксофона. Не менее хороши и уже распавшиеся могилевские панки «Глюки», и неожиданные Jab Club, своим акустическим рэгги-фьюжном похожие на «Бумбокс» и группу 4’nizza. Neuro Dubel презентуют злобную диско-песню про «підарасаў», могилевская же Nevma валит олд-скульный, но прямолинейный хард-рок с эмо-вокалом. B:N: с Лявонам Вольскім поют о погибших поэтах, а брестская «Сьцяна» в своем стремлении к совершенству заиграла почти арт-рок.

Группы, исповедующие более мягкую стилистику, звучат не менее прямолинейно. Osimira исполняют некий сплав, концентрат фолка: четко скомпонованный, без лишних деталей, почти академический. Правда, варган у них не к месту. Зачем белорусской фолк-группе варган? Все равно ни один местный коллектив не умеет нормально на нем играть.

Группа «Рокаш» тоже исполняет акустик-фолк с опасно трогательной дудочкой и налетом фэнтези и арт-рока: по сути, у них получается какой-то Blackmore’s Night. Эта эльфийская атмосфера разбивается суровой бардессой Татьяной Белоногой, которая надрывным голосом, как на Страшном суде, леденяще вещает: «Человек начинает гнить со слова». Эта девушка - почти Патти Смит - очень хорошо звучала бы не в акустической фолк-версии, а в рок-аранжировке.

Не менее логично звучит в сборнике группа ILO&Friends из Белостока. Там тоже есть белорусская музыка, пусть и полностью оторванная от контекста. Наша белорусская музыка тоже оторванная, поэтому разницы не чувствуется. А вот песня J:Морс «Зорка Вэнэра» вообще, кажется, лучшая на сборнике.

В бонусной mp3-секции альбома (плюс 30 песен) есть несколько «шкафов со скелетами»: там прячется унылое наследие 90-х. Это и депрессивный хард-кор с девичьим вокалом, и гипермелодичные песни на засевшие в подсознании мелодии западных исполнителей, и похмельный белорусский рэгги, и никому не интересный после распада Gods Tower языческий шаманизм. Есть и приятные моменты: Николай Арутюнов поет с «Крамой» песню «Бяжы, бяжы, хлопец», Вольский выдает Элвиса, легендарные «Голая манашка» возвращаются с новой песней, песня Помидорова «Кола» радует умопомрачительными гитарными риффами, а Алексей Хлестов и ВИА «Харли» доказывают, что белорусская поп-музыка до сих пор старается равняться на «Песняров» (кстати, «Песняры» тоже есть в сборнике). А прекрасный двухминутный трэк группы «Яр» про Ванечку достоин основной «дюжины».

Радует, что из сборников «Тузiна» изсчезла маргинальность. Туда может попасть исполнитель любого, даже самого «попсового» жанра, только бы он пел хорошо и по-белорусски. Идеологическое упрямство и «моўнае» высокомерие создателей портала все-таки оправдалось и даже принесло плоды: на время создания «Тузіна» часть исполнителей, присутствующих в сборнике, вообще не пела на белорусском. И речь не только об Арутюнове.
Добавить комментарий
Проверочный код