Воскресенье, 11 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№51 (672) 22 декабря 2008 г. Портмоне

Отоварят по полной

22.12.2008
В наступающем году конкуренция в ритейле усилится

Кирилл НЕЖДАНСКИЙ

Под фанфары предпраздничного спроса отечественная розничная торговля предпочитает не говорить о кризисе. Однако наиболее проницательные игроки столичного розничного рынка уже предполагают изменение характера и динамики спроса в 2009г.: самые продвинутые спешно реанимируют или формируют программы лояльности - с дисконтными картами и без оных. Видимо, в 2009г. по-настоящему развернется битва за покупателя, способного регулярно покидать кассу с нормальным чеком. Выиграет ее тот, кто продемонстрирует, что умеет жить не только с наценки, но и с оборота.

ЗА ЧЕЙ СЧЁТ БАНКЕТ?

В III квартале 2008г., вероятно, был достигнут пик расходов домохозяйств. Даже если за IV квартал этот показатель будет перекрыт за счет праздничных покупок и сбрасываемых в предкризисной панике сбережений, в 2009г. статистика вряд ли будет столь вдохновляющей. Однако сумма, за которую конкурируют ритейлеры, уже примерно просчитана.

СПРАВКА «БелГазеты». По данным Белстата, в III квартале 2008г. средние потребительские расходы на одну семью увеличились на 23,7% в сравнении с аналогичным периодом 2007г. Ежемесячно среднебелорусская семья тратила на потребительские нужды Br1,628 млн., из них 40,3% - на продукты питания, 2,3% - на алкоголь, 35,9% - на непродовольственные товары, 21,5% - на услуги. В январе-сентябре 2008г. располагаемые ресурсы домохозяйств (деньги+потребленные продукты подсобного хозяйства за вычетом затрат+льготы и дотации) составили в среднем Br1,3 млн. в месяц.

Обещанием года для отрасли, похоже, станут предложения Совмина по отмене лицензий на розничную торговлю (80% всех лицензий), конфузом сезона - крайне непопулярное решение столичных властей о сносе киосков (другие форматы не в состоянии полностью принять на себя сбыт быстрооборачиваемых товаров), интригой рубежа 2008-09гг. - эффективность запускаемых программ лояльности. Но главная тенденция уходящего года - борьба с импортом, продемонстрировавшая, что во время потребительского бума рост жизненного уровня происходил в основном за счет этого самого импорта.

НЕДЗЕ ПРЫТУЛIЦЦА

За годы экономического подъема торговля так и не решила свою главную проблему - дефицита приспособленных площадей. Вводились в основном крупные объекты, количество небольших «магазинов у дома», перераспределяемых между сетями, оставалось почти неизменным. Итог: как сообщил на недавней конференции по ритейлу замдиректора «Твоя столицаконсалт» Юрий Попов, обеспеченность торговыми площадями в Минске почти втрое ниже европейских показателей - 220 кв. м на 1 тыс. чел., из них качественных площадей - около 35 кв. м на 1 тыс. чел. (для сравнения: в Москве - 190 кв. м). В этом Минск отстает не только от Европы или российской столицы, но и от многих городов-миллионников России или Украины.

При существующих ставках арендной платы (55-60 евро за кв. м с НДС) и арендуемой площади 30-150 кв. м для малого и среднего бизнеса вход в цивилизованную розницу слишком дорог. Снижение арендных ставок остается скорее исключением, чем правилом. Видимо, арендаторы должны быть довольны и этим: ставкам есть куда расти - уровня Елисейских полей или Пятой авеню они пока не достигли.

СПРАВКА «БелГазеты». По данным Colliers International, самые дорогие ставки аренды торговых площадей на Пятой авеню в Нью-Йорке ($18,333 тыс. за кв. м), на втором месте Елисейские поля в Париже ($16,313 тыс.), за ними с небольшим отрывом следует ул.Тверская в Москве.

ФИРМА ВЕНИКОВ НЕ ВЯЖЕТ

Исстрадавшийся от сбытового кризиса Совмин напомнил госсектору о таком резерве, как фирменная торговля. По словам замминистра торговли Вячеслава Драгуна, ее проблема «в том, что на сегодня она не обеспечена ассортиментом, который присутствует в их сферах производства… Ведомственная торговля должна отвечать всем требованиям, которые предъявляются к остальным предприятиям торговли, там должна быть полная линейка товаров, а не только того предприятия, в ведении которого находится этот магазин». Здесь Минторг совершенно прав: торговать дюжиной позиций из одной товарной группы невыгодно, как, впрочем, и собранным по принципу «с бору по сосенке» разномастным ассортиментом: «В продовольственном магазине покупатель требует присутствия универсального ассортимента товаров, а в непродовольственном - товаров определенного назначения».

СПРАВКА «БелГазеты». Минторг считает возможным пересмотреть фиксированные нормы доли товаров учредителя фирменного магазина (75% для непродовольственных товаров и 50% для продовольственных) и обращает внимание на архаичность технологий белорусской фирменной торговли: самообслуживание применяется только в 7% магазинов Минсельхозпрода, в 14% магазинов Минпрома, в 11% - Минстройархитектуры.

Не изучается спрос, не обучается персонал, «отсутствуют бесплатные упаковочные материалы, и покупателям предлагается приобрести их по розничным ценам». Изменится ситуация не раньше реструктуризации предприятий-учредителей, которым при нынешней структуре управления самостоятельные розничные продажи сулят лишь внеплановую головную боль.

В декабре интенсификацией фирменной торговли вознамерился заняться один из рекордсменов по складским запасам - Беллегпром. Дело благое, но без технологий и инвестиций оно обречено на неудачу. Комплексно концерн мог бы решить проблему за счет создания сети супермаркетов отечественной одежды эконом-класса с возможностью одеться с головы до пят, двенадцатичасовым режимом работы, четким зонированием по товарным группам, самообслуживанием и продуманной выкладкой. Увы, все это требует людей, площадей и денег. Если вспомнить, что в предыдущие годы фантазия чиновников не простиралась далее выделения легпрому бесплатных площадей в гипермаркетах и ТЦ, исход затеи легко предсказать. Поэтому госсектору лучше искать способы более эффективного взаимодействия с существующими розничными сетями, чем изобретать очередной велосипед на биотопливе.
Добавить комментарий
Проверочный код