Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№6 (678) 16 февраля 2009 г. Мнения

В тумане ёжиков не видно

16.02.2009
Окончательный анализ c Александром САМАНКОВЫМ



Еще в разгаре споры о причинах глобального кризиса, но уже сейчас можно сделать первые выводы, за чей счет государства собираются решать экономические проблемы.

В общих чертах программы правительств по преодолению кризиса сводятся к четырем разделам: помощь финансовой сфере, реальному сектору, населению, совершенствование контроля и управления. Похоже, никто существующую экономическую систему кардинально менять не намерен и ни финансовой, ни политической властью делиться не будет. Реакцией западных правительств на падение финансовых рынков была и остается банальная накачка банковских систем деньгами налогоплательщиков.

Получили крупные денежные вливания в уставные фонды и белорусские госбанки. При этом деньги у наших налогоплательщиков были изъяты дважды. Первый раз, когда населением и предприятиями были уплачены собственно налоги. Второй раз - в результате «девальвационного» налога.

Около 200 млрд. евро останется у европейских компаний в результате снижения налогов. Осуществляются целенаправленные меры по поддержке малого бизнеса. В Беларуси также имеется ряд антикризисных правительственных решений. Одни из них применялись и в докризисные времена, другие имеют универсальный или неоднозначный характер. Например, освобождение от уплаты налога на прибыль и в фонд производителей сельхозпродукции сверх норм прошлого года некоторых промышленных предприятий слабо согласуется с предоставлением прав этим же предприятиям реализовывать продукцию ниже себестоимости. Что выберет руководитель предприятия, чтобы обеспечить хотя бы простое воспроизводство, нетрудно догадаться.

Настораживает аргумент вице-премьера Андрея Кобякова о том, что государственный менеджмент имеет опыт работы в кризисных условиях начиная с 1995г. Мы хорошо помним о широко применявшейся в то время практике перераспределения инфляционных и девальвационных налогов. Но тогда ясным ориентиром было состояние внешних рынков. Сейчас же, выражаясь языком детского мультфильма, в тумане ежиков пока не видно. Ссылаясь на прошлый опыт, всегда возникает соблазн его применить. Правительственные меры по стимулированию производителей могут дать эффект, а могут и не дать. Население же страны уже отдало 20% зарплаты и сбережений на поддержку экспортеров. В настоящий момент мы единственные, кто реально их поддержал.

Похоже, правительством и Нацбанком выбрана стратегия «плетью обуха не перешибешь». Необходимо привлечь как можно больше внешних кредитных ресурсов, по возможности не допустить падения производства, ждать изменения внешней конъюнктуры, в т.ч. на рынке углеводородов. Не так плохо, спокойно и без суеты. Только как будем снижать издержки производства? Куда будем пристраивать высвобождающиеся трудовые ресурсы? Может быть, указом доведем до частных компаний разнарядку по трудоустройству? Или увольнять не будем, а под выплату зарплаты предприятиям будут выдаваться коммерческие кредиты? Из каких средств? Уже сейчас глава Нацбанка предлагает населению нести валюту в банки, чтобы выплатить зарплату. А затем снова произойдет накачка уставных фондов госбанков деньгами налогоплательщиков, изъятыми дважды, трижды?

Богатые западные страны имеют возможность оказать прямую финансовую поддержку населению. Для стимулирования внутреннего потребительского спроса в США каждый житель получит около $600. Во Франции профсоюзы вывели на улицы людей, требуя для них большей помощи. Наши власти не используют меры, широко практикуемые сейчас другими странами, в т.ч. Россией, - оказание помощи людям, попавшим в затруднительное положение по возврату жилищных кредитов, льготное кредитование на покупку отечественных товаров, налоговые льготы для населения при таких покупках и др. Наше государство не только ничем материально не может помочь своим гражданам в трудные времена, но и вынуждено обесценивать их труд, в большей степени перекладывать на их плечи груз экономических проблем. Такова природа госкапитализма.
Добавить комментарий
Проверочный код