Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
Федеральная таможенная служба РФ. Таможенный холдинг. Таможенный кодекс РФ
certgroup.ru
№2 (674) 19 января 2009 г. Экономика

Stand by платежом красен

19.01.2009
Как Беларуси правильно проедать кредит МВФ

Ярослав РОМАНЧУК

После длительных переговоров Международный валютный фонд осчастливил Беларусь кредитом stand by на $2,46 млрд. для поддержки усилий страны по адаптации к внешним шокам. Кредит будет выделяться в течение 15 месяцев. Процент очень низкий (до 5%), срок погашения длинный (около 5 лет). Сумма кредита соответствует 418,8% от квоты РБ в МВФ. Первый транш в объеме $787,9 млн. уже получен. Остальные деньги придут «при условии завершения квартальных обзоров». Обруганная некогда международная организация решила помочь нашему правительству нейтрализовать «важнейшие факторы уязвимости».

БАБЛОС - ВАШ, ИДЕИ - НАШИ

Вроде бы специалисты МВФ и белорусские министры договорились. Признали факт наличия внешних шоков и опасных источников уязвимости. Заявили, что продолжать старую макроэкономическую и инвестиционную политику невозможно.

Отдельные адекватные чиновники быстро поняли, что жить по пятилетним планам больше нельзя. По ценам на нефть и схемам с продажей нефтепродуктов мы стремительно приближаемся к положению начала 2000-х, когда доля минеральных продуктов в экспорте была около 10%, а не 40%, как в 2006-08гг. Дешевый газ тоже неумолимо становится историей. Хорошо бы на металлах и калийных удобрениях в 2009г. заработать столько, сколько в 2003-04гг.

Существенных иностранных инвестиций ждать напрасно: желающих покупать активы в 2009г. по ценам 2007г., как того хотят власти, не будет. Внутренний спрос, еще один потенциальный источник роста экономики, после шока девальвации и бурного шопинга первой недели января 2009г. тоже иссыхает. Других явных источников экономического роста экономики нет. Даже если Беларусь получит $5 млрд. внешних кредитов, закрыть черные дыры в экономике будет невозможно.

Остро стоит вопрос о сокращении бюджетных расходов. Не обойдется без многократного повышения тарифов на ЖКУ, транспорт и импортные товары. Никуда не денется высокая инфляция. Нацбанку не дадут резко сокращать темпы эмиссионной накачки финансовой системы, ибо это вызвало бы стопор госбанков.

Все эти факторы известны и МВФ, и белорусским властям. Но Фонд прогнозирует темпы роста ВВП Беларуси в 2009г. в 1,4%, а наши министры - по-прежнему 8-10%. Хотя в коридорах власти уже циркулирует мнение, что в 2009г. будет падение ВВП.

ПЕРЕГРЕЛИСЬ

После выделения кредита Александр Лукашенко похвалил МВФ, сказав, что его требования обоснованны. «Беларусь испытывает серьезные экономические проблемы. Неблагоприятные изменения условий торговли, падение спроса со стороны торговых партнеров и трудности с получением внешнего финансирования выявили факторы внешней уязвимости и привели к снижению международных резервов. В условиях этих шоков и корректировки, необходимой для их сдерживания, активность экономики в 2009г., скорее всего, снизится», - констатирует МВФ.

МВФ объясняет, что темпы роста ВВП, которые с 2002г. составляли примерно 9% в год, обеспечены за счет «резервных мощностей и высокого уровня инвестиций»: «Спросу благоприятствовало сочетание резкого повышения экспортных цен, быстрого роста в странах, являющихся торговыми партнерами, и крупных энергетических субсидий от России».

И вот пришел IV квартал 2008г. Резервных мощностей практически не осталось. С инвестициями напряженка. Экспортные цены упали. Соседние страны переживают рецессию. Россия резко сокращает энергетические дотации. Правительство, банки, предприятия не заметили этого и продолжали двигаться по старой траектории. В результате перегрев: рост инфляции, долгов, неликвидов, незавершенного строительства, плохих кредитов и убыточных инвестпроектов.

Как пишет МВФ, «во время этого экономического бума не были устранены уязвимые места во внешнем секторе: уровень международных резервов оставался низким, цены на некоторые российские энергоносители были пересмотрены, а экспорт на рынки стран Запада по-прежнему был сконцентрирован в секторе нефтепродуктов, тогда как статьи экспорта с более высокой добавленной стоимостью в основном направлялись в СНГ. В финансовом секторе возросли кредитные риски, связанные с заимствованием в иностранной валюте и зависимостью от мировой банковской системы в плане получения финансирования».

Беларусь не накопила резервов. По информации МВФ, на конец 2008г. они составили критически низкую величину $2865 млн., или только 33,5% от объема кратко-срочного долга. Мы проели кредиты и энергетический грант. Подсели на валютные займы. Не сумели модернизировать производство и закрепиться на внешних платеже-способных рынках.

«ОБЩИЕ МЕРЫ» В «СРЕДНЕСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ»

Понимая серьезность проблем, МВФ делает явные реверансы в сторону правительства Беларуси: «У властей есть четкая стратегия преодоления стоящих перед ними сложных проблем». Это очень сильное заявление, оно предполагает, что Совмин, Нацбанк, администрация президента приняли некую жесткую антикризисную программу адаптации к потенциальной потере около $10 млрд. валютной выручки и необходимости погашения в 2009г. внешнего долга субъектов хозяйствования в $7,6 млрд. После резкой девальвации рубля погасить такие суммы будет очень непросто.

МВФ похвалил власти Беларуси за девальвацию, повышение Нацбанком ставки рефинансирования и за привязку к корзине валют. Из-за включения нестабильного российского рубля в нашу валютную корзину у Нацбанка появилось законное основание для «опускания» белорусского рубля. Привязка оказывается очень «грязной»: получается, что сформировать ожидания по курсу рубля к основным валютам крайне сложно. Если колебания доллар/евро еще можно предвидеть в пределах 15-20%, то российский рубль (а с ним и белорусский) могут падать гораздо быстрее.

Фонду понравились действия Совмина по отмене повышения зарплаты в конце 2008г. и декларации о сокращении бюджетных расходов. Отметим, что в указе президента о бездефицитном бюджете начала 2009г. не сказано о необходимости существенного сокращения доходной и расходной частей бюджета. По мнению МВФ, в 2009-10гг. доходы и расходы консолидированного бюджета Беларуси останутся такими же высокими, как и в последние годы, - 48-49% ВВП.

Тут даже о мягкой адаптации бюджетной политики речь не идет. Вполне уместно определение «разнузданная фискальная политика». Похоже, МВФ и Совмин сошлись на том, что, несмотря на вопиюще низкое качество управления госресурсами, государство по-прежнему будет перераспределять половину ВВП. Эта ситуация грозит быстрым проеданием внешних и внутренних кредитов нереформированными банками и госпредприятиями, вползанием в долговую ловушку, увеличением социальных издержек псевдорыночного шока без реальной экономической свободы.

Таблица

МВФ пишет: «За корректировкой валюты должны последовать важнейшие структурные реформы, в т.ч. либерализация цен и зарплаты. Для поддержания более высоких среднесрочных темпов роста необходимы также более общие меры в поддержку развития частного сектора, в т.ч. сокращение размеров органов госуправления, дерегулирование и приватизация, которые должны осуществляться максимально быстро».

Понятия «общие меры» и «среднесрочная перспектива» не расшифрованы. Вот Совмин и ищет лазейки для оправдания блокировки приватизации. Фонд справедливо считает, что для поддержки ликвидности и платежеспособности финансового сектора «важно очистить банковскую систему от целевого кредитования», но эти рекомендации не встречают у чиновников такого же энтузиазма и понимания, как девальвация. По сути дела, МВФ признает: в ближайшие два года правительство будет «закапывать» миллиарды долларов, в т.ч. кредитных, в поддержку старых, малоэффективных бизнес-проектов, вместо того чтобы однозначно заявить о необходимости кардинального изменения инвестиционной политики и проведения уже сегодня структурной реформы.

ЛИБЕРАЛЬНЫЕ НЕСТЫКОВОЧКИ

Остается загадкой, как при столь высоких и лестных оценках программы правительства МВФ и Сов-мин так сильно расходятся в оценке темпов роста ВВП на следующий год. МВФ прогнозирует сокращение инвестиций в 2009г. на 4,9%, а наше правительство все еще не отказалось от роста на 23-25%.

С высоких трибун все чаще звучат слова «либерализм» и «либерализация». Адаптироваться к прогнозным показателям президента от августа 2008г. или к реальности января 2009г.? Предприятия до сих пор не знают. Не знают этого и министры, и облисполкомы. МВФ общается с небольшой группой неплохо подготовленных чиновников. Однако они не могут полноценно довести достигнутые договоренности до всех администраторов. Получается некая разноскоростная адаптация к кризису: голова уже начала реформы, а хвост все еще пребывает в состоянии блаженного совкового консюмеризма.
Добавить комментарий
Проверочный код