Воскресенье, 11 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№8 (680) 02 марта 2009 г. Экономика

Оранжевые песни

02.03.2009
Расклад недели

Сергей ЖБАНОВ

На прошлой неделе международное рейтинговое агентство Standard&Poor’s (S&P) снизило суверенный рейтинг Украины до уровня ССС+. По шкале агентства эта категория рейтинга подразумевает опасность, нависшую над исполнением кредитных обязательств заемщика, которая отныне «целиком зависит от благоприятных деловых, финансовых и экономических условий».

Когда-то советские дети любили распевать о том, как «дядя посмотрел вокруг и тогда увидел вдруг: оранжевое небо, оранжевое море, оранжевая зелень, оранжевый верблюд, оранжевые мамы оранжевым ребятам оранжевые песни оранжево поют». Нет, эта песня не об уровне опасности теракта в отдельно взятой стране и не о символе революции на Украине образца 2004г. В данном случае это просто детская лирика, а не предупреждение о надвигающемся на Украину дефолте. Для оценки финансового состояния страны и ее кредитоспособности международные рейтинговые агентства используют не цветовую гамму, а более строгие индикаторы.

Например, кредитные рейтинги. Если известно, что долгосрочный суверенный кредитный рейтинг Беларуси по оценке агентстваS&P для обязательств в инвалюте - В+, то с его помощью легко убедиться: финансовое состояние Беларуси несколько лучше, чем Украины, но пока еще хуже, чем Латвии, рейтинг которой упал теперь до уровня ВВ+. Проведя расчеты и сравнив их результаты, международные эксперты давно уже составили список восточноевропейских стран, больше остальных пострадавших от мирового экономического кризиса. Примечательно, но в этом списке Беларусь не значится, хотя там присутствуют Венгрия, Латвия, Болгария, Сербия и Украина.

Очередное снижение рейтинга Украины имеет веские основания. Так, по мнению экспертов агентства, «возрастающие риски неисполнения условий соглашения между Украиной и МВФ о предоставлении стабилизационного кредита» обусловлены отсутствием единства в позиции украинских властей по вопросам корректировки бюджета и реформирования банковской системы. Не обнаружив в Киеве единого центра принятия решений, эксперты агентства бесстрастно констатируют: налогово-бюджетная система Украины неустойчива, и «экономическая ситуация в стране усугубляется отсутствием легкодоступных источников внешнего финансирования бюджета». Иными словами, эксперты сомневаются в способности Украины, ее банков и компаний найти сравнительно дешевые источники для внешних заимствований и в связи с этим дают негативный прогноз, предполагающий дальнейшее снижение суверенного кредитного рейтинга, что лишь усугубит и без того тяжелую ситуацию с поиском кредитных ресурсов.

Когда западные кредиторы хотят оценить риск, то в первую очередь вспоминают о рейтинге страны. И если его уровень относится к категории С, а погашение долга страной оценивается в размере не более 30-50%, то страна не может рассчитывать на недорогие кредиты, необходимые для рекапитализации банковской системы и стабилизации курса национальной валюты.

С коммерческими кредитами для Украины дело обстоит еще хуже, поскольку в условиях кризиса иностранные кредиторы, стремясь застраховаться от риска невозврата средств, для расчета процентов по кредиту активно начинают использовать Credit Default Swap (CDS). В этом случае проценты по кредиту считаются следующим образом: LIBOR + ставка, зависящая от CDS страны (или компании), + комиссия банка. При таком подходе ставка кредита (например, через евробонды, выпущенные страной) увеличивается в два-три раза, что и делает неподъемной стоимость любого коммерческого кредита для Украины и ее банков.

СПРАВКА «БелГазеты». Credit Default Swap (CDS) - «Дефолтный своп» - контракт, в соответствии с которым в случае наступления определенного кредитного события продавец кредитной защиты соглашается выплатить покупателю определенную сумму (как правило, номинал за вычетом восстановленной стоимости долга). CDS часто служат индикаторами изменения оценки риска инвестиций в тот или иной актив. По CDS кредитоспособность Украины оценивается на уровне 2000 пунктов (20-процентная вероятность дефолта). Между тем в августе 1998г. в ситуации дефолта CDS России был равен 760. Беларусь евробондов не выпускала и поэтому не имеет соответствующего индикатора.

Во время кризиса все развивающиеся страны спасают свою экономику за счет внешних кредитов, отличающихся лишь ценой. Поэтому практическая польза подобных индикаторов очевидна. Им кредиторы доверяют больше, чем заявлениям политиков любого ранга. Если индикаторы свидетельствуют о высокой степени опасности дефолта, то ни одна страна или международная кредитная контора не станет рефинансировать долги Украины. Кстати, Россия вообще не ведет переговоров о предоставлении кредитов Украине, о чем на днях заявил вице-премьер РФ, министр финансов Алексей Кудрин.

В сложившейся ситуации украинскому правительству придется согласиться на условия МВФ, предусматривающие дальнейший рост акцизов и коммунальных тарифов наряду с замораживанием пенсий. Если Украина не хочет лишиться $12 млрд. помощи, уже заложенной в бюджет на 2009г., стороны, вне всяких сомнений, обязаны договориться. Никакой реальной альтернативы этим средствам не существует. Иначе над Украиной взовьется уже не оранжевый, а багряно-красный флаг бедствия.
Добавить комментарий
Проверочный код