Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№4 (676) 02 февраля 2009 г. Радости жизни

Кантата про мецената

02.02.2009
«Классик-авангард» напомнил о внебюджетном финансировании

Кирилл БОРИСЕНКО

Ансамбль солистов «Классик-авангард» представил 29 января в Малом зале Белгосфилармонии свою новую программу «Партитуры магнатского двора», посвященную истории частного музыкального финансирования в Беларуси.

Феномен взаимоотношений мецената и композитора сегодня трактуют в несколько ином ключе, чем ранее. Классическая история тридцатилетнего «подневольного труда» Йозефа Гайдна капельмейстером у княжеского семейства Эстергази превращается в историю нормальных человеческих взаимоотношений, пусть и не лишенных определенных сложностей. В этой новой трактовке биографий известных (и не очень) композиторов очевидна претензия служителей муз на финансирование государства, несущего на себе тяжелое бремя бюджетного покровителя искусств и художеств. Если где-то такая претензия высказывается довольно прямолинейно («нет денег на инструменты»; «нет денег на костюмы»; «скрипки получают столько-то»), то вечер презентации «Партитур магнатского двора» был проникнут скорее легкой ностальгией по ушедшей эпохе частного финансирования коллективов и композиторов людьми неслучайными - финансирования из чистой любви к искусству или слепого следования моде.

Программа, подготовленная ансамблем «Классик-авангард» под руководством художественного руководителя коллектива Владимира Байдова, помимо воскрешения духа эпохи, представляла зрителю конкретные, пусть и затерявшиеся за величественной хрестоматийной тенью Михала-Клеофаса Огинского и его полонеза, фигуры белорусской музыки, которых поддерживали меценаты Речи Посполитой.

Любители классики белорусского происхождения могли открыть для себя имя Феликса Яневича, скрипача-виртуоза, композитора и дирижера; немецкого композитора Яна Давида Голланда, «приобретенного» Каролем Радзивиллом для Беларуси; полуанонимного композитора, после которого сохранились только фамилия «Соколовский» и четырехчастная «Симфония фа мажор»; польского композитора Яна Энгеля, которого, предположительно, щедро финансировал подканцлер ВКЛ Антоний Пшездецкий. Сочинения белорусского «меценатского архива» в программе были дополнены музыкой европейских собратьев Энгеля и Соколовского по несчастью (или счастью?): Вольфганга Амадея Моцарта, Антонио Сальери, Йозефа Гайдна, также зависевших от поддержки меценатов и влиятельных особ. «Партитуры магнатского двора» в Малом зале вынуждены были сражаться за слушателя с аншлаговым концертом «Камераты» в зале Большом: довольно уверенная наполненность зала, где выступал в этот вечер «Классик-авангард», говорила об интересе публики к прошлому белорусской музыки.

ПОД ПЕНИЕ БАКСЫ

Один из наиболее примечательных примеров современного музыкального меценатства принадлежит Казахстану. Глава строительной фирмы «Тлеп» Сапар Искаков для своего народа заказал у английского композитора Карла Дженкинса сюиту, в основу которой было положено народное творчество казахов. , Правда, премьера произведения состоялась в Лондоне, но затем Дженкинс привез «Тлеп» и в Астану, где она прозвучала в столичном «Конгресс-холле». Сюита была посвящена памяти выдающегося казахстанского баксы, кобызши Тлепа Аспантайулы, творившего в 1757-1820гг. «Этот истинно народный музыкант был прямым продолжателем св. Коркыта-Ата, изобретшего в IX в. колдовской, почти гипнотизирующий инструмент - кыл-кобыз. Традиции баксы передавались веками из поколения в поколение, от учителя к ученику, что позволило сохранить кобыз для потомков», - пишут казахстанские СМИ. Благодаря доброй воле мецената Сапара Искакова кыл-кобыз нашел себя в современной музыке и даже зазвучал за пределами Казахстана.

В современной Беларуси также встречаются отдельные случаи поддержки меценатами музыкальной культуры. «Приорбанк», например, уже многие годы остается спонсором Президентского оркестра под управлением Виктора Бабарикина; BelSwissBank финансировал конкурс «Молодой талант в музыке» и отдельные выступления зарубежных музыкантов. После бесед с представителями нескольких крупных коммерческих банков выяснилось: на более плотную поддержку белорусским музыкантам пока надеяться не стоит. У банков существуют программы оказания спонсорской и благотворительной помощи, но на собраниях акционеров, которые должны утвердить направления благотворительных финансовых потоков, музыке приходится конкурировать с детскими домами, сиротскими приютами и подшефными объектами сельского хозяйства.
Добавить комментарий
Проверочный код