Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
Качественные шкафы от производителя! Разнообразие стилей и материалов
svstill.ru
№6 (678) 16 февраля 2009 г. Радости жизни

«Джазу не привыкать к безденежью»

16.02.2009
Кирилл Мошков о том, что придёт на смену «бизнесу по продаже воздуха»

Кирилл БОРИСЕНКО

С 10 по 12 февраля под патронатом Михаила Финберга и Национального концертного оркестра Беларуси прошел фестиваль «Минский джаз-2009». Роль ведущего фестиваля вновь была доверена Кириллу Мошкову - российскому джазовому журналисту, редактору веб-портала «Джаз.ру» и одноименного печатного издания. Корреспондент «БелГазеты»  побеседовал с почетным гостем «Минского джаза» о джазовой обстановке в Беларуси и влиянии на джазовую активность пресловутого кризиса.

МЕЖДУ ФИНБЕРГОМ И ШИППОМ

- Фестиваль «Минский джаз» часто воспринимают как «фестиваль одного человека» -Михаила Финберга,его оркестра и его музыкантов…

- Ну почему же «одного человека»? Он приглашает солистов, приглашает ансамбли из других стран. В то же время крупнейший в плане медиа-известности фестиваль в Москве, «Триумф джаза» - это тоже «фестиваль одного человека», Игоря Бутмана. Обязательно, на фестивале играет его оркестр - и ничего удивительного в этом нет. Люди, которые организуют фестиваль - не боги: они не выступают с позиции абсолютной объективности и отстраненности. Естественно, у них есть какие-то свои интересы. И если оркестр Финберга обладает достаточным ресурсом для проведения своего фестиваля, то флаг ему в руки. Просто фестивалей должно быть больше. На миллионный город 1 фестиваль, 2 фестиваля, 2,5 фестиваля - очень мало. Фестивалей должно быть по крайней мере полдюжины в год - чтобы можно было говорить о нормальной джазовой фестивальной жизни. Я больше чем уверен, что у Минска это еще впереди - музыкантов достаточно высокого уровня здесь много.

- В Москве прошел концерт Мэтью Шиппа, знаменитого американского авангардного пианиста. Вам, наверное, хотелось попасть на этот концерт, а вы вынуждены были поехать в Минск…

- Да, Мэтью Шипп выступал в Москве 11 февраля. Я возглавляю журнал «Джаз.ру», но я - не единственный человек, который его делает. У меня есть корреспондент, который специализируется на авангардных музыкантах, он и пошел на концерт.

Я 11 лет возглавляю «Джаз.ру», и до этого писал о джазе. У меня период, когда хочется быть везде и написать обо всем, далеко позади. Музыки намного больше, чем я могу услышать сам. Если я один буду писать обо всем, что происходит, то, во-первых, очень быстро испорчусь, а во-вторых, это будет не так интересно для читателя.

«Я ОБЪЯВЛЯЮ, КТО БУДЕТ ВЫСТУПАТЬ СЛЕДУЮЩИМ»

- Вы уже третий раз приезжаете в Беларусь в качестве ведущего фестивальных программ. Чья это инициатива и как сложились ваши отношения с Беларусью?

- Инициатива исходила от Финберга. Мне позвонили 3 года назад и пригласили провести концерт. Поскольку время от времени я веду фестивали и концерты в России, то, как только мы достигли определенного консенсуса, я с удовольствием согласился. Кто Михаилу Яковлевичу подсказал мое имя? Я предполагаю, что это был Владимир Борисович Фейертаг из Питера, гораздо более активный ведущий концертов, чем я. Просто сейчас в связи с возрастом он немножко сокращает свою активность.

- Сложилось ли у вас свое представление о белорусской джазовой среде?

- Поездки на фестивали, которые проводит Финберг, - далеко не единственное мое знакомство с музыкой Беларуси. Еще в 90-е гг. я часто бывал в Минске, делал попытки проводить здесь джазовые фестивали под другими флагами. В Москву часто приезжают музыканты из Беларуси, несколько лет назад я видел отличный концерт Apple Tea в Киеве. Так что какое-то представление о белорусской джазовой школе я имею. Описывать ее в терминах «хуже-лучше» - занятие неблагодарное. Все мы - джазовая провинция. И Россия тоже джазовая провинция, по сравнению с Нью-Йорком. Каждая такая небольшая школа исследует свою собственную музыкальную культуру - и чем быстрее она преодолевает вторичность по отношению к американской культуре, тем лучше для нее.

- Какова ваша роль на фестивале «Минский джаз»? Ведущий концерта, человек, который объявляет следующего исполнителя?

- Да, я объявляю, кто будет выступать следующим. Есть мнение, что ведущим может быть любой говорящий человек. Я работал много лет на радио, какой-то опыт публичной речи у меня есть. Но я наблюдал несколько раз, как один джазовый фестиваль в Москве ведет замечательный, выдающийся академический музыковед, который о джазе ни сном ни духом не ведает. Джаз ему просто «в общем, нравится». И вот выходит человек на сцену - и говорит благоглупости. Потому что не понимает, о чем говорит. Называет музыкантов - а на сцену выходят музыканты другие: он просто не знает, что в джазе составы, как правило, летучие. И интерес ведь не в том, как долго музыканты работают в одной группе друг с другом, а как они свой огромный опыт работы с другими музыкантами могут соединять в новых комбинациях. Музыковед этого не знает, а публика хохочет. Вот этих ситуаций я, надеюсь, могу избежать.

ДЖАЗУ К КРИЗИСУ НЕ ПРИВЫКАТЬ

- Как удалось сделать из проекта «Джаз.ру» то, чем он на сегодняшний день является, - довольно авторитетную джазовую веб-площадку?

- Короткий ответ: с трудом. Конечно, это - бизнес; конечно, он приносит определенные дивиденды. Я не могу сказать, что мы все катаемся на «мерседесах», но это бизнес, который сам себя кормит. Он позволяет нам заниматься только этим делом и работать над его расширением.

Американские джазмены говорят: если бы я хотел зарабатывать деньги, я бы пошел в дантисты. Чтобы делать джаз, нужна определенная доля фанатизма. В нашем официальном пресс-релизе в связи с выходом первого номера «Джаз.ру» на бумаге была такая последняя строчка: «И да, мы все четверо - совершенно сумасшедшие». И это правда.

- В условиях экономического кризиса остро ли встает вопрос выживаемости «Джаз.ру» в частности и джазовых журналистов вообще?

- Джазу не привыкать к безденежью. Джаз в этих условиях живет все 100 лет своего существования. Это самый низкооплачиваемый сегмент в музыкальной индустрии. Не потому, что он плохой - наоборот, потому что он требует аудитории с достаточно высокой общей эстетической подготовкой. Джаз (и еще в большей степени - академическая музыка) требует вовлечения и поглощения слушателя. Это далеко не всякому под силу. Поэтому абсолютно естественно, что у джаза - довольно узкая аудитория. В общемировом масштабе - до 3,5% всей аудитории.

Другое дело, что кризис ударил по нашим рекламодателям - и нам приходится удваивать и утраивать усилия по поиску рекламы. Мы выживаем только на рекламе - не на розничных продажах, конечно. Если просто сидеть и ничего не делать, будь ты хоть зубным врачом, хоть джазовым журналистом, у тебя ничего не выйдет…

- Из Минска кажется, что джазовая жизнь в Москве только активизировалась с наступлением кризиса - открываются новые клубы, постоянно проходят новые концерты…

- Так всегда бывает в период кризиса. «Джаз.ру» как коммерческий проект (тогда еще чисто интернет-проект) возник как раз в 1997-98гг., в разгар кризиса - и был куплен инвестором, с которым мы потом проработали 5 лет. Нынешний кризис в определенном смысле оздоравливает экономику и те области жизни, которые на ней наросли. В Москве было огромное количество «индустрии воздуха», которая продавала то, чего нет: рынок интернет-рекламы, бизнес по перепродаже денег. На фоне исчезновения этой дутой массы у людей с интересными бизнес-моделями и достаточным запасом устойчивости на рынке есть замечательный шанс.

Открылся новый клуб. Этим клубом руководят люди, у которых - значительный запас прочности. К тому же шоколадные конфеты - а их основной бизнес связан с ними - будут продаваться всегда. Я этому клубу могу только пожелать огромного успеха.

ФЕСТИВАЛЬ «МИНСКИЙ ДЖАЗ-2009». КИРИЛЛ МОШКОВ РЕКОМЕНДУЕТ:

«Время выбрало джаз» - программа, посвящённая Эдди Рознеру

Чем больше мы обращаемся к своим корням, тем крепче мы на них стоим. В Беларуси есть свой джазовый опыт - связанный с тем, что в начале Второй мировой войны с Запада, спасаясь от фашистов, в БССР попал оркестр Эдди Рознера и почти в полном составе здесь был принят на работу. Обладая этим опытом, его нужно вспомнить, поднять - а музыка там игралась потрясающая! Конечно, она немножко наивно звучит с позиций сегодняшнего дня. Но ведь и Рознер был мастером, и музыканты у него играли высочайшего уровня. Это был первый случай, когда музыканты с европейским именем оказались на нашей сцене.

Вокалист Тай Стивенс (США)

Тай Стивенс - пока не очень известный вокалист по причине молодости. Его профессиональная деятельность началась с джазового танца. Потом переквалифицировался в вокалисты - у него прекрасный голос, прекрасная артистическая подача. Я видел Стивенса с ансамблем Олега Бутмана прошлым летом - интересный вокалист.

Ансамбль «Зелёная волна» под руководством Александра Осейчука (Россия)

Александр Васильевич, может быть, не очень яркая звезда, широко известная публике, но на его деятельности основано будущее российского джаза. Он профессор российской Академии музыки им. Гнесиных, где ведет класс джазового ансамбля. Он воспитал гигантскую плеяду современных солистов, которые сейчас составляют практически весь золотой фонд современного российского джаза. Нынешний состав его «Зеленой волны» - это очередное новое поколение музыкантов. Он берет совсем «зеленых», только приехавших в Москву студентов, ставит в свой ансамбль - и через 3-4 года они выходят крепкими, готовыми мастерами.
Добавить комментарий
Проверочный код