Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№2 (674) 19 января 2009 г. События. Оценки

Первый пошёл

19.01.2009
Декрет президента радикально упростил регистрацию бизнеса

Ярослав РОМАНЧУК

Декретом президента N1 от 16 января 2009г. «О госрегистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» белорусские власти сделали серьезную заявку на системную либерализацию. Экспертное и бизнес-сообщество годами стучалось во все двери по поводу необходимости введения полноценного заявительного принципа регистрации субъектов хозяйствования. 1 февраля 2009г. новые правила вступают в силу.

Декрет устанавливает, что «госрегистрация субъектов хозяйствования осуществляется на основании заявительного принципа в день подачи документов, необходимых для ее проведения».

Позитивных моментов в декрете много. Cами учредители решают, какой уставный фонд им формировать. Отпала необходимость нотариального заверения учредительных документов (за госрегистрацию коммерческих и некоммерческих организаций и ИП, внесения изменений в устав и учредительные договоры отныне взимается только госпошлина.

Существенно сокращен перечень документов на регистрацию. Отныне подавать нужно только устав (или учредительный договор) в двух экземплярах без нотариального засвидетельствования, копию документа, удостоверяющего личность, и платежку об уплате госпошлины. Для регистрации ИП нужно написать заявление, приложить фотографию, показать платежный документ об оплате госпошлины - и всё.

Сократились полномочия регистрирующего органа. Процедура согласования названия займет гораздо меньше времени, чем хождение по кабинетам и убеждение чиновников в благородстве помыслов. Чиновник ставит штамп на учредительном документе и информирует об этом Минюст, который, в свою очередь, включает новоиспеченную организацию в Единый госрегистр.

Чтобы испытать наслаждение регистрацией в один день, необходимо тщательно подготовиться: нужно согласовать название организации, определить место ее размещения, подготовить устав или учредительный договор, сформировать уставный фонд (для коммерческих организаций) и оценить стоимость неденежного вклада (если вы ЗАО или ОАО), открыть временный счет в банке.

Таблица

Проделать все эти операции в один день будет невозможно. Плюс еще пост-регистрационный период (изготовление печати, удостоверений, получение бланков и т.д.). Так что процедура регистрации от начала сбора документов до снятия всех препятствий для проведения первой коммерческой операции займет в лучшем случае 10-15 дней.

В заявлении о госрегистрации учредитель или собственник должны подтвердить, что не имеют неисполненных обязательств, непогашенной или неснятой судимости за преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности, неисполненного судебного решения об обращении взыскания на имущество. Требуется также подтвердить достоверность предоставляемых сведений, правильность порядка создания организации и «иные сведения, предусмотренные формой такого заявления, установленной Минюстом».

Учредители несут полную ответственность за указанную в документах информацию. Декрет проясняет, что «к заведомо ложным сведениям не относятся описки в словах, пропуск слов, букв, цифр, ошибки в арифметических расчетах и подобные ошибки».

Если госорганы установили факт подачи ложных сведений, они подают иск в хозсуд. Только суд может признать регистрацию недействительной. «Доходы, полученные от такой деятельности, взыскиваются в местные бюджеты в судебном порядке» - за весь период осуществления деятельности.

Регистрация ИП может быть аннулирована регистрирующим органом, но решение о прекращении деятельности ИП также принимает хозсуд.

Учредители организации, регистрация которой была признана недействительной, могут обратиться за регистрацией юрлица или ИП «только по истечении года со дня вынесения хозяйственным судом решения» об этом. В отношении ИП предусмотрена более жесткая норма: если статус ИП аннулирован, гражданин «не имеет больше права» стать ИП.

Декрет существенно упрощает процедуру ликвидации субъектов хозяйствования. Закрепляется принцип «одного окна» (в регистрирующем органе) при проведении ликвидационных процедур. В тридца-тидневный срок все органы обязаны предоставить информацию о долгах, мешающих завершению процедуры ликвидации. Если за месяц такая информация не поступит, организация ликвидируется независимо от долгов.

Перечень оснований для ликвидации юрлиц и ИП существенно сокращен: сами учредители могут подать заявление; решение о ликвидации может принять суд. К сожалению, сохранена норма, согласно которой при признании задолженности субъекта безнадежным долгом, неосуществлении предпринимательской деятельности в течение 12 месяцев подряд регистрирующий орган тоже может ликвидировать юрлицо или ИП.

В целом декрет можно по праву считать одним из самых либеральных актов белорусского законодательства. Впечатляют его логичность и целостность. Конечно, остаются сложные и во многом бессмысленные пострегистрационные процедуры. Пришло время подумать об отмене печатей и оттисков, разного рода удостоверений для руководителя и др. Затратны для бизнеса и лишены смысла для государства бланки строгой отчетности.

В 2008г. Беларусь заняла 97-е место по качеству процедур открытия бизнеса и 71-е по ликвидации. С учетом положений декрета N1 по данным компонентам делового климата мы вполне можем войти в Тор-30. Однако если бы почин Минюста и других органов, работавших над декретом, поддержали другие министерства, Беларусь действительно могла бы очень быстро и успешно пройти период структурного кризиса.
Добавить комментарий
Проверочный код