Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№2 (674) 19 января 2009 г. Личный вкус

Четвёртая олигархическая

19.01.2009
камерТОН

Кирилл БОРИСЕНКО

В конце прошлого года имя Арво Пярта вновь появилось в новостных сводках. «Знаменитый композитор посвятил свою первую за 40 лет симфонию Михаилу Ходорковскому!» - и далее по тексту. История о Пярте и Ходорковском имела все шансы потеснить традиционное «арво пярт канон покаянен скачать» в первых позициях поисковых ресурсов, однако «Канон Покаянен» атаку выдержал.

 Политаспект новой симфонии Пярта особенно сильно поддерживали российские новостные источники. Зарубежные, имеющие прямой доступ как к самому проживающему в Германии Пярту, так и к оригиналу этой новости в The Guardian, тоже включились в раскрутку истории о посвящении, однако без знаменитого славянского неистовства. В связи с симфонией и здесь вспоминали о человеке по имени Mikhail Khodorkovsky, поясняя особенности его незавидного положения. Но при этом старались, например, сильно не концентрироваться на фразе «первую за 40 лет» - дабы не смутить граждан читавшимся в ней свидетельством якобы великого сорокалетнего творческого тунеядства композитора. Зато уж слишком навязчиво предлагали посетить сайт издательства Universal Edition, разместившего в открытом доступе ноты 4-й симфонии.

Вот как обстоят дела в странах со стопроцентной музыкальной грамотностью населения. К концу декабря шум вокруг новой симфонии поутих, а 12 января состоялась ее премьера.

Понять волнение российской прессы можно: первый ресурс, который перепечатал новость из блога журналиста The Guardian, не рассмотрел в партитуре информации о посвящении сочинения Пярта и высек на кириллических веб-скрижалях сакраментальное: «Никаких комментариев относительно посвящения партитура симфонии не содержит».

Это был намек на некую интригу второго уровня, которую последующие информационные ресурсы подняли на уровень третий и развили ее до истории, как Арво Пярт при личной встрече с обозревателем The Guardian обмолвился об истинном-де посвящении симфонии, проходящей под кодом Los Angeles. Зарубежным СМИ оставалось только довольствоваться интригой о несимфоническом в принципе творчестве Пярта. Потом как-то все выяснилось само собой: и сезон 2006-07гг. исполнения своих сочинений Пярт посвящал Анне Политковской, и новая симфония на самом деле, оказывается, посвящена Михаилу Ходорковскому, и название ее оказалось «Лос-Анджелесская», и для премьеры ее был выбран модерновый Walt Disney Concert Hall лос-анджелесского музыкального центра.

Предварявшие премьеру мифы любопытны, если вспомнить, что вообще симфония как таковая значит для Пярта. Известный феномен «симфонического кошмара», который Арво Пярт находил, например, в отдельных сочинениях Шостаковича, некоторое время составлял предмет жестоких и требовательных боев, которые Пярт разворачивал в ранний период своего творческого пути.

Записи «Симфонии N1» (1963), «Симфонии N2» (1966) и «Симфонии N3» (1973) могут предложить любителю музыки настоящую летопись мужания композитора в этих неравных схватках. В первых двух «симфонический кошмар» был атакован с позиций модернизма, во второй симфонии даже при участии детских резиновых пупсов-пищалок и целлофана в качестве музыкальных инструментов. Третья симфония Пярта, коллекция безмятежных фантазий на полифонические темы, уже несет на себе печать будущего духовного просветления автора. Потом Пярт найдет свой собственный стиль tintinnabuli («колокольчики» - как откровение простого в сложном), получит ярлык «сакрального минималиста» и забросит симфонию на добрых 38 лет. Чтобы вернуться к ней в 2008г., подвергнув новому испытанию поклонников музыки своего зрелого периода творчества.

Счастливчики, попавшие на мировую премьеру «Симфонии N4» Арво Пярта, как и можно было предположить, новинкой оказались впечатлены. Кто-то услышал в ней драгоценные пяртовские «длинноты и паузы», кто-то направил Пярту за сцену записку с вопросом: «Кем для вас является Ходорковский?» - и получил ответ Пярта: «Ходорковский - великий человек», ценный автограф наивного классика. Эстеты нашли посвящение «странным», но музыку в целом достойной лучших произведений Пярта.

Остается только посоветовать отечественным меломанам подготовить необходимые документы для поездки в Нью-Йорк до 10 мая 2009г., когда состоится не менее грандиозная нью-йоркская премьера новой симфонии Арво Пярта.
Добавить комментарий
Проверочный код