Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№4 (676) 02 февраля 2009 г. События. Оценки

Тащить на рынок по-честному

02.02.2009
Минторг продолжает борьбу с необоснованным импортом

Кирилл НЕЖДАНСКИЙ

На прошлой неделе Минторг снова потребовал минимизировать необоснованный импорт потребительских товаров. Можно не воспринимать всерьез импортозамещающие и импорторегулирующие мантры последних 10 лет, но нельзя игнорировать безуспешность их повторения.

Многие наивно надеялись, что при кризисе необоснованный импорт увянет естественным образом. Опытные госуправленцы считают иначе. «Мы должны целенаправленно и настойчиво работать по минимизации необоснованного импорта потребительских товаров, - цитирует «Интерфакс» заявление первого замглавы Минторга Михаила Свентицкого. - Без товаров критического импорта мы не обойдемся, но тащить на рынок всё и вся, особенно в нынешних условиях, непозволительно».

Этими цифрами лучше козырять не перед торговлей или импортерами, а перед производителями. Они точно знают, почему собранный в России Indesit предпочли нашему «Атланту», а бюджетного класса LG - нашему «Горизонту». И почему мыло жидкое «Экзотические фрукты» (РБ) в глазах торговли и покупателя проигрывает более дорогой польской ТМ Avea.

Свентицкий убежден, что импорторегулирование в Беларуси налажено слабо: «Органам управления торговли необходимо на основании анализа обеспеченности внутреннего рынка и динамики импорта по каждой товарной позиции своевременно принимать меры по недопущению ввоза товаров, без которых мы можем обойтись. Рычаги влияния на эти процессы у нас есть».

В наличии рычагов никто не сомневался. Только анализом внутреннего рынка лучше заниматься маркетологам предприятий-производителей, а не органам управления. Иначе эффект будет тем же, что и прежде.

Между тем, справедливо напомнил Свентицкий, в 2008г. был определен перечень товаров (31 позиция), импорт которых не окажет существенного влияния на потребительский рынок, а 15 января т.г. Минторг принял постановление об ассортиментном перечне товаров, «которое позволит решительнее проводить ассортиментную политику в торговой сети». Увы, качество ассортиментной госполитики можно оценить по недавнему сбытовому ступору табачной розницы: в преддверии подорожания на 10% с прилавков исчезли наиболее популярные лицензионные ТМ, а оригинальная продукция ГТФ так и осталась лежать на стеллажах и в боксах.

Нужно отдать должное Михаилу Свентицкому: он честно признал, что проблема импорта обусловлена недостаточным развитием в Беларуси производства потребительских товаров «как по количеству, так и по качеству», а разрыв между выпуском товаров и ростом товарооборота «с каждым годом… приобретает все более угрожающие размеры». В связи с этим Минторг полагает, что срочно нужна комплексная программа развития производства потребительских товаров.

Есть подозрение, что никакая программа не нужна. Скорее нужна отвязка производителей от пуповины министерств, ведомств, концернов и вообще от бюджетной кубышки, чтобы учились работать на удовлетворение потребностей граждан и зарабатывать на этом деньги. Нужен маркетинговый аудит предприятий и программ импортозамещения, результаты которых критически оценил не только КГК, но и глава государства, попрекнувший отечественную индустрию нежеланием произвести обычную швабру. В стране, где за 2008г. отрицательное сальдо внешней торговли составило

$6,2 млрд., а розничный товарооборот вырос на 20,5%, с импортом бесполезно бороться, с ним нужно конкурировать.

При кризисе местные товаропроизводители должны чувствовать себя как сыр в масле: их продукция заведомо дешевле привозной. Между тем даже на фоне снижения складских запасов за декабрь 2008г. на 5,3% по некоторым товарным группам этот показатель увеличился.

Все это товары народного потребления, по которым уже прошлась щедрая импортозамещающая рука государства. Недавно сам премьер-министр обещал насытить рынок белорусскими макаронами из твердых сортов пшеницы. Об импортозамещении в таких товарных группах, как фруктовые нектары и виноградные вина, говорить нечего: розлив соответствующих напитков в Беларуси все равно предполагает поставки концентрата или виноматериалов из-за рубежа, а судьба белорусского пива уперлась в качество белорусского солода.

Правительству нет нужды заниматься администрированием реализации стиральных машин и зеленого горошка: пока предприятия не научатся изучать спрос, модифицировать и продвигать продукт, проводить гибкую сбытовую политику, потребительский рынок останется во власти импорта. Пока же органы госуправления могут последовать примеру пресс-службы и управления торговли и услуг Гомельского облисполкома, которые

27 января провели по магазинам пресс-тур «Купляйце беларускае!». Представим: потребитель заходит в супермаркет, и справа к нему бегут смазливые девочки-промоутеры иноземного бренда, а слева - самоотверженные труженицы облисполкома с призывом «купляць беларускае». В какую сторону метнется потребитель?

Если промышленность не свернет вал и сама не поскачет навстречу потребителю, использование органов госуправления в роли промоутеров бессмысленно. Даже если выстроить у входа в супермаркет не только облисполком, но и Минторг, и Совмин со всеми силовыми ведомствами. Не нужно «тащить на рынок всё и вся» - нужно тащить то, что востребовано, по цене, которую готовы заплатить, и желательно туда, где купят.

СПРАВКА «БелГазеты». В 2008г. было импортировано в Беларусь холодильников и морозильников на $65 млн. - на 34% больше, чем в 2007г., импорт мыла вырос за год на 30% - до $17 млн., телевизоров - до 54 тыс., в 2,3 раза превысив уровень 2007г.

По данным Белстата, и за год (в 6,5 раза), и за месяц (на 64,7%) выросли складские запасы холодильников и морозильников, стиральных машин (соответственно на 43% и 5,2%), макаронных изделий (в 2,7 раза и на 35,7%), водки и ликеро-водочных изделий (на 42,5% и 47,5%), пива (на 11% и 28,6%) и т.п.
Добавить комментарий
Проверочный код