Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Обеспечит ли работой 500 тыс. граждан, официально зарегистрированных как безработные, обновленная версия декрета N3 «о тунеядцах»?
нет, скрытая безработица гораздо выше
нет, пока не будут проведены структурные реформы в экономике
нет, все закончится очередными акциями протеста
да, если президент приказал
нет, пятая колонна в Совмине преднамеренно дезинформирует президента
№51 (672) 22 декабря 2008 г. Портмоне

Отоварят по полной

22.12.2008
В наступающем году конкуренция в ритейле усилится

Кирилл НЕЖДАНСКИЙ

Под фанфары предпраздничного спроса отечественная розничная торговля предпочитает не говорить о кризисе. Однако наиболее проницательные игроки столичного розничного рынка уже предполагают изменение характера и динамики спроса в 2009г.: самые продвинутые спешно реанимируют или формируют программы лояльности - с дисконтными картами и без оных. Видимо, в 2009г. по-настоящему развернется битва за покупателя, способного регулярно покидать кассу с нормальным чеком. Выиграет ее тот, кто продемонстрирует, что умеет жить не только с наценки, но и с оборота.

ЗА ЧЕЙ СЧЁТ БАНКЕТ?

В III квартале 2008г., вероятно, был достигнут пик расходов домохозяйств. Даже если за IV квартал этот показатель будет перекрыт за счет праздничных покупок и сбрасываемых в предкризисной панике сбережений, в 2009г. статистика вряд ли будет столь вдохновляющей. Однако сумма, за которую конкурируют ритейлеры, уже примерно просчитана.

СПРАВКА «БелГазеты». По данным Белстата, в III квартале 2008г. средние потребительские расходы на одну семью увеличились на 23,7% в сравнении с аналогичным периодом 2007г. Ежемесячно среднебелорусская семья тратила на потребительские нужды Br1,628 млн., из них 40,3% - на продукты питания, 2,3% - на алкоголь, 35,9% - на непродовольственные товары, 21,5% - на услуги. В январе-сентябре 2008г. располагаемые ресурсы домохозяйств (деньги+потребленные продукты подсобного хозяйства за вычетом затрат+льготы и дотации) составили в среднем Br1,3 млн. в месяц.

Обещанием года для отрасли, похоже, станут предложения Совмина по отмене лицензий на розничную торговлю (80% всех лицензий), конфузом сезона - крайне непопулярное решение столичных властей о сносе киосков (другие форматы не в состоянии полностью принять на себя сбыт быстрооборачиваемых товаров), интригой рубежа 2008-09гг. - эффективность запускаемых программ лояльности. Но главная тенденция уходящего года - борьба с импортом, продемонстрировавшая, что во время потребительского бума рост жизненного уровня происходил в основном за счет этого самого импорта.

НЕДЗЕ ПРЫТУЛIЦЦА

За годы экономического подъема торговля так и не решила свою главную проблему - дефицита приспособленных площадей. Вводились в основном крупные объекты, количество небольших «магазинов у дома», перераспределяемых между сетями, оставалось почти неизменным. Итог: как сообщил на недавней конференции по ритейлу замдиректора «Твоя столицаконсалт» Юрий Попов, обеспеченность торговыми площадями в Минске почти втрое ниже европейских показателей - 220 кв. м на 1 тыс. чел., из них качественных площадей - около 35 кв. м на 1 тыс. чел. (для сравнения: в Москве - 190 кв. м). В этом Минск отстает не только от Европы или российской столицы, но и от многих городов-миллионников России или Украины.

При существующих ставках арендной платы (55-60 евро за кв. м с НДС) и арендуемой площади 30-150 кв. м для малого и среднего бизнеса вход в цивилизованную розницу слишком дорог. Снижение арендных ставок остается скорее исключением, чем правилом. Видимо, арендаторы должны быть довольны и этим: ставкам есть куда расти - уровня Елисейских полей или Пятой авеню они пока не достигли.

СПРАВКА «БелГазеты». По данным Colliers International, самые дорогие ставки аренды торговых площадей на Пятой авеню в Нью-Йорке ($18,333 тыс. за кв. м), на втором месте Елисейские поля в Париже ($16,313 тыс.), за ними с небольшим отрывом следует ул.Тверская в Москве.

ФИРМА ВЕНИКОВ НЕ ВЯЖЕТ

Исстрадавшийся от сбытового кризиса Совмин напомнил госсектору о таком резерве, как фирменная торговля. По словам замминистра торговли Вячеслава Драгуна, ее проблема «в том, что на сегодня она не обеспечена ассортиментом, который присутствует в их сферах производства… Ведомственная торговля должна отвечать всем требованиям, которые предъявляются к остальным предприятиям торговли, там должна быть полная линейка товаров, а не только того предприятия, в ведении которого находится этот магазин». Здесь Минторг совершенно прав: торговать дюжиной позиций из одной товарной группы невыгодно, как, впрочем, и собранным по принципу «с бору по сосенке» разномастным ассортиментом: «В продовольственном магазине покупатель требует присутствия универсального ассортимента товаров, а в непродовольственном - товаров определенного назначения».

СПРАВКА «БелГазеты». Минторг считает возможным пересмотреть фиксированные нормы доли товаров учредителя фирменного магазина (75% для непродовольственных товаров и 50% для продовольственных) и обращает внимание на архаичность технологий белорусской фирменной торговли: самообслуживание применяется только в 7% магазинов Минсельхозпрода, в 14% магазинов Минпрома, в 11% - Минстройархитектуры.

Не изучается спрос, не обучается персонал, «отсутствуют бесплатные упаковочные материалы, и покупателям предлагается приобрести их по розничным ценам». Изменится ситуация не раньше реструктуризации предприятий-учредителей, которым при нынешней структуре управления самостоятельные розничные продажи сулят лишь внеплановую головную боль.

В декабре интенсификацией фирменной торговли вознамерился заняться один из рекордсменов по складским запасам - Беллегпром. Дело благое, но без технологий и инвестиций оно обречено на неудачу. Комплексно концерн мог бы решить проблему за счет создания сети супермаркетов отечественной одежды эконом-класса с возможностью одеться с головы до пят, двенадцатичасовым режимом работы, четким зонированием по товарным группам, самообслуживанием и продуманной выкладкой. Увы, все это требует людей, площадей и денег. Если вспомнить, что в предыдущие годы фантазия чиновников не простиралась далее выделения легпрому бесплатных площадей в гипермаркетах и ТЦ, исход затеи легко предсказать. Поэтому госсектору лучше искать способы более эффективного взаимодействия с существующими розничными сетями, чем изобретать очередной велосипед на биотопливе.
Добавить комментарий
Проверочный код