Воскресенье, 11 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
Экспертиза квартиры от Свой дом. Гарантия качества строительства Заказать
aksiomaexpert.ru
№51 (672) 22 декабря 2008 г. Портмоне

Благословляя конкуренцию

22.12.2008
Ритейл пока на кризис не жалуется

Ольга САМСОНОВА

«Погибнут все, только Беларусь выживет», - иронизировали по поводу кризиса участники конференции «Ритейл в Беларуси. Консолидация розничного бизнеса для минимизации кризисных рисков. Развитие розничных сетей», состоявшейся в Минске в конце ноября. И вполне серьезно продолжали: «У нас «цветочки» по сравнению с Россией и Украиной». Но из глубины зала доносились голоса скептиков: «Ребята, вы попались на удочку предкризисного роста товарооборота. Покупатели боятся остаться без денег. Месяца через три вы запоете по-другому! Пока не поздно, нужно разрабатывать антикризисные программы!»

Хотя круглый стол организовывался «для эффективного обсуждения возможных последствий кризиса», о них говорили меньше всего. Да и некому было рассуждать об этом: присутствовавших директоров объектов розничной торговли можно было пересчитать на двух пальцах одной руки: Сергей Черняк («На недельку») и Владимир Нерозя («Юбилейный-92»). Нерозя предположил, что в условиях кризиса супермаркетам, где отовариваются более состоятельные покупатели, будет легче выживать, чем «гиперам». В дискаунтере «На недельку» конкуренцию рассматривают не в терминах выживания, а как фактор, стимулирующий развитие. Это по-евангельски афористично выразила замдиректора по маркетингу и поставкам Анна Заборонок: «Благословляйте преследующих вас, ибо гонят они вас, сами того не ведая, к светлому будущему».

Проблема, на которую дружно жалуются все ритейлеры, - дефицит квалифицированного персонала в условиях увеличивающегося количества магазинов. Особенно волнуются сети, активно осваивающие регионы: в глубинке квалификация специалистов особенно низкая. Собственники хотят видеть по всей Беларуси столичных менеджеров, но достойной системы мотивации нет. Даже в Минске на топовых позициях нередко находятся экспаты из Литвы, России, Украины. В итоге после трех-четырех лет работы крупных сетей и гипермаркетов стали организовываться «кочевые» команды специалистов, коллективно переходящие от одного работодателя к другому.

О кадровых проблемах жестко и принципиально высказался Нерозя: «Тезис «кадры решают все» не утратил своего значения. В сентябре два наших специалиста были в Германии, в начале января еще два улетают в Голландию, один был в Японии, другой сейчас находится в Израиле… Если обученному работнику мы будем платить достойную зар-плату и давать возможность еще зарабатывать, он не уйдет. Конечно, у него должен быть контракт минимум еще на год, чтобы он обучил персонал». Пока же многие магазины крупных форматов предпочитают ставить «на зал» линейных сотрудников без квалификации - из студентов и прочей молодежи, хотя подготовленных профи такая «линейка», конечно, не заменит.

Директор «Юбилейного-92» жестко раскритиковал практику госрегулирования и борьбы с импортом, попутно затронув долгосрочные перспективы развития отрасли: «Тем, что у нас нет внутреннего объединения в торговле, и магазины живут сами по себе, пользуются российские и иностранные коммерсанты… Сети создаются не белорусские, а иностранные. Пока правительство не даст возможность и не выделит кредиты, грандиозных успехов в торговле у нас не будет».

Хватает проблем и на микроуровне: недостаточно развит мерчендайзинг, большие проблемы с дефицитом приспособленных торговых площадей и перепланировкой неприспособленных. «Долгое время наши магазины, будучи не очень привлекательными, имея неэффективную планировку торговых залов и не совсем удачный ассортимент, могли зарабатывать хорошие деньги. С приходом конкурентов и кризиса необходимо оптимизировать технологию торговли», - советует директор компании «РитейлМаркетинг» Татьяна Закжевская. Самая плачевная ошибка планировки - непродуманная организация маршрута внутри торгового зала. Покупательский поток не распространяется по всему торговому залу, поэтому порой используется лишь треть его потенциала. В результате преимущественно продается неприбыльный товар повседневного спроса: хлеб, мясо, молоко, а промтовары лежат на полках по полтора года. Вторая ошибка - дробление товарной группы на несколько частей: покупатель не видит основного ассортимента, когда товар расположен в разных частях зала. Третья проблема - на основной магистрали зала, где проходят 100% покупателей, расположены товары с низкой товарной наценкой, покупка которых планируется заранее.

С главным после госрегулирования бичом отечественного ритей-ла - недостатком приспособленных площадей - быстро справиться не удастся. «Способ только один: первые этажи в центре выводить из жилого фонда в нежилой, - уверена замдиректора компании «Инфо-Сталкинг» Наталья Рябова. - Покупать у людей эти квартиры и делать отдельный вход. У нас это крайне сложно. Купить помещение 300-500 кв. м в центре невозможно».

Нерозя советует коллегам активнее изучать спрос в прилегающих к магазину районах: «Некоторые товары магазины напрочь отказываются приобретать, не проведя исследований. Кого-то отпугивает цена. Считанные магазины в Минске, не говоря уже о всей Беларуси, имеют в продаже товары, которые не дают никакой прибыли. Сегодня вы практически ни в одном магазине не сможете купить шампанское за Br300 тыс. Та же живая форель прибыли почти не дает. Но люди знают, что за определенным товаром нужно ехать в конкретный магазин. Люди с большой суммой денег не несут ее в какой попало магазин, а централизованно привозят в единичные магазины. Если в большинстве магазинов средняя покупка - Br50-70 тыс., то мы уже говорим о Br500 тыс. Но для таких покупателей должно быть соответствующее предложение».

Не прекращается в профессиональной среде и спор о будущности торговых форматов. По мнению менеджера по маркетингу компании «КонкордияИнвест» Валентины Курочкиной, особенно активно будет развиваться формат «магазин у дома»: «Сети потихоньку охватывают рынок. Учитывая количество проектов в сфере жилищного строительства, они будут иметь стабильный покупательский поток». По мнению Натальи Рябовой, весьма перспективна ниша дискаунтеров: «Сегодня их количество ничто для Беларуси. Этот формат предполагает экономию на издержках. Там можно ставить хоть самодельное оборудование! Но не хватает и магазинов «у дома». В Минске легко может быть не четыре, а двенадцать гипермаркетов… Неперспективен только один формат: плохой магазин с плохим управлением, не переведенный на самообслуживание». Напомним: доля прилавочной торговли в Беларуси все еще гораздо выше, чем у соседей.
Добавить комментарий
Проверочный код