Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№4 (676) 02 февраля 2009 г. Автостоп

«Взмах жезлом - водитель впадает в ступор»

02.02.2009
 

Елена АНКУДО

Являясь самыми заинтересованными сторонами в безопасном дорожном движении, водители и сотрудники ГАИ нередко выступают в роли противоборствующих сторон, конфликтуя друг с другом. Чтобы добиться объективной оценки, «БелГазета» пригласила к разговору начальника отдела ГАИ Фрунзенского РУВД Минска Александра КОСЕНКО и водителя со стажем, создателя сайтаwww.stop-gai.by, «посвященного одной простой проблеме - взаимоотношениям между водителем и ГАИ», Александра СТАРИЧЕНКО.

Первый вопрос корреспондент «БелГазеты» задала администратору сайта с ярко выраженной позицией Александру Стариченко.

СПРАВКА «БелГазеты». Александр Стариченко родился в 1970г. в Минском районе. В 1996г. окончил БГПА по специальности «организация производства и экономика управления предприятием». Работал в МИДе, в отделе экономики администрации Московского района Минска.

- Что подтолкнуло вас открыть сайт stop-gai?

А.С.:
- Мне «нарисовали» чужую скорость. Через полминуты после того, как отъехал от дома, остановил инспектор ГАИ и предъявил претензии, что двигаюсь со скоростью 87 км/ч. Доводы о невозможности разогнаться до такой скорости за столь короткое время были проигнорированы, и я задумался, как законными методами избежать наказания. С помощью сайта рассказываю об этих методах, по просьбам знакомых помогаю отстоять правду в суде.

 СПРАВКА «БелГазеты». Александр Косенко родился в 1973г. в Минске. В 2000г. с отличием окончил среднюю школу милиции, в 2003г. - Академию МВД. В 1993г. принят на должность инспектора ДПС ГАИ Советского района, дошел до командира взвода ДПС, замначальника ГАИ Октябрьского района Минска. С января 2006г. - начальник отдела ГАИ Фрунзенского района Минска.

О ВОДИТЕЛЯХ «В СТУПОРЕ»

- Как относитесь к убеждению стороны защиты в том, что по каждому нарушению можно избежать наказания?

А.К.:
- К каждому нарушению и участнику дорожного движения необходим индивидуальный подход. Пример. 72-летний водитель забыл застраховать автомобиль по обязательной ответственности. Штраф за нарушение - 5 БВ. Но возможен компромисс: гражданин признает забывчивость и немедленно страхует машину, а ГАИ его не штрафует. Это положительно воздействует на общественное мнение о работе службы.

А.С.: - ГАИ должна бороться за безопасность дорожного движения, а не являться карательным органом. Нельзя действовать по принципу«сперва накажем, потом разберемся».

- Тогда почему многие водители скептически оценивают работу ГАИ?

А.К.:
- Критические отзывы 5-10-десятилетней давности уходят в прошлое. Сегодня сотрудники ГАИ имеют высшее и среднее специальное юридическое образование. Но для наказанного участника дорожного движения, даже если он осознает свою вину, инспектор ГАИ никогда не будет хорошим. Поэтому столкновения между инспекторами ГАИ и водителями всегда будут.

А.С.: - Инспекторов ГАИ не любят за надуманные нарушения. Когда меня останавливают и я прошу оформить протокол в соответствии с требованиями законодательства, указывая его нормы, инспектор тут же желает счастливого пути. Инспекторы пользуются правовой безграмотностью людей, которые полагают: если их остановили, значит, что-то нарушено. Взмах жезлом - водитель впадает в ступор. Я стараюсь бороться с такой безграмотностью.

А.К.: - Не могу согласиться. Большинство участников дорожного движения прекрасно знает права, законы, нормативные документы. Другое дело, что многие не желают ввязываться в волокиту, которая может растянуться до года.

- Что важнее для наведения порядка на дорогах - строгость наказания или его неотвратимость?

А.К.:
- Прежде всего должна быть культура дорожного движения. Нет цели наказать. Нужно предотвратить правонарушение, чтобы оно не повторялось в будущем. Но если кому-то достаточно одного раза, то есть и такие, что попадаются за нарушения регулярно - по 20-25 раз за короткий промежуток времени.

А.С.: - Неотвратимость наказания должна быть в первую очередь. Если человек допустил двадцать нарушений, значит, ему безразлично наказание. Это недопустимо: водитель должен уважать окружающих, в т.ч. сотрудников ГАИ. Никогда не помогаю такой категории граждан, чтобы не попасть в глупое положение.

- Не кажется ли вам, что необходима принципиально иная классификация нарушений, когда по каждому из них должна быть установлена единая санкция?

А.К.:
- По некоторым статьям в сфере безопасности дорожного движения действительно можно было бы сделать одну фиксированную ставку, как за страховой полис. Возможно, это пошло бы на пользу всем. Таксисты любят останавливаться на перекрестке ул.Притыцкого - пр.Пушкина у «Пиццы-фут», где висит знак «Остановка запрещена». Максимальный штраф за данное правонарушение - Br17,5 тыс. На приеме в ГАИ они говорят: «Составляйте хоть два протокола, нам без разницы: выручка с клиента «отобьет» штраф. Поднимись штраф, скажем, до Br175 тыс. - водители начнут думать.

А.С.: - Не согласен. Должна действовать неотвратимость наказания. А если таксист, на которого составят десять протоколов, попадется на более серьезном нарушении, выяснится, что он злостный нарушитель, и наказание будет строже.

А.К.: - За грубые нарушения стоит повысить ставку. Если на глазах у всех водитель разворачивается на сплошной, его необходимо строго наказать.

А.С.: - При фиксированной ставке инспектору не нужно думать, какой штраф назначить. Необходимо оборудовать автомобили ГАИ видеонаблюдением, фиксирующим нарушения. Бывший руководитель УГАИ МВД, нынешний начальник ГУВД Мингорисполкома Леонид Фармагей заявлял об исключении контактов между водителем и инспектором ДПС. И правда, о чем разговаривать? И потом, зачем ГАИ следить за штрафами? Пусть налоговая разбирается, освободите ГАИ время, чтобы следить за дорогой.

А.К.: - Согласен, это позволило бы исключить большие очереди нарушителей на приеме: по размерам Фрунзенский район превышает Гродно или Витебск. Придем со временем и к видеонаблюдению.

- Какие случаи на дороге провоцируют конфликты между водителем и инспектором ГАИ? К примеру, проверка документов?

А.К.:
- Все зависит от грамотности инспектора ГАИ. Стремимся, чтобы конфликтов не было. Если водитель, которого остановили, недоволен, можно отшутиться. А проверка документов необходима, чтобы выяснить, не поддельные ли они, не пьян ли водитель.

А.С.: - Никогда не выказываю недовольство работой инспекторов, ведь человек выполняет свои обязанности. Проверка документов - важная составляющая работы.

ОБ «ОДУРЕВШИХ» ПЕШЕХОДАХ

- Пешеходы очень часто нарушают ПДД, чем вызывают немало нареканий со стороны водителей. Правда, наказывают их гораздо реже, чем водителей. Вот пример: водитель и пешеход, переходящий дорогу перед его машиной, разговаривали по мобильному телефону, пешеход по сторонам не оглядывался. Инспектор ГАИ, который двигался в противоположном направлении, развернулся и, включив проблесковый маячок, догнал водителя и выписал тому штраф. Почему не задержал обоих, проведя профилактическую беседу, чтобы выводы сделал не только водитель, но и пешеход?

А.К:
- Сотрудник ГАИ поступил неграмотно: он мог взять пешехода на борт, догнать водителя и разобраться досконально, кто виноват. Да, многие пешеходы рассеянны на дороге, не смотрят по сторонам. Многие наезды на пешеходных переходах можно было бы предотвратить, будь пешеход более внимательным. Но мы работаем: в 2008г. ГАИ Фрунзенского района добилась снижения нарушений на пешеходных переходах, уменьшилось количество раненых и погибших.

А.С.: - В советское время ПДД содержали важную ремарку: водители обязаны пропускать «двух и более пешеходов». Сегодня же пешеходы, которым буквально трубят об их безнаказанности, просто дуреют, уважения к водителю нет: пешеход собирает восемь-десять машин на оживленной трассе, чтобы перейти дорогу.

- Не привел ли приоритет пешеходов на улице к откровенному игнорированию ими ПДД?

А.К.:
- Привел. Пешеходы ведут себя нагло, не задумываясь о своей жизни. Нужно добиваться культурных отношений между водителем и пешеходом.

- Но пока приходится наблюдать между ними конфликтные ситуации…

А.К.:
- Бывает. Однажды водитель, въезжавший во двор под окнами ГАИ, был некорректен по отношению к пешеходу - старику с палкой. Испугавшись, последний едва не расколотил тому лобовое стекло. Выйдя вниз, я побеседовал с водителем, и тот признал свою неправоту: скорость у него была слишком большой.

А.С.: - По закону в случае наезда виноват водитель, а пешеходу за неправильный переход улицы штраф - 0,5 БВ, в состоянии алкогольного опьянения - 3 БВ, за создание аварийной ситуации - тоже 3 БВ. Да плевал он на такое наказание! Водителя лишают прав, штраф начинается от 10 БВ - это несоразмерно! Ну предупредит инспектор пешехода один-два раза, а дальше что?

А.К.: - Согласен, стоит пересмотреть некоторые санкции по статьям Кодекса об административных правонарушениях, сделать фиксированную ставку и повысить ее. Жаль только, это не заложит в подсознание каждого необходимость соблюдения ПДД: на дорогах хватает людей с неадекватным поведением.

О ДТП БЕЗ МИЛИЦИИ

- Как часто предъявляются регрессные иски к дорожным службам, если ДТП произошло по их вине?

А.К.:
- Есть практика подачи регрессных исков. В декабре прошлого года выпал снег, образовалась корка льда. По вине дорожной службы, несвоевременно взявшейся за обработку улиц, произошло много ДТП. Оформляя протоколы, инспекторы объясняли водителям, как правильно подать регрессный иск в адрес дорожной службы, имеющей отношение к ДТП.

А.С.: - У меня каско, поэтому этим вопросом не задаюсь. Парню, который влетел в аварию на ремонтируемой трассе, посоветовал фотографировать дорогу. Ущерб ему был возмещен - тоже по каско.

А.К.: - Говоря о страховых случаях, отмечу: разрабатывается вопрос прибытия на место ДТП представителей страховщика.

А.С.: - В странах ЕС на ДТП без пострадавших вообще не требуется выезд полиции. Зачем? Почему бы и нам не работать по такой схеме? Зачем отрывать людей от работы?

А.К.: - На оформление ДТП инспектор тратит полтора-два часа. Нам было бы удобнее работать по такой же схеме.
Добавить комментарий
Проверочный код