Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№6 (678) 16 февраля 2009 г. Экономика

Владимир Шаблинский*: «Мы дотируем российский шоу-бизнес»

16.02.2009
«БелГазета» начинает цикл публикаций о состоянии белорусской экономики в условиях мирового кризиса, авторами которых будут не журналисты, а представители частного бизнеса и госсектора.



В среднем за концертный сезон из Беларуси на музыкальные рынки других стран вывозится Br3-6,5 млрд.

- Наша компания не переносила проведение концертов, наверное, лет семь. Может быть, просто везло: артисты не болели, все проходило вовремя. В этом году впервые возникла проблема. 14 января мы должны были организовать концерт российской хип-хоп-группы «Триада» в WestWorld Club. Но концерт пришлось перенести на 7 марта - таков гастрольный график группы. В связи с переносом мы вынуждены покупать новое гастрольное удостоверение, хотя за одно уже заплатили.

В 2001г. было отменено лицензирование концертно-гастрольной деятельности и введено понятие «гастрольного удостоверения» - разового разрешения на проведение концерта. Стоимость «гастрольки» была привязана к размеру базовой величины и количеству мест в зале. Сегодня самая дешевая «гастролька» стоит 3 БВ (Br105 тыс.), она позволяет провести концерт на 150 мест. Самое дорогое гастрольное удостоверение обойдется в 200 БВ (Br7 млн.) - на площадке вместимостью свыше 3 тыс. человек. «Гастролька» не является налоговым платежом, но фактически - это побор с частных концертных организаций, иначе не назовешь. Госорганизации освобождены от покупки гастрольного удостоверения. Если бы на рынке действовало антимонопольное законодательство, как в других странах, этот факт стал бы предметом судебного разбирательства.

Ситуация осложнилась в прошлом году - с принятием указа президента, в очередной раз регламентирующего гастрольно-концертную деятельность. Прежде сумму, уплаченную за гастрольное удостоверение, можно было перезачитывать, что было правильно, поскольку обстоятельства бывают разные. Теперь же гастрольное удостоверение приравнено к госпошлине, которая не перезачитывается и не возвращается. Если мы уже заплатили госпошлину в размере Br1,7 млн., как это произошло в случае с «Триадой», то из-за переноса концерта все равно обязаны вновь заплатить эти же деньги. В итоге у нас на руках два гастрольных удостоверения, и каждое, учитывая его цену, позволяет провести мероприятие на 1 тыс. человек. И что, значит, мы можем продать билетов на 2 тыс. человек?

Порядок переноса концерта не определен, мы вынуждены дважды, в отличие от госструктур, платить госпошлину. Я убежден, что из-за неравных условий страдает развитие культурного рынка страны. Существует сегмент исполнителей, например российских бардов, собирающих в Минске небольшие залы. Причем их слушатель не относится к категории обеспеченных - пенсионеры, интеллигенция… Мы последние годы работали и для этой публики, пока не начались проблемы с «гастролькой». По сути, ее оплата лишает возможности получить прибыль. Бабушки и дедушки не могут покупать дорогие билеты, а цены не могут быть ниже, в т.ч. из-за цены гастрольного удостоверения. Поэтому сейчас такие концерты практически не проводятся.

На мой взгляд, коммерческие организации делают для развития культуры больше, чем госструктуры. Сколько концертов в поддержку отечественной культуры провел Дворец Республики? Посмотрите их репертуар! Почему мы не видим, например, большого концерта «Хорошек»? Или выступлений белорусскоязычных групп?

Предполагается, что деньги, полученные за гастрольные удостоверения, поступают на развитие культуры. Но, если по-честному, гастрольные удостоверения надо отменить. Уже в сентябре, когда, казалось бы, должно было происходить оживление, зритель перестал покупать билеты в нижнем и среднем ценовом сегментах. Премиум-сегмент не пострадал, но это билеты на концерты, как правило, российских поп-звезд! По сути, мы дотируем российский шоу-бизнес - создание клипов и просто существование российских исполнителей. А почему бы не создать свой конкурентоспособный продукт? В итоге в среднем за концертный сезон из Беларуси на музыкальные рынки других стран вывозится от Br3 млрд. до Br6,5 млрд.


* Директор концертного агентства «Линия звука»
Добавить комментарий
Проверочный код