Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№2 (674) 19 января 2009 г. Визави

МВД Pictures представляет

19.01.2009
Милиция добралась до телевидения

Елена АНКУДО

В борьбе за оздоровление общества белорусская милиция вошла в каждый дом в буквальном смысле. Все чаще телезрители наблюдают на экранах, как правоохранители совершают рейды по винно-водочным магазинам, где с утра пораньше томится неблагополучный контингент, как с оркестром отправляют в лечебно-трудовые профилактории (ЛТП) злоупотребляющих граждан и даже освящают здания райотделов милиции силами священнослужителей.

На минувшей неделе глава МВД Владимир Наумов с гордостью констатировал: «Несмотря на имеющиеся в нашей работе недостатки, в целом система органов внутренних дел эффективно проводит стратегическую линию на укрепление правопорядка в стране». В укреплении правопорядка есть и скромная заслуга бомжей, тунеядцев и алкоголиков, личным примером демонстрирующих телекамерам, до чего доводит асоциальный образ жизни. Насколько эффективны новые методы работы милиции, что еще можно показать по телевизору, не расходятся ли блокбастеры от МВД с правом человека на личную жизнь? Об этом корреспонденту «БелГазеты»рассказали начальник управления охраны правопорядка и профилактики ГУВД Мингорисполкома Юрий СОРОКИН и шоумен Александр ПОМИДОРОВ.

Юрий СОРОКИН: «СМЕЁТСЯ ТОТ, КТО ЗНАЕТ О БЕДЕ ПОНАСЛЫШКЕ»

- Как возникла идея демонстрации на ТВ сюжетов о профилактической работе милиции, в которых в качестве главных героев фигурируют бомжи, алкоголики и прочие лица, ведущие антиобщественный образ жизни?

- В задачу управления охраны правопорядка и профилактики ГУВД Мингорисполкома входит профилактика различного рода правонарушений, в т.ч. бытовых, алкоголизма и пр. Мы работаем и с конкретными людьми, попавшими в поле зрения милиции, и по общим вопросам. Чтобы достучаться до каждого гражданина, взяли на вооружение листовки - черно-белые, цветные, самоклеющиеся, прессу, затем - ТВ, которое наиболее действенно доносит идею работы органов внутренних дел.

- И как реагируют телезрители?

- Звонят, задают вопросы, делятся проблемами, существующими в их населенном пункте, интересуются, как их решить. С недовольными пока не сталкивался. Даже те, кого демонстрируют на экране, с пониманием относятся к работе милиции. Взять, к примеру, алкоголиков, направляемых на принудительное лечение в ЛТП под звуки оркестра, - все они знали, что приедут журналисты, и не выражали недовольства. В Интернете о роликах высказываются более резко, но это понятно: сколько людей - столько и мнений. В целом наша работа дает положительный эффект.

- Кому пришла идея рассказать об отправке алкоголиков в ЛТП по телевидению?

- Сотрудникам ГУВД. Само мероприятие проходит по три-четыре раза в месяц. На этот раз решили продемонстрировать его широкому кругу телезрителей.

- Какие цели преследовал телеролик?

- Предупредить людей из группы риска о том, что может произойти в дальнейшем, если пагубная привычка не будет оставлена. Мы констатировали: милиция отправляет в ЛТП по заслугам. По лицам людей, направляемых в профилакторий, было очевидно: они деградировали, спились и требуют изоляции от общества. ЛТП не лишение свободы и не судимость, но все же изоляция от общества и определенное ограничение в действиях. Об этом необходимо знать каждому. Кроме того, мы сообщаем о выездных судах, на которых решается вопрос о направлении в ЛТП; в прошлом году на такие мероприятия трижды приглашали журналистов телевидения.

- Вам не кажется, что над этим телесюжетом зрители скорее иронизировали, нежели делали правильные выводы?

- Человек, осведомленный о проблеме алкоголизма или страдающий от этой пагубной привычки, иронизировать никогда не станет. Смеется тот, кто знает о беде понаслышке.

- А корректно ли снимать на телекамеру человека, пусть даже пришедшего к открытию магазина за спиртным? Каждый имеет право на неприкосновенность личной жизни…

- К сожалению, практика показывает, что люди, стоящие в этой очереди, - постоянные клиенты магазина, выпивающие изо дня в день и постоянно попадающие в поле зрения милиции. Бывает, кто-то из задержанных находится в розыске, кто-то обязан работать по декрету «О дополнительных мерах по госзащите детей в неблагополучных семьях». После доставки таких личностей в РУВД им предстоит беседа с врачом-наркологом. Многие, кстати, состоят на учете в наркодиспансере.

Так что контингент у магазинов определенный. На лице клиента написано, что он алкоголик. За все время моей работы ни разу не попадался человек, задержанный по недоразумению.

- А с какой целью в число участников рейда к винно-водочному магазину вы включили священнослужителя?

- Проблема алкоголизма - социальная, а значит, повлиять на нее только силовыми методами невозможно. Одно из эффективных средств - проповедь священнослужителя, наставление алкоголика на путь истинный. В поселке Новинки Минского района есть церковь в честь иконы Божией Матери «Державная» и Свято-Елисаветинский монастырь, куда с благословения настоятеля милиция возит бомжей. Там стоят несколько домов, находится сельхозпроизводство и около 10-15% людей остаются жить и работать. Люди возвращаются в нормальную жизнь. Их немного, но даже один такой человек, осознавший свою беду и вставший на путь исправления, - большой плюс в нашей работе.

- Не создают ли репортажи об освящении здания РУВД и рейдах по винно-водочным отделам бравурную атмосферу прошлых лет, когда намеревались полностью искоренить антиобщественные проявления, но так и не добились этого?

- В советские времена было много хорошего, что можно принять на вооружение и сегодня.

- В т.ч. антиалкогольный указ?..

- Сегодня запретительными мерами никто не действует. Ограничения продажи спиртного нет, магазины работают допоздна…

- …но, придя за алкоголем, можно неожиданно стать героем скандального телесюжета…

- Наши акции не ежедневные. А в том, что какого-то алкоголика покажут на всю страну, не вижу ничего плохого. Запойный, возможно, пить не бросит, а тот, у кого осталась совесть, призадумается.

- На что рассчитываете, внедряя новые методы?

- Наша цель - заставить людей одуматься, не пить самим и не приучать к опасной привычке детей. Зайдите в иную семью: четырех-пятилетний ребенок тянется чокаться стаканом сока с бокалами взрослых. Эффект от работы будет, но не моментальный и не стопроцентный. Чтобы добиться успеха, работу нужно проводить постоянно, пытаясь достучаться до каждого. Мы боремся не только с пьянством, но и с детскими правонарушениями, агитируем за безопасность дорожного движения. В прошлом месяце, к примеру, работали по линии ГАИ. Мы стремимся донести до каждого информацию о профилактической работе.

- Каких новых методов работы можно ожидать в будущем?

- Многое уже с успехом опробовано: выступления перед заводскими проходными, «автобусы трезвости». Будущее зависит от проблем, которые будем решать. Над формой работы думают все сотрудники ГУВД, от рядовых до руководства, кое-что подсказывают коллеги из других стран.

В последний из дней профилактики мне довелось пообщаться с сотрудниками ТД «Горизонт». Около 70 человек внимательно слушали лекцию о вреде алкоголизма, задавали вопросы, подсказывали пути решения проблем. К мнению каждого человека мы внимательно прислушивались.

СПРАВКА «БелГазеты». Юрий Сорокин родился в 1964г. в Алма-Ате (Казахстан). В 1985г. окончил Ленинградское высшее военно-политическое училище ПВО, в 1997г. - Академию МВД Беларуси, работал участковым инспектором, старшим инспектором ГУВД Мингорисполкома, начальником отдела по делам несовершеннолетних ГУВД, замначальника управления охраны правопорядка и профилактики. С августа 2007г. - начальник управления охраны правопорядка и профилактики ГУВД Мингорисполкома.

Александр ПОМИДОРОВ: «ЭТО ОТКРОВЕННАЯ ГЛУПОСТЬ»

- Как вам новшества в работе минской милиции по борьбе с алкоголиками и тунеядцами?

- Демонстрация алкогольной очереди и ее освящение - откровенная глупость. Работники милиции, которые присутствуют на таких мероприятиях, выглядят нелепо, в результате авторитет всех правоохранителей в глазах населения падает.

Этот процесс начался в конце 80-х, когда в моду вошло выражение «Хочу быть бандитом». Помните, человек, не разбирающийся в бандитских понятиях, носил кожаную куртку, слушал шансон и неуважительно отзывался о сотрудниках милиции. Как видно, именно для реабилитации милиционеров, о которых в те времена хорошего говорилось немного, и приходится сегодня делать эти, скажем, не самые умные ролики. Да, большинство правоохранителей не зря ест свой хлеб, но среди них встречаются и другие. Когда-то они пробовали предъявить мне претензии - за хипповый прикид, драные джинсы, длинные волосы, а потом обижались, когда им объясняли, у кого какие права и обязанности.

Все это уже было. Точно так же в 1985г., после указа по борьбе с пьянством, выезжали бригады милиции, снимали на телекамеры очереди за спиртным, показывали их в новостях и «Прожекторе перестройки», в ЛТП отправляли с песнями и хороводами. «Комсомольские свадьбы» с водкой из самовара тоже проходили, но результата, как видите, не добились. По моим наблюдениям, очереди за спиртным вообще появились всего несколько месяцев назад, но не потому, что деградирующих элементов слишком много. Что-то происходит в стране: работы нет, водка есть, при этом почему-то есть всегда. Поэтому вместо этих роликов нужно что-то другое придумывать. Начните профилактику не с водочной очереди! Может, создателям роликов лучше подумать о новом сюжете, о том, как страшно в последнее время пить белорусскую водку?

Как бы все эти ролики не сыграли прямо противоположную роль: в такой ситуации сотрудники милиции выглядят клоунами! И вообще, не покидает ощущение, что рейды проводят для отписки.

- Желание рассказать о вреде алкоголя формирует негативный образ милиции?

- Скорее несерьезный. Откуда анекдоты появляются? Именно из таких ситуаций. И если так будет продолжаться и дальше, одним анекдотом дело не закончится. Освящение попом здания райотдела милиции - это, извините, дальше некуда. Глядишь, мода на подобные мероприятия дойдет до того, что после освящения Галина Шишкова или группа «Тяни-Толкай» торжественные песни запоют. Я не говорю, стоит освящать РУВД или нет, это личное дело начальника милиции и его подчиненных. Но демонстрация процесса по телевидению - вопрос тупости журналистов, которым нечего делать, неоткуда брать темы, а в плане стоит материал об МВД.

- Не является ли демонстрация на телеканале человека со следами злоупотребления алкогольными напитками у магазина, куда он пришел за очередной бутылкой, некорректной?

- Является. В ролике не объясняют, кто этот человек, почему у него мешки под глазами, по какой причине подошел к магазину. Поэтому сначала нужно спросить у него разрешение на съемку, в противном случае человек имеет полное право требовать удалить кадр с его изображением, это прописано в законе. Я уже не говорю, что в жизни случается разное, мало ли по какой причине человек пришел в магазин с утра. Может, сорвался и запил, а может, менеджер среднего звена просто загулял с друзьями, и ему выпало пойти за бутылкой. Может получиться и так, что лицо выглядит помятым из-за больных почек, а за бутылкой человек пошел для сантехника, который сейчас чинит кран на кухне. Этого не объяснишь ни съемочной бригаде, ни попу, который машет веником со святой водой. Кстати, задавался ли режиссер вопросом: а что если человек в магазине - мусульманин, и для него такое окропление - смертный грех?

- А если бы с помятым лицом у магазина сняли вас, перестали бы выпивать?

- Меня и моих приятелей показывали по телевидению с помятыми лицами, хотя и не в очереди за вином, с таким же лицом (по сознательному приколу) я изображен на обложке диска. Появись камера в винно-водочном, было бы, конечно, неприятно. Скорее всего, я предпочел бы закрыться или отвернуться, чтобы не попасть в «ящик». Но даже стать героем ролика - еще не повод начать новую жизнь.

К чему вообще приводят такие методы? К появлению чувства стыда у каждого, кто заходит в винно-водочный отдел. Похожий стыд до сих пор испытывают в аптеке многие покупатели противозачаточных средств, вагинальных свечей и сексуальных стимуляторов. Но ведь это совершенно естественные вещи! Стесняться покупать водку, презервативы или туалетную бумагу - лицемерие, колхозный подход. Нормальные вещи не должны становиться извращением.

- На какие нарушения, на ваш взгляд, стоило бы обращать внимание в телероликах?

- Их много, но выбор тем - дело милиции, прокуратуры, других уполномоченных ведомств. Если отправка в ЛТП с фанфарами и прочие мероприятия являются социальным заказом, нас остается только пожалеть. Как, впрочем, и пиарщиков.

Вместо подготовки нормальных профилактических материалов, фиксирования происходящего, выяснения, почему за год в моем районе сменилось три участковых, они выдают такой сомнительный продукт!

Могу посоветовать телевизионщикам проехать на ул. Ангарскую теплым летним днем, чтобы рассказать потом, как отдыхают алкоголики, выяснить, почему в кодированном подъезде дома, где я живу, валяются использованные шприцы.

К сожалению, большинство наших граждан воспитывается в духе «ты должен хотеть посмотреть это». Мне все равно, что и кого показывают по телевизору. Лучше было бы деньги, потраченные на все эти смешные ролики, использовать на нужды райотделов.

СПРАВКА «БелГазеты». Александр Помидоров (Кривошеев) родился в 1971г. в Минске. В 1994г. окончил Белорусскую государственную академию искусств по специальности «театральная режиссура». Учебу совмещал с работой внештатным сотрудником на радио, в 1988-93гг. участвовал в создании юмористической программы «Сёмая пятнiца», работал на телевидении режиссером музыкальной редакции, на FM-станциях. Музыкант, шоумен, журналист.
Добавить комментарий
Проверочный код