Воскресенье, 11 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№4 (676) 02 февраля 2009 г. Радости жизни

Поужинать на Крайнем Севере

02.02.2009
«Мы - романтики от бизнеса»

Марина ГУЛЯЕВА

В конце января у Беларуси появилась возможность перевыполнить планы по въездному туризму: в Минске открылся ресторанный комплекс «Экспедиция. Северная кухня». Второй в мире, как заявлено в официальном пресс-релизе заведения. Первый ресторан уже больше шести лет существует в Москве. Теперь при желании информацию в национальном туристическом гиде можно сформулировать и так: Минск - вторая мировая столица северной кухни.

Исключительность второй столицы омрачает оговорка самих владельцев бренда «Экспедиция», которые в беседе с обозревателем «БелГазеты» сказали, что в Новосибирске одновременно с белорусским тоже начинал строиться ресторан, но минский построили быстрее, всего за год.

Наша «Экспедиция» занимает весьма значительную площадь - 850 кв. м. В трехэтажном здании несколько залов, бар, магазин, в планах - баня.

Мореный дуб, пушнина на стенах, камин, бардовская песня, оленина и строганина - все это, как говорят в ресторане, «настоящее и честное». Средний чек составляет около $50, и, по словам создателей белорусской «Экспедиции», в первые недели работы ожидания оправдались. Впрочем, финансовая сторона, в частности окупаемость ресторана, «никогда не ставилась на первое место, это проект жизни», уверяет директор минской «Экспедиции» Артур Курбаков.

Владелец ТМ «Экспедиция» Александр КРАВЦОВ рассказал обозревателю «БелГазеты» о своем представлении о честности, а она, в свою очередь, безуспешно попыталась выяснить ее себестоимость, получив в конце концов односложный ответ: «Дорого».

- Почему вы решили открыть ресторан именно в Минске? Ведь до недавнего времени бизнес компании в стране был представлен более чем скромно…

- Зато в Беларуси много людей, которые нас любят и верят в нас, и это намного важнее, чем бизнес. Беларусь - очень интересная страна, как называет ее один мой знакомый, «зачарованная страна». Как нам кажется, здесь много подлинного, честного и чистого. В мире мало подлинной красоты, и потому она дорого стоит. Почему рестораны «Экспедиции» дорогие? Потому что они честные, а у честности очень высокая себестоимость. И не важно, что это - оленина, строганина или резьба по кости. Таких вещей в принципе мало, и люди по ним тоскуют. Как мы считаем, дело не в развитости рынка и его емкости, а в концентрации людей, которым это близко.

- В какие сроки окупился московский ресторан? Каковы планы в отношении минского?

- Московский ресторан окупился в первый год… Секундочку! Не говорите мне, что, мол, это Москва. У нас 200 магазинов «Экспедиция» по всей России. Самые удачные - в Иркутске и Петропавловске-Камчатском. Петропавловск-Камчатский - это не Москва, это даже не Гомель. Всего 280 тыс. населения.

Мы не бизнесмены, мы романтики от бизнеса. Но именно потому, что мы романтики, мы зарабатываем намного больше, чем бизнесмены. Человек продает квартиру, открывает магазин, верит в него, и этот магазин получается успешным.

- Но все-таки, на какой срок окупаемости вы рассчитываете?

- Я не знаю… И честно говоря, меня это не очень интересует. Гораздо важнее, чтобы все то, что в этом ресторане создано, и само это место оставалось честным. Здесь задана очень высокая планка.

- Что вы вкладываете в понятие «честность»?

- Я могу сказать так: мы единственная компания на постсоветском пространстве, которая может организовать проект любой степени сложности в любой точке мира. Тибет, Антарк-тида - неважно. У нас есть люди, которые могут это честно сделать, потому что все проживают на себе, а потом честно отдать.

- Надо полагать, они не бессребреники? Оленина, строганина - очень недешевые продукты, если учесть хотя бы стоимость их доставки из Якутии…

- Да, я еще раз говорю: честность стоит очень дорого! Потому что ее очень мало. Я знаком с человеком в Башкирии, который заготавливает мед в дуплах - не в ульях, а в дуплах. Этот мед стоит очень дорого, и я как-то спросил, почему. И он мне ответил: «Саша, по-настоящему хороший мед стоит очень дорого».

- К какому сегменту вы относите «Экспедицию»?

- Артур (Артур Курбаков, владелец белорусского ресторана «Экспедиция». - М.Г.) нашел несколько мореных дубов, которые пролежали в воде лет двести, потом подогнал подъемный кран, достал эти дубы… Потом ребята пилили их руками, чтобы украсить ресторан… Понимаете, можно говорить о рынке мебели, еще каком-то рынке, но то, что Артур сделал с дубами, находится немножко в другой плоскости. Можно говорить о том, что в ресторане такой чек, потому что в нем украшения из мореного дуба, а можно говорить о том, что человек вложил душу и год жизни. И когда он это сделал искренне и по уму, то обязательно получит результат.

- Давайте поговорим не о честности, а о кризисе…

- Вы знаете, что при конкурсе 30 человек на место в белорусский ресторан «Экспедиция» мы никого не могли выбрать? Но когда все-таки находили кого-то, пять или десять человек, и отправляли их в Москву, то они не могли работать так, как наши московские официанты. К слову, в нашем ресторане в Москве официант зарабатывает в среднем $3-4 тыс. в месяц. Но для того чтобы их заработать, нужно соответствующим образом относиться к тому, что делаешь. Кризис - это перераспределение того, что раньше было стабильным. Для меня совершенно очевидно, что экономика Беларуси будет расти, как очевидно, что будет расти экономика России. Да, не быстро, но это не важно! И на этом фоне будут уходить компании, которые ведут себя безответственно, не творчески. Я не знаю, сколько в Минске ресторанов, но предполагаю, что из-за кризиса какие-то из них закроются и останутся те, в которые люди вложили деньги, мозги, душу…

- Вы не ощущаете спада посещаемости в московской «Экспедиции»?

- Абсолютно нет. Наоборот, в декабре мы приросли по отношению к декабрю позапрошлого года. А продажи в магазине «Фактория» при ресторане выросли на порядок! Как вы думаете, сколько в Минске автомобилей Land Cruiser? Я думаю, они здесь есть, и немало. Land Cruiser стоит намного дороже, чем шкура белого медведя, а мы единственная компания, которая имеет лицензию на продажу шкуры белого медведя. Шкура стоит $30 тыс. Мы пока не будем продавать шкуру белого медведя, но, думаю, и в Минске есть люди, которые готовы ее купить.
Добавить комментарий
Проверочный код