Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№4 (676) 02 февраля 2009 г. Радости жизни

Шоу-биз от фриков и лузеров

02.02.2009
В к/з «Минск» состоялся «Фестиваль ничтожеств»

Семен ЗАИМКА

Продюсерский центр «ПАН-студия» и актеры Современного художественного театра соскучились по некогда традиционным театральным капустникам и создали новое неформатное объединение «Комбинат искусств». Какой будет продукция свежесозданного комбината, пока непонятно, однако первый его проект - театрально-музыкальный капустник «Фестиваль ничтожеств» - получился удачным.

Учитывая, что инициаторы проекта играют в группе «ДетиДетей» (Анна Хитрик, Михаил Зуй, Дмитрий Есеневич), мероприятие решили привязать к музыкальной тематике, анонсировав его как фестиваль аутсайдеров, музыкальных ничтожеств и никому не известных артистов, объединив отчаянную импровизацию с отрепетированными музыкальными номерами, шуточными репризами, гэгами и театральными сценками.

Малый зал к/з «Минск» переполнен: разноцветная молодежь ютится на ступеньках между рядов, кругом царит сплошное ликование, артистов встречают овациями. Сценки, представляемые артистами, добродушны и лишены едкости, но зритель волен интерпретировать их и в сатирическом ключе. Например, Анна Хитрик и Ольга Скворцова (актриса и хореограф ансамбля современного танца D.O.S.Z.K.I.) продемонстрировали, как случайного человека можно за несколько минут превратить в звезду пафосного мюзикла (в данном случае речь шла о свежепридуманном любовном треугольнике «Чертово колесо любви»). Устроенная на сцене «Фабрика звезд» уморительно смешна, тем не менее настоящие продюсеры вряд ли работают с настоящими артистами принципиально иными методами.

Реальность, перенесенная на сцену, становится сюрреалистической трагикомедией в стиле Киры Муратовой. Аня Хитрик корчит рожи и прыгает перед «артистом», играющим ревнивца: «Ты поешь и одновременно рисуешь в воздухе как бы знак вопроса: зачем ты к ней пришел? А потом показываешь ему рукой: уходи, мол, за кулисы». Зал сгибается пополам от хохота, хотя, в принципе, весь серьезный шоу-бизнес так и вы-глядит.

Презентуя воображаемые группы, которые ничего не добились, а также группы, которые уже чего-то добились, но при этом ведут себя так, будто не понимают, на каком они свете, артисты неосознанно воплощали коллективное бессознательное белорусского меломана.

Дурачась и импровизируя, они выдают ситуации, которые на полном серьезе происходят в шоу-бизнесе. Поэтому даже добрейшие шутки многие воспринимали как хлесткую иронию. Белорусско-язычный рок-бэнд, состоящий из россиян, которые вдруг решили выучить белорусский язык, спотыкаясь, рассказывает историю проекта. Каждый объясняет, почему он любит «беларускую мову»: в первую очередь за «милогучность, померковность и складанае у, забыл, как оно произносится», а еще за то, что этот язык жутко смешной, «например, слово «часописы».

Музыкант, проигрывающий во всех музыкальных конкурсах, требует, чтобы в телепередаче его уникальный золотой голос как-нибудь исказили. Белорусско-язычный фолк-оркестр «Горки», играющий то на свадьбах, то на похоронах, вечно путает эти мероприятия, поэтому при поцелуе молодых может всхлипнуть: «На каго ж ты нас пакiнуў!», а на поминках хором заорать: «Горько!» Группа, состоящая из поющих юношей, придумывает своим альбомам дурацкие названия - «Генералы опавшего снега» и «Волосы ушедшего дня» - и говорит о том, что песни нужно сочинять исключительно про Новый год, армию и день рождения, а диски выпускать сразу в формате mp3. Девичий трэш-дуэт «Микробы» экспериментирует с электропопом и футуристическими одеждами, устраивая танец роботов под бойкую электронную музыку, но все получается невпопад, и в конце концов девочки просто начинают мутузить друг дружку.

Серьезная рок-группа утверждает, что в нынешний век коммерциализации искусства только они делают некоммерческую музыку, «поэтому мы работаем не за деньги, как некоторые, а за еду». Танцевальный бэнд ведет себя так, будто нестерпимо ждет «биса», но, выйдя на «бис», не может дотанцевать до конца и падает замертво, исхлестанный аплодисментами, как кнутами. Михаил Зуй представляет публике неошансон - обычный шансон с «девчонками» и «куполами» (пожалуй, даже более чудовищный, чем обычный), зато с компьютерным видеоклипом в эстетике абстрактного геометрического минимализма. А хип-хоповая группа, устраивающая на сцене слэм-состязание, довольно резво импровизирует на тему рыбок и шоу-бизнеса, но на тему экономического кризиса у них получается какая-то ерунда. Они действительно ничего не знают о кризисе: рыбки гораздо роднее.

Под конец музыканты показали «настоящий англоязычный мюзикл» про Царевну-лягушку, местами дурашливо-студенческий, а местами демонстрирующий, что группа «ДетиДетей» все-таки уникальна (например, болотная ария Лягушки, спетая всеми музыкантами а-капелла с «голосовым» аккомпанементом и надрывным вокалом Ани Хитрик, просто чудесна!). Всеобщий музыкальный катарсис, в финале объединивший и актеров, и зрителей, продемонстрировал, что молодым белорусам катастрофически не хватает таких «детских» спектаклей для взрослых, раскрепощающих и непосредственных.

* * *

По сути, любой пафосно-фестивальный проект с громкими презентациями и нескончаемой вереницей артистов, бороздящих сцену своим творческим «я» (достаточно включить любой белорусский телеканал, чтобы наткнуться на что-нибудь в этом духе), мало чем отличается от такого «Фестиваля ничтожеств». Единственная разница - здесь все было максимально искренне и действительно жутко весело. Во Дворце же Республики, увы, не похохочешь.
Добавить комментарий
Проверочный код