Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№2 (674) 19 января 2009 г. Радости жизни

«Кто-то от радости распустил нюни»

19.01.2009
Купаловский театр встретил Николая Пинигина

Татьяна КАРЮХИНА

Никогда еще в Национальном академическом театре им. Янки Купалы не поминали с такой благодарностью тот день, когда актер Олег Гарбуз не явился на спектакль. Ведь благодаря весьма нелицеприятному разговору, состоявшемуся на следующий день после отмены спектакля, руководство осознало: в театре кризис.

Попытки распутать клубок проблем привели к тому, что на прошлой неделе слухи о назначении режиссера Николая Пинигина художественным руководителем Купаловского театра, появившиеся еще перед Новым годом, перестали быть слухами. В среду министр культуры Владимир Матвейчук представил нового худрука коллективу театра.

С приходом Пинигина в Купаловский многие связывают большие надежды: критики говорят, что «режиссер способен взять театр под свое крыло и предложить определенную художественную платформу».

Актриса Национального академического театра им. Янки Купалы Анна ХИТРИК еще две недели назад заметила: «Мы все его очень ждем и верим, что, если придет Пинигин, все изменится к лучшему». В беседе с корреспондентом «БелГазеты» актриса рассказала, как приняла труппа нового худрука.

- Что-то изменилось к лучшему, с тех пор как в октябре прошлого года в театре разгорелся скандал?

- Да, год начался для нас просто шикарно: мы репетируем постановку Чехова «Свадьба». Ставит московский режиссер Владимир Панков. И хотя мы пашем как лошади и все охают, стонут, квохчут и жалуются, что «все болит», но всем так дико нравится! И мы, как студенты: ревнуем, стараемся, переживаем и плачем… Актерам нужны такие встряски. Ведь мы привыкаем: мы знаем, что тот режиссер работает так, а этот - так. И каждый в курсе, кто из актеров у кого из режиссеров в любимчиках. А тут приехал человек, который никого из нас не знает. Пришел и сказал: «Работаем!» И тем, кто привык отсиживаться, пришлось поднять попу и начать работать.

- Театральные критики говорят, что новому худруку придется серьезно работать над актерским мастерством труппы. А как Панков оценил уровень коллектива?

- Он человек корректный. Мне кажется, он ничего не скажет, даже если что-то и думает по этому поводу. Кроме того, мы репетируем вечерами, и у него нет возможности смотреть спектакли. Остаемся работать после спектаклей...

- А совсем недавно Олег Гарбуз в интервью «БелГазете» посетовал на то, что «театр превратился в казарму»: мол, раньше актеры ночевали в театре, а теперь после 23.00 приходит вахтер и всех выгоняет...

- Это правда. Когда я пришла сюда восемь лет назад, я чувствовала себя в театре как дома. Я понимала, когда шла сюда: зарабатывать буду немного, ведь зарплаты у актеров маленькие, а работать придется очень много, у меня будет жесточайший график. И друзья меня смогут видеть только здесь, в театре. Но я шла на это, потому что знала: у меня будет еще один дом, где, если у тебя не получается, можно остаться в гримерке на всю ночь. И репетировать до утра. Или даже пить с друзьями: никто из нас не святой.

Но никто не придет, не постучит по циферблату и не скажет: «Ваше время истекло, Золушка».

Иногда вахтеры грозились вызвать ОМОН только потому, что мы на 15 минут задержались в театре. А их вечные слова: «Вы останетесь тут ночью, понапиваетесь, все поразбиваете…» Я считаю, что актер должен ночевать в театре! Это помогает его работе, а не мешает. Это на заводе ждут перерыва, а мы не замечаем…

Раньше мы ночами репетировали капустники. А в прошлом году у нас не было капустника, потому что, как мне кажется, мы не почувствовали, что это еще кому-то нужно. Ведь до этого мы же целый год ходили: «Смотри, смотри, а вот это еще можно показать на капустнике…» Мы собирали, собирали материал, а нам сказали: «Можете делать…» Потом передумали: «Хотя нет, не делайте…» Потом снова разрешили.

Вот об этом мы и говорили на том пресловутом скандальном собрании. Это не был бунт. Мы просто впервые встали и рассказали о том, о чем молчали. И задали вопросы, которые никогда не задавали прежде.

- Как встретила Пинигина труппа?

- Я никогда не видела, чтобы с таким вниманием на наших собраниях кто-то кого-то слушал, как мы слушали вчера министра культуры Владимира Матвейчука. Актеры старшего поколения тихо шептали: «Ну не томите же! Скажите…» А потом успокоились: «Слава богу!» Молодежь улыбалась. Кто-то от радости распустил нюни: актеры плакали от счастья - у них действительно были слезы на глазах.

Очень многие повторяли: «Наконец-то!» Мы ведь давно говорим, что мы очень этого хотели. Но нам все время твердили: это невозможно. И добавляли: да и зачем? Конечно, ведь Пинигин не будет спрашивать: «Вот так поставить, да? Хорошо!»

- А есть в театре хоть кто-то, кому не понравилось решение о назначении Пинигина?

- Никто не встал и не сказал: «Я - против». Конечно, всегда найдутся недовольные: кто-то с Пинигиным вообще не работал, не знает его. И это тоже хорошо. Значит, Николай Николаевич еще докажет всем, что он здесь на месте.

- На плечи Пинигина ляжет репертуарная политика театра, которая, по признанию многих, нуждается в корректировке. С чего должен начать худрук?

- Он должен посмотреть все спектакли. Если честно, я сама не видела всех спектаклей: когда на главной сцене идет что-то, что я хотела бы посмотреть, у меня спектакль на малой сцене. Но худруку придется это сделать.

- И списать неудачные спектакли?

- Я не знаю, во власти ли это художественного руководителя. Раньше такие решения принимал худсовет. Но сейчас нам сказали, что худсовет - всего лишь совещательный орган. Тогда непонятно, кому он советует. Покажите нам этих людей! Мне кажется, теперь, когда есть новый худрук, он должен поднять этот вопрос.

- Что еще во власти Пинигина исправить в театре?

- Нас, актеров, наверное… Он заставляет нас работать. Вот вчера был спектакль «Пинская шляхта», который ставил Николай Николаевич. И я не помню другого такого удачного спектакля. Бывает, кто-то скажет: «Режиссер в зале», - и тогда мы начинаем перешептываться:«Стараемся, как в первый раз». Ведь актеры - как дети: нет режиссера - ну и отлично! Потираем ладоши: где-нибудь рожу скорчу, где-нибудь промолчу, текст не договорю... Мы себе облегчаем задачу, ведь трудно же рваться все время. Но Пинигина в зале не было, а спектакль прошел, как в день премьеры. И даже лучше!

Наверное, Пинигину придется присмотреться к нам. Ведь на всех на нас висят какие-то ярлыки. Кому-то в свое время сказали: ты не Гамлет! Оля Нефедова работает у нас на полставки: большая, фактурная, интересная. Но режиссеры до сих пор не видели в ней ничего. Она только у Пинигина работает. А больше никто ее не замечает. Она носила для себя пьесы: давайте попробуем это… Но ей все время отказывали. Может, Пинигин ей скажет: «Оля, я знаю еще пьесу, в которой ты будешь к месту».

- Вы тоже незадолго до скандала в театре перешли на полставки, о чем не преминула упомянуть в своем письме президенту страны актриса Елена Иванникова. Не собираетесь вернуться на ставку?

- Собираюсь! Но я вернусь на ставку, когда буду понимать, что действительно готова работать 28 спектаклей в месяц. Когда будет понятно, что будет с театром дальше. Когда Николай Николаевич нас соберет и скажет, что он намерен делать дальше. Или хотя бы: помогите мне сделать то-то и то-то...

- А Пинигин рассказал, как будет работать труппа под его руководством?

- Он ничего нам не обещал, только сказал, что «мы будем стараться». И мне это понравилось.

- Что он еще говорил?

- Он начал со слов: «Я не буду произносить тронных речей». И это правильно: если бы он сказал что-то вроде «Ребята, мы победили… Наконец-то!» - было бы некрасиво. Как если бы он сказал: «До меня все было г…но. Но я пришел, и все будет the best».

Мне понравилось и то, что Пинигин сказал Валерию Раевскому, который 35 лет руководил труппой. Не просто хорошие слова, которые нужно было произнести, а самые нужные и правильные слова. Сказал, что очень благодарен Валерию Николаевичу. Ведь Раевский сделал большой шаг: он сам позвонил Пинигину, сам предложил ему это место.
Добавить комментарий
Проверочный код